Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по курсу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.11.2021

Просмотров: 634

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наиболее известной теорией содержания мотивации считается

иерархия потребностей, по Маслоу. Абрахам Маслоу считал, что все

потребности человека можно разделить на 5 уровней: 1) физиологи¬

ческие- 2) в безопасности и защищенности; 3) социальные (в принад¬

лежности и причастности); 4) в признании и уважении; 5) в самовыра¬

жении. ,

Маслоу считал, что пока не будут удовлетворены потребности более низкого уровня, потребности следующего уровня у человека просто не возникают. Процесс мотивации, по Маслоу, — это процесс «снизу вверх» по иерархии потребностей.

Теория Маслоу не получила подтверждения, так как в ней не удалось учесть индивидуальные особенности людей.

Клейтон Альдерфер также исходил в своей теории ERG из того, что потребности могут быть объединены в отдельные группы, распо¬ложенные иерархически: 1) потребности существования; 2) связи; 3) роста.

Альдерфер считал, что движение от потребности к потребности идет в обе стороны: вверх, если удовлетворена потребность нижнего уров¬ня, и вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уров¬ня. Эта теория открывает для менеджеров перспективы поиска эффек¬тивных и менее затратных средств мотивации, соотносящихся с более низким уровнем удовлетворения потребностей работников, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей бо¬лее высокого уровня.

Теория приобретенных потребностей (Д. МакКлеланд) делает упор только на потребности высших уровней: во власти, рождающая стремление к лидерству; в достижении успеха как необходимость ви¬деть результаты своей деятельности; в причастности — потребность быть не только исполнителем, но и соучастником.

На практике эта теория в большей степени применима к мотивации людей, занимающих или стремящихся занять высокое положение в служебной иерархии.

В соответствии с двухфакторной моделью Ф. Герцберга все фак¬торы, влияющие на работу человека, делятся на: 1) факторы здоровья; 2) факторы мотивации.

Факторы здоровья — это размер оплаты и условия труда, режим работы, отношения в коллективе, характер контроля со стороны адми¬нистрации и т.д. Мотивация возникает только тогда, когда эти факто¬ры вступают во взаимодействие с факторами мотивации, которые отражают мотивы жизни и трудовой деятельности индивида: продви¬жение по служебной лестнице, достижение успеха, возможность роста и самовыражения, удовлетворение от самой работы и т.д.



51

В XX в. было разработано достаточно большое количество различ¬ных теорий мотивации.

Все теории мотивации могут быть выделены в две большие группы:

содержательные теории мотивации;

процессуальные теории мотивации.

Процессуальные теории мотивации (теории процесса мотива¬ции) — теории, предметом исследования которых является динамика взаимодействия различных мотивов, основанная на том, как ведут себя люди с учетом не только их потребностей, но и восприятия, ожидания возможных последствий выбранного типа поведения. Эти теории ос¬нованы на учете того, как человек распределяет свои усилия в процес¬се деятельности и как выбирает конкретный вид деятельности и вид поведения в процессе своей деятельности.


Теории процесса мотивации говорят о том, как строится этот про¬цесс и как можно осуществить мотивирование людей на достижение желаемых результатов.

Наиболее известными процессуальными теориями мотивации

являются:

1) теория ожиданий;

2) теория справедливости (равенства);

3) модель Л. Портера — Э. Лоулера.

В самом общем виде теорию ожидания можно сформулировать как учение, описывающее зависимость мотивации от двух моментов: как много человек хотел бы получить и насколько возможно для него по¬лучить то что он хочет, в частности, как много усилий он готов затратить на это. Теория ожидания представляет нам своеобразную «фор¬мулу» мотивации, состоящую из трех основных переменных:

ожидание работником того, что его усилия дадут желаемые ре¬

зультаты;

ожидание того, что эти результаты повлекут за собой определен¬

ное вознаграждение;

ожидаемая ценность вознаграждения (валентность).

Теория справедливости исходит из того, что люди в процессе ра¬боты постоянно соотносят затраченные усилия с полученным вознаг¬раждением и сравнивают полученный результат с оценкой других ра¬ботников. На основании этого сравнения в зависимости оттого, удов¬летворен ли он, человек строит свое поведение в организации. Если сравнение показывает дисбаланс не в пользу работника, у него воз¬никает чувство несправедливости и психологическое напряжение, сни¬жающее мотивацию.

Комплексная процессуальная модель Портера — Лоулера вклю¬чает элементы теории ожиданий и теории справедливости.

Согласно этой модели достигнутые результаты зависят от прило¬женных работником усилий, его способностей, а также от осознания им своей роли в процессе труда. Затраченные усилия, в свою очередь, зависят от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в возможность справедливого вознаграждения.



52

Контроль - четвертая функция управления, при этом на практике он служит основой планирования на новый отчетный период. Согласно П. Друкеру, контроль и определение направления деятельности — это одно и то же.

Процесс! обеспечивающий достижение организацией поставлен¬ных целей, состоящий из установки показателей, измерения фактичес¬ки достигнутых результатов и проведения корректировки в случае, если имеются отклонения от заданных или запланированных показа-

""^управленческая деятельность, задачей которой является количе¬ственная и качественная оценка и учет результатов работы организа-

ЦИ?'функция процесса управления, которая обеспечивает обратную связь и позволяет непрерывно повторять циклический процесс управ¬ления на новой основе.

Руководитель начинает осуществлять функцию контроля с того мо¬мента когда он сформулировал цели, поставил задачи и сформиро¬вал организационную структуру управления. Без системы контроля успешное функционирование современной организации невозможно. Необходимость контроля:


1 Предупреждает возникновение кризисных ситуации. Позволяет выявить проблемы, когда они еще находятся в стадии зарождения, и скорректировать параметры объекта управления до того, как эти про¬блемы перерастут в кризис организации в целом.

2. Уменьшает степень неопределенности внешней среды организа¬ции. Контроль должен служить эффективным механизмом оценки воз¬можных изменений окружающей среды. Изменения законодательства, социальных ценностей, поведения потребителей и конкурентов, тех¬нологий и других факторов внешней среды могут превратить планы, вполне реальные на момент создания, в нечто недостижимое.

3. Поддерживает сильные стороны организации. Сопоставляя ре¬ально достигнутые результаты с запланированными, определяя при¬чины успехов и неудач, руководители получают возможность адапти¬ровать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить продвижение к целям организации.

Виды контроля:

государственный — одна из форм осуществления государствен¬

ной власти, обеспечивающая соблюдение законов и других правовых

актов;

¦ банковский — осуществляемый банками за целевым расходова¬нием выданных кредитов;

аудиторский — контроль над бухгалтерской деятельностью;

маркетинговый — методы определения эффективности меро¬

приятий маркетинга;

производственный — контроль за ходом производства с целью

выявления отклонений от установленных плановых заданий и кален¬

дарных графиков производства.

Основными средствами контроля являются: наблюдение; измере¬ние показателей деятельности; проверка всех сторон деятельности; учет и анализ.



53

Процесс контроля является неотъемлемой частью процесса управ¬ления. Сам контроль, в свою очередь, также является процессом, т.е. имеет протяженность во времени и пространстве и может быть разбит на определенные этапы или стадии.

Процесс контроля состоит из трех основных этапов:

1. Выработка стандартов, норм и критериев оценки.

Стандарты — это конкретные цели, прогресс в отношении которых

поддается измерению. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из стратегии и многочисленных целей органи¬зации. Таким образом, устанавливая стандарты, каждая организация исходит прежде всего из представления о своем предназначении, опи¬раясь на четко сформулированные видение, миссию и цели развития. Первый этап процесса контроля наглядно показывает, насколько близ¬ки, неотделимы друг от друга в общем процессе управления функции контроля и планирования.

Цели, используемые в качестве стандартов, должны отвечать сле¬дующим требованиям:

наличие временных рамок, в которых должна быть выполнена ра¬

бота;

наличие конкретного измерителя, по отношению к которому мож¬

но оценить степень выполнения работы.

2. Сопоставление реально достигнутых результатов с установлен¬


ными стандартами. На этом этапе процесса контроля осуществляет¬

ся измерение достигнутых показателей работы организации или под¬

разделения и сравнение фактически достигнутых результатов с запла¬

нированными, что дает возможность установить наличие отклонений

в ту или иную сторону. На этом этапе руководитель должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям, и установить, насколько допустимы обнаруженные отклонения от стан¬дартов.

3. Оценка результатов и принятие необходимых корректирующих действий.

По параметрам, оцениваемым в процессе контроля, могут быть по¬лучены результаты трех видов:

положительные, когда фактические результаты работы оказывают¬

ся лучше запланированных;

отрицательные, когда фактические результаты работы оказывают¬

ся хуже запланированных;

нейтральные, когда контролируемые достигнутые показатели со¬

ответствуют плановым.

Только при получении нейтральных результатов контроля не требу¬ется никаких корректирующих действий со стороны руководителя.

В случае когда получены положительные результаты, их желатель¬но закрепить и осуществить корректирующие действия, направленные на усиление мер, которые привели к положительному результату.

Если получены отрицательные результаты контроля, их необходимо проанализировать и определить направление мер по исправлению ситуации. В данном случае руководитель может выбирать из трех аль¬тернатив: 1) осуществить управленческое воздействие и устранить отклонение; 2) ничего не предпринимать; 3) пересмотреть стандарт.



54

В современной организации функция контроля должна быть тесно связана с функцией планирования, поэтому осуществление этих функций должно совпадать по времени.

Так же как и планирование, контроль в организации должен быть трех видов по периодам проведения:

1)стратегический;

2) тактический;

3) оперативный.

В повседневной практике управления менеджеры чаще всего имеют дело с оперативным контролем, который должен осуществляться еже¬дневно по периодам, характерным для оперативного планирования.

Оперативный контроль разделяется на три вида.

1. Предварительный контроль — осуществляется до фактического начала работ. Прежде всего он применяется по отношению к ключевым видам ресурсов: трудовым, материальным и финансовым. Основным средством осуществления предварительного контроля является реали¬зация определенных правил, процедур и линий поведения, которые вырабатываются для обеспечения выполнения планов. Предваритель¬ный контроль в области человеческих ресурсов заключается в тщатель¬ном анализе деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей, отборе наи¬более подготовленных и квалифицированных работников. Контроль материальных ресурсов осуществляется путем выработки и проверки качественных параметров поставляемых материалов. Важнейшим средством предварительного финансового контроля является бюджет и текущий финансовый план организации.


2. Текущий контроль обычно осуществляется в виде контроля ра¬

боты подчиненного его непосредственным начальником, поэтому, по

сути, он является производственным контролем. Текущий контроль

позволяет своевременно выявлять проблемы, возникающие в произ¬

водственной подсистеме, определять причины этих проблем, разра¬

батывать и реализовывать меры по их ликвидации.

3. Заключительный контроль — осуществляется после того, как

работа закончена или истекло отведенное для нее время. По сути, это

контроль качества продукции и услуг; полученных по завершении про¬

изводственного процесса. Он дает руководителю информацию, необ¬

ходимую для аналогичных процессов в будущем.

Базой для текущего и заключительного контроля является система обратной связи в организации.



55

Культура управления — совокупность духовных ценностей в сфе¬ре деятельности по целенаправленному воздействию на хозяйствен¬ную жизнь организации, стили руководства и решения руководителя¬ми проблем.

Каждая нация обладает своей уникальной культурой, эти культуры складываются в рамках государств, в рамках же государств складыва¬ются и организации. Таким образом, организации возникают на базе определенной культуры, соответствующей данной местности и людям, которые являются ее носителями.

Люди, объединенные определенными экономическими и другими ^ интересами, общими целями, собираются в коллектив, образуя тем са¬мым организацию. Первоначально по различным причинам, начиная от I, принадлежности к разным национальностям и конфессиям и заканчи¬вая различными вкусами, культурная среда организации достаточно разнородна. Но впоследствии происходит интеграция различных направлений, импульсов путем внешней и внутренней адаптации, в процессе которой вырабатывается общая организационная культу¬ра, которая принимается большей частью коллектива.

Современная концепция организационной культуры не имеет еди¬ного толкования. Организационная культура:

¦ философия и идеология управления, предположения, ценностные ориентации, верования, ожидания и нормы, лежащие в основе взаи¬моотношений членов организации;

система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаи¬модействующих между собой, присущих данной организации и отра¬жающих ее индивидуальность;

набор наиболее важных предположений, разделяемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действии. Можно выделить несколько уровней глубины изучения и познания организационной культуры. В зависимости от уровня изучения существует деление организаци-онмых культур на субъективные и объективные. Субъективная организационная культура формируется на осно- i ве разделяемых работниками ценностей, верований и ожидании, а также группового восприятия организационного окружения. Она включает элементы символики организации: организационные обря¬ды и ритуалы, мифы, истории об организации и ее лидерах, язык • общения и лозунгов и т.д. На основе субъективной организационной культуры формируется культура управления (управленческая культура), которая, в свою оче¬редь, впоследствии способна влиять на организационную культуру. Объективная организационная культура связана с видимыми внешними факторами, в той или иной степени отражающими ценнос¬ти, которых придерживается данная организация. Это такие факторы, как архитектура, дизайн и место расположения здания, мебель и обо¬рудование, различные удобства, средства транспорта и т.д.