ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.11.2021
Просмотров: 645
Скачиваний: 1
Из-за того что в центре внимания оказывается ситуация, ситуаци¬онный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концеп¬ции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы до¬стичь целей организации наиболее эффективно.
Согласно методологии ситуационного подхода руководитель должен: быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность; уметь предвидеть вероятные последствия — как положительные, так и отрицательные — от приме¬нения данной методики или концепции; правильно интерпретировать ситуацию, определить, какие факторы являются наиболее важными; уметь увязывать конкретные управленческие приемы с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.
10
Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни, — экономика, наука, культура, образование, оборона и даже личная жизнь.
Организация — сложный организм. В нем переплетаются и ужива¬ются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая тех¬нология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творче¬ство, нормативные требования и неформальные инициативы. У орга¬низаций есть свой облик, организационная культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда ока¬зываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущно¬сти организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать совре¬менные технологии их деятельности.
Переход к эффективным формам организации и управления, пост¬роенным на научных принципах, стал главным условием успеха эконо¬мических реформ в России. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» — то, что
организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой.
Организации представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе определенных правил и процедур, разделения тру¬да и обязанностей.
Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими инсти¬тутами со следующими чертами:
• целями, отражающими их предназначение и те виды продукции и
услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей об¬
щества;
• персоналом или работниками, обладающими квалификацией,
знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных
целей;
• разделением труда, осуществляемым в соответствии с професси¬
онально-квалификационными характеристиками каждого работника и
обеспечивающим рациональную структуризацию работ и задач; '
• коммуникациями, т.е. различными видами связей, необходимых в
процессе выполнения совместной работы;
• формальными правилами поведения, процедурами и контролем,
устанавливаемыми для того, чтобы организации функционировали как
целостные образования;
• уровнями полномочий и ответственности, устанавливающими масштабы власти для разных должностей в организации.
Организации функционируют в форме предприятий, фирм, компаний, корпораций и т.д.
11
В теории и практике менеджмента используются различные крите¬рии, т.е. признаки, на основании которых производится классифика¬ция организаций.
Существуют разные подходы к выделению критериев, на основании которых можно группировать организации. Организации могут быть хозяйственными и общественными, коммерческими и некоммер¬ческими, бюджетными и небюджетными, но чаще всего для клас¬сификации организаций используются критерии формы собственно¬сти и организационно-правовой формы.
По формам собственности организации могут быть: частными; государственными; муниципальными; организациями со смешанной формой собственности.
По организационно-правовым формам объединяются в группы в соответствии с гражданским законодательством.
Некоммерческие организации: потребительские кооперативы; общественные и религиозные объединения; фонды; учреждения.
Коммерческие организации: хозяйственные товарищества: 1) полное товарищество; 2) товарищество на вере; хозяйственные об¬щества: а) общество с ограниченной ответственностью; б) общество с дополнительной ответственностью; в) акционерное общество откры¬того типа; г) акционерное общество закрытого типа; д) дочерние и зависимые общества; производственные кооперативы; государствен¬ные (муниципальные) унитарные предприятия.
12
Организация как система представляет собой совокупность взаимо- • связанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое. ' Любая организация является открытой системой, поскольку взаимо- < действует с внешней средой. Она получает из внешней среды ресур- < сы в виде сырья, энергии, капитала, рабочей силы, информации и т.д., < которые становятся элементами ее внутренней среды. Часть получен- i ных ресурсов с помощью определенных технологий перерабатывает¬ся, преобразуется в продукцию и услуги, которые передаются во вне¬шнюю среду (см. рисунок).
Внешняя среда
Внутренняя
среда.
Процесс
переработки
В процессе производства продукта образуется новая стоимость, т.е. происходит процесс добавления ценности к тому, что перерабаты¬вается. Добавленная стоимость — источник жизнедеятельности и раз¬вития любой организации.
Внешняя среда организации неопределенна и изменчива. Новые угрозы и новые возможности для организаций возникают, исчезают, приводят к появлению новых ситуаций. Этот процесс является перма¬нентным, следовательно, организация как открытая система вынужде¬на приспосабливаться к быстро меняющейся внешней среде, посто¬янно реагировать на появление новых угроз и возможностей, быть адаптивной и гибкой, чтобы противостоять угрозам и суметь реализо¬вать возможности.
13
Внутренняя среда организации формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые, в свою очередь, во многом определяются внешней средой.
Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зре¬ния динамики, т.е. с точки зрения протекающих в ней процессов. Она включает все основные элементы и подсистемы, которые обеспечива¬ют процесс производства товаров и услуг, процесс управления, состо¬ящий в разработке и реализации управленческих решений, а также экономические, социальные и другие процессы, протекающие в орга¬низации.
Внутренняя среда включает: цели организации; структуру орга¬низации (как формальную, так и неформальную); людей, работающих в организации; используемые технологии как способы обработки сы¬рья и получения конкретных продуктов; задачи управления; организа¬ционную культуру.
Все внутренние процессы в организации протекают в рамках орга¬низационной структуры, которая отражает внутреннее строение организации, сложившееся в ней разделение труда, связи и взаимо¬действие ее подразделений. Организационная структура закрепляет задачи, функции управления, права и обязанности за каждым струк¬турным подразделением. От выбора типа организационной структуры, умелого ее проектирования и своевременного изменения во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.
Организационная культура пронизывает всю внутреннюю среду организации и является интегрированной характеристикой, отражаю-
щей систему ценностей, принятых в организации, убеждений, принци¬пов и норм поведения, разделяемых членами организации.
Соотношение этих элементов определяет потенциал организации, ее сильные и слабые стороны, способность противостоять угрозам внешней среды.
В организации можно выделить подсистемы:
• социальную — совокупность людей, работающих в организации,
со сложным комплексом отношений между ними; основу этой подси¬
стемы составляет работа с персоналом;
• производственно-техническую — комплекс машин, оборудования,
сырья, материалов и др., участвующих в процессе переработки входя¬
щих ресурсов в готовую продукцию;
• информационную — совокупность организационно-технических
средств, обеспечивающих каналы и сети организации информацией
для эффективных коммуникаций;
• экономическую — совокупность экономических процессов, проис¬
ходящих в организации, таких, как движение денежных средств, соот¬
ношение затрат и доходов и др.;
• маркетинговую — включающую организацию изучения рынка,
создания системы сбыта продукции, оптимального ценообразования
и т.д.
14
Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на организацию, которое может проявляться в различных формах, предоставляя бла¬гоприятные условия и возможности для эффективного функциониро¬вания либо создавая угрозы для ее существования.
Внешняя среда многочисленна и неоднородна по своему составу. Она включает большое количество компонентов, которые оказывают различное влияние на организацию. Внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации. Соответственно можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на организацию:
• макроокружение (дальнее окружение);
• непосредственное окружение (ближнее окружение).
То есть внешняя среда любой организации имеет как бы два кольца окружения: ближнее и дальнее.
Дальнее (косвенное) окружение организации иначе называют макроокружением. К нему относятся элементы, находящиеся вне сферы непосредственного влияния организации. Эти элементы, в свою очередь, оказывают косвенное влияние на организацию, в основ¬ном через факторы (элементы) непосредственного окружения.
Макроокружение организации можно разделить на следующие со¬ставляющие:
• экономическая составляющая;
¦ политическая составляющая;
• правовая составляющая;
15
Ближнее (непосредственное) окружение иначе называют дело¬вой средой компании. Оно имеет свойство непосредственно влиять на деятельность организации, поэтому говорят, что оно состоит из факторов прямого воздействия на организацию. Также существует обратная связь между организацией и ее деловой средой, т.е. органи¬зация, в свою очередь, может влиять на свое непосредственное окру¬жение.
К ближнему окружению относятся те элементы, отношения с кото¬рыми регламентируются двусторонними договорами, соглашениями или обязательствами по законодательству:
• клиенты, потребители — лица, пользующиеся услугами компании
или покупающие у нее какую-либо продукцию; они могут быть прямы¬
ми, косвенными и потенциальными;
• поставщики и другие партнеры по бизнесу — участники какой-либо
совместной с организацией деятельности, которая может реализовы-
ваться в форме договора на поставку материальных и природных ре¬
сурсов, аренды, партнерства, подряда, договора и других сделок;
• конкуренты — обязательный элемент рыночной экономики, могут
быть добросовестными, агрессивными и выжидающими;
• финансово-кредитные учреждения и другие организации инфра¬
структуры — организации, обеспечивающие извне бесперебойную
работу компании, непосредственно участвующие в ее финансовом
цикле, и т.д.;
• контролирующие организации — государственные и муниципаль¬
ные органы, осуществляющие надзор за деятельностью компании:
16
член организации, осуществляющий управлен¬ческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются плав¬ными, ключевыми фигурами в организации.
Исследования показывают, что управленческая работа по своей сути очень сильно отличается от неуправленческой. Напр., работа началь¬ника цеха имеет гораздо больше общего с работой президента ком¬пании, чем с работой людей, которые находятся под его управлением. Характер труда менеджеров вытекает из сущности управления как деятельности, направленной на постановку целей и объединение уси¬лий множества людей для их своевременного и эффективного дости¬жения. Выполняя эти функции, менеджеры непрерывно сталкиваются с проблемами, представляющими собой отклонение фактического состояния организации от заданного или желаемого.
Сама специфика решаемых менеджером задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка приемов и способов их достижения, а также организация совместной деятельности состав¬ляют главный смысл и содержание труда людей, относящихся к управ¬ленческому персоналу.
У менеджеров особый предмет труда — информация, работая с ко¬торой они принимают решения, необходимые для изменения состоя¬ния управляемого объекта. При этом разнообразие решаемых задач вызывает необходимость в сборе, обработке, передаче и использова¬нии множества самой разнообразной информации, касающейся орга-
низации в целом, ее отдельных элементов и подсистем, а также внеш¬ней среды.
Один из известнейших исследователей в области теории управле¬ния Генри Минцберг, изучая характер и содержание работы менедже¬ров, выделил одну общую черту управленческой работы — так назы¬ваемые роли руководителя. Точно так же как герои в пьесе имеют свои роли, которые заставляют их вести себя определенным образом, менеджеры занимают должности в качестве руководителей организа¬ционных подразделений, и именно это определяет их служебное по¬ведение.
В своих работах Минцберг выделяет 10 ролей, которые, по его мне¬нию, принимают на себя руководители в различные периоды и в раз¬ной степени. Он классифицирует их в рамках трех крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию уп¬равленческих решений.