Файл: Вопросы для подготовки к экзамену по курсу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.11.2021

Просмотров: 650

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Выбор решения:

определение критериев выбора;

выбор решений, отвечающих критериям;

оценка возможных последствий;

окончательный выбор решения.

4. Организация выполнения и оценка решения:

разработка плана реализации решения;

контроль хода реализации решения;

оценка решения проблемы и возникновение новой проблемной

ситуации.

В процессе разработки и принятия управленческого решения боль¬шое значение имеет формулировка ограничений и определение критериев выбора альтернативы. Многие возможные решения про¬блем организации не будут реалистичными, поскольку у руководите-

ля или организации может не оказаться достаточно ресурсов для ре¬ализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть факторы внешней среды организации, например, которые ру¬ководитель не властен изменить. Ограничения существенно сужают возможности в принятии решений. Перед тем как переходить к сле¬дующему этапу процесса принятия решения, менеджер должен опре¬делить все ограничения и только потом приступать к процедуре разработки альтернатив.

Ограничения варьируются и могут зависеть от различных факто¬ров - конкретной ситуации, потенциала организации, руководителя. Как правило, для крупной организации существует меньше ограниче¬ний, чем для небольшой или такой же, но одолеваемой множеством трудностей.



38

Планирование — один из важнейших факторов функционирования и развития организаций в условиях рыночной экономики. Эта деятель¬ность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями усложняющейся внешней среды, производства и реа¬лизации товаров, усложнением хозяйственных связей и повышением роли потребителя.

План является основой организационной деятельности, представ¬ляет фирме четкую программу производственной деятельности, эф¬фективную обратную связь, стратегию развития, позволяет обеспечить согласованность в работе всех составных частей организации и взаи¬мосвязи с внешней средой, мотивацию, трудовую активность и высо¬кую мораль работников.

Планирование — это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, функциональных подси¬стем, отдельных подразделений, отделов, служб и работников.

Функция планирования отвечает на три основных вопроса:

1. Где мы (организация) находимся в настоящее время?

2. Куда мы хотим двигаться?

3. Как мы это собираемся сделать?

Содержание планирования как функции управления крупной про¬мышленной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материаль¬ных источников его обеспечения и потребностей рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей орга¬низации и каждого подразделения в отдельности на определенный


период времени; установлении задач, способов, сроков и последова¬тельности их выполнения; определении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Таким образом, назначение планирования как функции управле¬ния состоит в стремлении по возможности заранее учесть все внут¬ренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия или, наоборот, несущие угрозу нормальному функционированию и раз¬витию организации. Оно предусматривает разработку комплекса ме¬роприятий, определяющих последовательность достижения постав¬ленных целей с учетом требования наиболее эффективного использо¬вания ресурсов всей организацией и каждым производственным подразделением в отдельности. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подраз¬делениями, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство, маркетинг и сбыт. Эта деятельность опирается на прогнозирование потребительского спро¬са, анализ и оценку имеющихся ресурсов, потенциала и перспектив развития организации.



39

Можно выделить некоторые характерные особенности планирова¬ния в зависимости от целей:

в американских компаниях — объединение стратегий всех подраз¬

делений и распределение ресурсов;

в английских компаниях — ориентация на распределение ресурсов;

в японских компаниях — ориентация на внедрение новшеств и

повышение качества управленческих решений.

Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; разработ¬ку мероприятий и методов достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных управленческих решений.

Планирование как процесс включает:

1) постановку целей;

2) установление задач, решение которых необходимо для достиже¬

ния целей;

3) разработку средств и способов достижения целей;

4) определение необходимых ресурсов, их источников и способов

их распределения;

5) доведение планов до исполнителей.

Все планы, разрабатываемые в организации, можно классифициро¬вать по двум главным критериям:

1) длительность планового периода;

2) уровень организационного планирования, соответствующий

структуре организации.

По длительности планового периода планы подразделяются на: ¦ стратегические, ориентированные на длительный период времени;

тактические, рассчитанные на среднесрочный период;

¦ оперативные, связанные с повседневным выполнением задач. По уровням планы подразделяются следующим образом:

разработанные для организации в целом;

разработанные для функциональных подсистем организации;

разработанные для самостоятельных производственных подраз¬

делений (бизнес-единиц организации).



40

Миссия организации:

предназначение организации в обществе, выражает философию

и смысл ее существования;


¦ должна отражать баланс между стратегическими намерениями организации и ее стратегическими ресурсами;

формулирование миссии организации по сути равнозначно отве¬

ту на вопрос о смысле деятельности организации.

Разработка альтернатив,

выбор стратегии

Реализация и оценка стратегии

Миссия является фундаментом для установления общей цели орга¬низации, долгосрочных целей и всей последующей системы целей организации. Основой для формулирования миссии является инфор¬мация, поступающая от обратной связи — в результате измерения и оценки прошлой деятельности, а также в результате проведения внеш¬него и внутреннего стратегического аудита.


г— Внешний аудит —1


1

Формули¬ровка миссии - Установление долгосрочных целей

L Внутренний аудит J

Миссия организации должна отвечать на следующие вопросы:

В чем состоит бизнес организации?

Кто ее целевые потребители?

Каким образом удовлетворяются нужды потребителей?

Какие управленческие технологии и функции при этом приме¬няются?

Вопрос о том, в какой степени стратегическая миссия организации должна быть формализована и детализирована, может решаться по-раз¬ному в зависимости от многих конкретных обстоятельств. Так, при про¬чих равных условиях необходимость формализации и детализации мис¬сии усиливается, напр., с ростом экономического размера организации и при наличии стабильной окружающей среды и рынков сбыта компании.

Несмотря на то что процедура разработки и содержание миссии разных компаний не регулируются законом или правительством и мис¬сии разных организаций отличаются по форме, содержанию, степени детализации и т.п., на сегодняшний день среди специалистов суще¬ствует определенный консенсус о структуре компонентов, определя¬ющих содержание миссии организации. Надо отметить, что в своей основе они были сформулированы классиком теории менеджмента П. Друкером примерно 30 лет назад.

Компоненты миссии, по П. Друкеру: продукты или услуги, кото¬рые производит компания; категории целевых потребителей; целевые рынки (географические регионы, которые обслуживает компания); тех¬нологии (новейшие или традиционные, применяемые компанией); при¬оритеты выживания, роста и прибыльности; философия (важнейшие ценности, устремления и этические принципы компании); конкурентные стратегические преимущества (уникальный продукт, технологии, репу¬тация и т.д.); публичный имидж (участие в решении различных внеэко¬номических проблем); отношение к работникам, занятым в компании.

Миссия формулируется высшим руководством организации, кото¬рое несет полную ответственность за ее выполнение, она формулиру¬ется вне временных рамок и не должна зависеть от текущего состоя¬ния организации. В миссии не принято указывать в качестве цели по¬лучение прибыли.




41

Миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она является базой для установления целей, обеспечивает непротиворечивость набора целей организации. Также в современном менеджменте широко используется такое поня¬тие, как «видение организации», формирование которого, как и мис¬сии, должно осуществлять высшее руководство.


Видение — это общая картина развития организации на ближайшие

10—20 лет.

Если миссия и видение задают общие ориентиры развития, направ¬ления функционирования организации, выражающие смысл ее суще¬ствования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей.

Цели — это конкретизация миссии и видения организации, конкрет¬ные конечные состояния организации в целом и ее отдельных харак¬теристик.

Одним из самых распространенных подходов к классификации це¬лей организации является период времени, который требуется для достижения целей. В соответствии с этим подходом выделяется 3 группы целей:

стратегические (долгосрочные), устанавливаемые на длитель¬

ный (до 5—10 лет) период;

тактические (среднесрочные), устанавливаемые на более ко¬

роткие периоды (до 3—5 лет);

¦ оперативные (краткосрочные), которые должны достигаться в течение одного года конкретными исполнителями в своей повседнев¬ной работе.

В современной организации выделяют 4 основные сферы, при¬менительно к которым устанавливаются цели: ¦ доходы организации;

рынки и работа с клиентами;

потребности и благосостояние сотрудников;

социальная ответственность.

Наукой и практикой управления выработаны специальные требова¬ния, которым должна отвечать правильная формулировка цели. Она:

1) начинается с глагола в неопределенной форме, характеризующе¬

го выполняемое действие («повысить», «разработать» «уменьшить»

и т.п.);

2) конкретизирует требуемый конечный результат в качественном и

количественном выражениях, а также возможность измерения количе¬

ственных показателей;

3) уточняет заданный срок достижения цели («к концу текущего

года», «к заданному в программе числу»);

4) конкретизирует максимальную величину допустимых затрат и ог¬

раничения на выделяемые ресурсы;

5) оговаривает только, «когда» и «что» должно быть сделано, не вда¬

ваясь в детали, «почему» и «как» это должно быть сделано;

6) утверждается в качестве управленческого решения, фиксирует¬

ся письменно в определенном документе, доводится до исполнителей.

Цель должна быть реальной, достижимой и не вступать в противо¬речие с другими целями организации.



42

Главной составляющей стратегического управления организацией является стратегия.

Слово «стратегия» (от греч. strategos) означает «искусство генера¬ла», «искусство развертывания войск в бою». В современной теории управления существует множество определений стратегии, раскрыва¬ющих с разных позиций многогранность и значение этого понятия для организаций, работающих в условиях рыночной экономики.

Стратегия:

¦ центральный элемент всей системы планов организации;

метод конкуренции, которым должна пользоваться фирма;

набор правил для принятия решений, которыми должна руковод¬

ствоваться организация в своей деятельности;


широкая концепция того, как должны быть использованы ресурсы

для максимизации достижения целей;

долгосрочное качественно определенное направление развития

организации, касающееся сферы, средств и форм ее деятельности,

системы взаимоотношений внутри организации и позиции организа¬

ции в окружающей среде;

детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для

того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и дости¬

жение ее целей;

генеральный план действий, определяющий приоритеты страте¬

гических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению

стратегических целей.

Разработка стратегии организации является составной частью об¬щего процесса стратегического управления (см. рисунок), включа¬ющего:

определение миссии и постановку долгосрочных целей организа¬

ции;

стратегический анализ, т.е. анализ внутренней и внешней среды

организации;

выбор стратегии;

разработку программ и планов реализации стратегии;

управление реализацией стратегии;

контроль, оценку и корректировку хода реализации стратегии.


Миссия

и цели Анализ

внешней среды №¦ Анализ внутреннего потенциала организации

Контроль и оценка стратегии Управление реализацией стратегии Разработка и анализ альтернатив, выбор стратегии


43

Стратегический анализ — это анализ факторов внешней и внутрен¬ней среды организации, выявление потребностей и оценка ресурсов, сопоставление угроз и возможностей, которые несет внешняя среда, с внутренним потенциалом организации.

Анализ факторов внешней среды представляет собой оценку со¬стояния и перспектив развития важнейших для организации факторов (элементов) деловой среды, а также факторов макроокружения, на которые организация не может оказывать непосредственного влияния. Основной целью такого анализа является предвидение потенциальных угроз со стороны внешней среды и выявление новых возможностей для организации.

Угрозы и возможности могут появляться со стороны элементов ближнего окружения компании: клиентов; поставщиков и других парт¬неров по бизнесу; конкурентов; финансово-кредитных учреждений; контролирующих организаций; общественности и внешних заинтере¬сованных лиц.

Для получения более полного представления о складывающихся тенденциях развития внешней среды анализу необходимо также подвергнуть основные факторы макросреды организации: эконо¬мические; политические; правовые; социальные; технологические; природно-географические.

В первую очередь эти факторы нужно исследовать с точки зрения их влияния на элементы ближнего окружения компании.

Анализ и оценка деловой среды должны дать ответы на вопросы о сложности, стабильности и степени неопределенности деловой сре¬ды организации.

Степень сложности деловой среды характеризуется количеством элементов деловой среды, их разнородностью.