ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2021
Просмотров: 514
Скачиваний: 1
Повышается значимость сети Интернет, происходит замена человеческого общения искусственными формами социальной коммуникации, осуществляющимися посредством служб сети Интернет, изменение повседневного социального взаимодействия индивидов и социальных групп, опосредованное общение которых осуществляется посредством Интернет. Но главное предназначение Интернета - осуществлять связь между людьми, а не между их компьютерами. Пользователи сети могут обмениваться письменными сообщениями, компьютерными программами, рисунками, фотографиями.
В XIX и вплоть до середины XX века коммуникации существовали в двух различных формах. Первая - это почта, газеты, журналы и книги, т.е. средства, которые печатались на бумаге и распространялись методом физической транспортации или хранились в библиотеках. Вторая - это телеграф, телефон, радио и телевидение; здесь закодированные сообщения или речь передавались средствами радиосигналов или по кабельной связи от человека к человеку. Сейчас технологии, некогда существовавшие в разных областях применения, стирают эти различия, так что потребители информации получают в свое распоряжение множество альтернативных средств, что порождает и ряд сложных проблем с точки зрения законодательства.
Интернет - технологии используются для реализации совместной деятельности людей ради достижения определенных целей. Они объединяют информационные потоки от большого числа собеседников для достижения большей согласованности своих действий, а также более точного определения содержания будущих действий. Интернет - технологии по работе с молодежью используются для информирования о мероприятиях, событиях и привлечения молодых людей к участию в общественно-политической, экономической, культурной сферах.
В наши дни, Интернет - технологии нашли свое применение во всех сферах жизни современного общества и, в первую очередь, конечно же, - в информационной сфере.
Интернет - технологии дают возможность активизировать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются основным фактором развития. Исследования показывают, что грамотное пользование информационных ресурсов значительно экономит природные ресурсы нашей планеты.
Интернет - технологии позволяют оптимизировать (в первую очередь автоматизировать) информационные процессы. Во многих развитых стран основная часть работоспособного населения принимает участие в обработке, хранении и передачи информационных продуктов и услуг.
Интернет - технологии организуют информационное взаимодействие между людьми и активно используются при подготовке и распространении массовой информации. Благодаря им, наконец-то решен вопрос распространения информации о товаре или услуге, передачи информационного продукта. Границы больше не имеют влияния в информационной сфере.
Интернет - технологии оказывают колоссальное влияние на интеллектуализацию общества и экономики. По всему миру - компьютерная техника, учебные программы и файлы мультимедиа - привычные атрибуты повседневной жизни.
Информационные технологии играют ключевую роль в получении и накоплении новых знаний, использование которых повышает эффективность экономических процессов, протекающих как в рамках отдельной компании, так и на территории всей планеты.
Эти свойства Интернет - технологий предоставляют экономикам всех стран мира возможность активно развиваться.
Существуют технологии двух видов: технологии off-line - средства распространения сообщений, допускающие существенную асинхронность в обмене сообщениями, и технологии on-line для синхронных коммуникаций в реальном времени.10 По мнению исследователей Фонда «Общественное мнение», люди, пользующиеся Интернетом - это основной человеческий капитал и ключевая часть современного общества. Группа пользователей сети Интернет неоднородна, но некоторые ее характеристики выделить можно. Средний пользователь сети Интернет - это молодой человек, который моложе среднего россиянина. Среди Интернет - пользователей в два раза больше людей с высшим образованием (30 % против 15 %).11
«Интернетчики» склонны к инновационному поведению и потреблению (во взрослой суточной Интернет - аудитории половина - люди-XXI, две трети - 66 % - финансово активные). Интернет - пользователи более состоятельны финансово: среди них на 13 % больше людей с высоким доходом. Среди Интернетчиков больше людей, занятых высококвалифицированным и управленческим трудом (руководителей -10 % против 6 %; специалистов с высшим образованием - 24 % против 12 %). Формирование сознания молодых людей, родившихся и развивающихся в эпоху информационных технологий, происходит в условиях, ключевым образом меняющих отношение к ориентирам интеллектуального мира.12
Интернет - пространство дает возможность быстрее и проще получать информацию разного рода, обеспечивает возможность получения информации иногда без знания письма и языка общения. Работа с компьютерными источниками информации стала во многом более удобной и быстрой, чем общение с живым собеседником. Для поиска и использования информации становится не важным местоположение пользователя, который включен в единую сеть информационных средств связи. Эти характеристики работы с информационным пространством требуют от создателей технологий информирования и привлечения молодежи к участию обращать внимание, главным образом, на особенности молодых людей - «Homo Informaticus» и «Поколения Google», родившихся после 1993 г., для которых Интернет стал единственным источником информации. Можно выделить некоторые особенностями работы молодых людей с информацией, поступающей им из сети Интернет. Молодые люди, обращаясь к сети Интернет, часто в погоне за скоростью жертвуют качеством получаемой информации. Современные молодые люди «пропитаны» инновационными технологиями и предпочитают интерактивный интерфейс возможности просто получать информацию.
Визуальная информация предпочтительнее текста, и разработчики технологий информирования и привлечения молодежи должны это учитывать. Информацию он-лайн получить гораздо проще, и возможность простого доступа к информационным ресурсам соответствует современному ритму жизни. Молодые люди просматривают лишь часть информации - заглавия, содержание, аннотации, но редко копают глубоко. Это хорошо для быстрого ознакомления, но молодые люди должны уметь серьезно разобраться в вопросе, в тонкостях и нюансах, если хотят принимать решение самостоятельно. Молодежь как объект воздействия технологий информирования и привлечения очень сложный, неоднородный сегмент, поэтому для эффективности действия технологий их разработчики должны учитывать характеристики молодых Интернет - пользователей и особенности Интернет - пространства, где будут работать эти технологии.
Интернет сегодня играет огромную роль в современной жизни общества, дает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития молодежи.
Молодёжь не только сегодня, а, пожалуй, всегда являлась и является самой изучаемой возрастной категорией населения.
Молодёжь - это такая социальная общность, которая устремлена в будущее, однако она связана многими и очевидными, и незримыми нитями с предыдущими поколениями.
Одно из первых определений понятия «молодёжь» было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским:
«Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет».13 В словаре С.И. Ожегова дается такое определение понятию «молодежь»: «Молодое поколение, молодые люди, не достигшие зрелого возраста». Более полное определение было дано И.С. Коном: «Молодёжь - это социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально - психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально - историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».14
На наш взгляд, молодежь - это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь - социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.15
Таким образом, среди факторов социологического определения, «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально - психологические особенности; специфика социального статуса, поведения.
Социологи давно заметили, что желания молодежи очень сильно разнятся от желаний взрослых. Если взрослые в большинстве своем ориентированы на приобретение стабильных вещей - недвижимости, машины, мебели, у них более развито накопление денег, то молодежь чаще всего ориентирована на сиюминутное удовольствие. Так вместе с новыми потребителями пришла и новая культура потребления - современная молодежная культура.
Современная молодежь - это «компьютерное поколение», «поколение виртуальной реальности», поэтому ее культурные запросы и ценностные ориентиры принципиально отличаются от всех предшествующих поколений.
В современной молодежной культуре существует противоречие между технической «продвинутостью» и мировоззренческой слаборазвитостью, пресыщением объема знаний и культурной деградацией. Это противоречие выражается в том, что полное поглощение образовательного цикла компьютерным знанием ведет к формированию «специализированных личностей», которые в результате интенсивной работы с компьютером, все более технизируясь, утрачивают интерес к чисто человеческим ценностям: любви, состраданию, вере, так как они не входят в круг ценностей компьютерного мира. Жизнь в мире «электронных симуляций» позволят молодежи уйти от объективной реальности, остается только виртуальный мир, в котором жизненный опыт заменяется информацией с дисплея. Данный опыт не безопасен, так как развивается однообразное мышление, не учитывается интуитивное, чувственно-подсознательное, происходит внутреннее изменение личности, порой ведущее к деградации.16
Однако следует отметить, что в современной молодежной культуре появилась новая волна ценностного отношения к жизни, появилась тенденция к формированию мировоззрения «качества жизни», значимости деятельности в реализации своих возможностей на основе Интернет - образования, развитие творческих способностей. Создается новая компьютерная культура общения и её ценности.
Культура современной молодежи по своей структуре неоднородна, существует множество различных направления, имеющих свои идеалы, цели, моду, имидж и так далее. Все имеющие субкультуры можно сгруппировать в несколько основных направлений: субкультура Интернет - сообщества; субкультура приверженцев музыкальных вкусов (брейкеры, битломаны, роллинги); гедонистически - развлекательное направление («рейверы», «реперы», «золотая молодежь», «голубая тусовка», «митьки»); субкультура молодежи аполитичного характера (хиппи, панки, дредеры); идеологическое направление (пацифисты, зеленые, отклонисты); агрессивно-криминальное направление (антифа, гопники, скинхеды, сатанисты); субкультура фанатов (спортивные, актерские, футбольные).17 Каждая из этих субкультур пытается переосмыслить имеющие ценности и идеалы, вырабатывая свои собственные, порой, отрицающие общечеловеческую мораль, право и веру.
Поэтому сущностной характеристикой современной молодежной культуры, не смотря на ее неоднородность и многообразие форм и направлений, несомненно, является переоценка всех ценностей предшествующих поколений с позиций рационализма и прагматизма. Романтически - героические идеалы, где служение исключительно добру было нормой, а порой смыслом жизни, заменяются идеалами личной выгоды и пользы. Но следует отметить, что объективная реальность уже существующей цивилизационно - культурной среды определяет во многом стереотипы мышления, поведения и чувствования молодежи, а значит, и ее ценностные ориентиры. Современная молодежная культура по-своему уникальная и неповторима и является составной частью культуры общества и возможной основой для дальнейшего культурного развития.
Молодежь всюду одинаково существует в ситуации глобального информационного пространства, сетей Интернета и др. В среднем, свыше 82% молодых людей чаще всего проводят свое свободное время у телевизора или в сети Интернет. Все могут говорить со всеми. И если на заре молодежной культуры пластинки любимого Элвиса Пресли достигали фанатов после премьеры через месяцы, то сейчас любое культурное событие не может быть изолированным ни во времени, ни в пространстве. Сегодня в любом уголке мира можно стать реальным свидетелем любой премьеры, если в ее трансляции задействованы современные медиасредства. И в США, и на Таиланде, и в Сингапуре, и в России есть пользователи глобальных сетей, есть МТВ. Поэтому те молодые люди, которые хотят что-то знать из первых рук, могут удовлетворить свое желание в Волгограде точно так же, как и в Нью-Йорке. Однако доступ к этим ресурсам не у всех одинаков. Это зависит и от дохода, и от уровня культуры, и от ситуации.
Итак, Интернет открывает для молодёжи:
• экономит количество времени;
• студенты и школьники намного реже посещают библиотеки, потому что Интернет предоставляет любую нужную им информацию;
• имеет возможность получения самой новой, самой «свежей» информации о том, что происходит в мире;
• новейшие музыкальные хиты, фильмы, являющиеся лидерами продаж становятся доступны для скачивания и дальнейшего просмотра;
• многочисленные чаты, которые дают возможность многочасового общения с друзьями, родственниками и коллегами по работе;
• электронная почта, которая в отличие от обычной почты мгновенна.
За это и многое другое молодежь так любит Интернет – благодаря тем возможностям, которые он дает, Интернет владеет не только умами, но и сердцами людей.
Особенности социализации в Интернете для молодежи:
- Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному восприятию;
- Интернет позволяет стать участником информационного процесса любому человеку;
- в Интернете человек всегда оставляет выбор за собой, его никто не вправе отнять;