ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.11.2021
Просмотров: 520
Скачиваний: 1
Социальные сети. Социальная сеть - это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. Также бывают социальные сети для поиска не только людей по интересам, но и самих объектов этих интересов: веб-сайтов, прослушиваемой музыки и т. п. В таких сетях обычно используется фолксономия. Обычно на сайте сети, возможно, указать информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, любимые занятия и другое), по которой аккаунт пользователя смогут найти другие участники. Различаются открытые и закрытые социальные сети. Одна из обычных черт социальных сетей - система «друзей» и «групп».
Фактически социальные сети появились с формированием социума как такового, а вот идея о том, что взаимодействие людей можно образно представить в виде сети (в узлах которой находятся индивидуумы, а связывающие их линии могут интерпретироваться как отображение взаимодействия в парах), возникла существенно позже, но, конечно, задолго до создания Интернета. Еще в 1902 году известный социолог Ч. Кули писал: «Человека можно представить как точку пересечения любого количества линий, которые обозначают социальные группы, при этом число линий соответствует числу групп, к которым принадлежит данный индивид».
Победное шествие по Интернету социальные сети начали в 1995 году с американского портала Classmates.com. Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003 - 2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook.
И если LinkedIn создавалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Ведь, в соответствии с пирамидой А. Маслоу, именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение. Социальные сети стали своего рода Интернет - пристанищем, где каждый может найти техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.
В разных регионах популярность социальных сетей различна. Так, сети MySpace, Facebook, Twitter и LinkedIn более популярны и распространены в Северной Америке. Другие сети: Nexopia (Канада); Bebo (Великобритания); Facebook, Hi5, dol2day (Германия), Tagged.com (англ.), XING (англ.) и Skyrock (в разных странах Европы); PublicBroadcastingService, Orkut, Facebook и Hi5 (Южная и Центральная Америки) (55% бразильских пользователей сетей предпочитает Orkut); Friendster, Multiply, Orkut, Xiaonei и Cyworld (Азия).
По числу пользователей лидируют Facebook (500 000 000), MySpace (255 000 000), WindowsLiveSpaces (120 000 000), HabboHotel (121 000 000), ВКонтакте (109 698 570), Friendster (Филиппины, Малайзия, Индонезия, Сингапур, 90 000 000), Hi5 (80 000 000), Tagged.com (70 000 000).24
Наиболее популярными русскоязычными социальными сетями являются «ВКонтакте» и «Одноклассники.ru».
«ВКонтакте» - крупнейшая в рунете социальная сеть, российский аналог сервиса Facebook, по данным AlexaInternet второй по посещаемости сайт России, второй на Украине и в Белоруссии, четвертый в Казахстане, 34-й в мире. Сайт изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников элитных российских высших учебных заведений, позднее - как универсальный способ связи для всех социальных групп и возрастов. В январе 2009 года «ВКонтакте» впервые обогнал по посещаемости в России своего главного конкурента - «Одноклассники». А уже в апреле на сайт «ВКонтакте» зашло 14,3 миллиона уникальных российских пользователей, тогда как на «Одноклассники» - 7,8 миллиона, что почти в два раза меньше. Долгое время о владельцах сайта не было точных сведений. Это обстоятельство послужило основанием для возникновения противоречивых слухов, что сайт был создан и принадлежит ФСБ, с его помощью контролирует его пользователей. В конце 2007 года Павел Дуров (главный администратор сайта) заявил о несостоятельности подобных слухов, однако сторонних подтверждений до сих пор не существует. «Одноклассники.ru» - социальная сеть, русский аналог сайта Classmates.com (англ.), используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников и общения с ними. Проект был запущен 4 марта 2006 года. Автор проекта и создатель сайта - Попков Альберт Михайлович.
Сайт является одним из самых популярных ресурсов русскоязычного Интернета, занимая, по некоторым данным, одно из лидирующих мест по ежемесячному охвату для аудитории российских Интернет - пользователей 14 - 55 лет (данные на июль 2009 года), среди сайтов, не относящихся к поисковым системам и среди всех русскоязычных ресурсов. По данным собственной статистики сайта, на февраль 2010 года зарегистрировано 45 миллионов пользователей, посещаемость сайта - 10 млн. посетителей в сутки.
Большинство сайтов условно можно поделить на виды или подгруппы по тематике. И для того, чтобы решить, насколько популярен сайт, в первую очередь нужно определить его место среди аналогов. Наиболее популярные виды сайтов - это поисковики, почтовики, социальные сети, блоги (и микроблоги), интернет - магазины, видеоресурсы и разнообразные информационные вебстраницы.
Среди поисковиков рунета наиболее известным является Яндекс, но исключительно в роли поискового ресурса. Все остальные его подразделы, такие, как почта, видеосервисы или новости, не используются настолько часто. Второй по популярности - вполне ожидаемо Google, причем как с доменом ru, так и com. Замыкает тройку Рамблер.
Назвать популярные блоги довольно сложно, так как, в отличие от других типов сайтов, рейтинг блогов постоянно меняется. В течение полугода один и тот же блог может быть как на вершине топ - листа, так и вылететь за пределы призовой пятерки или даже десятки. Самые популярные блоггеры располагают свои «страницы» сразу в нескольких блог-ресурсах. Самым известным из них на сегодня является Твиттер.
Самым популярным интернет-магазином (и одновременно Интернет -аукционом) является международный Ebay, существующий с 1995 года. За время своего развития он не только обрел известность, но и наладил доставку практически по всему миру. На втором месте - Ozon.ru. Выраженного третьего места нет, так как на него претендует достаточно много примерно одинаковых по популярности ресурсов. Интернет - магазины интересны тем, что их разработкой часто занимается не огромная корпорация, а сравнительно небольшая веб студия.
Что касается различных видов информационных страниц, они имеют слишком большое количество тематик, чтобы можно было выбрать наиболее популярные. Как можно сравнить популярность, к примеру, Википедии и сайта новостей? Если же говорить о фанатских ресурсах, то их популярность напрямую связана с объектами, которым они посвящены.
Интернет - это не только сфера коммуникации, Интернет предоставляет пользователю возможность самому решить для себя, какая информация ему полезна, а какая нет. Отсутствие внешних ограничений на получение информации (Интернет, кроме Китая, пока не контролируется Правительством или кем-либо) - вероятно, одно из самых привлекательных его свойств. Однако бесконтрольность доступа к ресурсам Интернета таит в себе и серьезные потенциальные опасности для человека. В глобальной сети содержится большое количество ресурсов порнографического содержания, демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, популяризирующих различные методы манипуляции сознанием, насаждающих мистицизм, расизм, сексизм и пр.25 В связи с этим, назревает вопрос о влиянии интернета на ценностные ориентации молодежи.
1.3 Влияние Интернет-технологий на ценностные ориентации молодежи в современном мире.
Цифровая и медиа революции тесным образом связаны с глобальными изменениями в обществе, которые выражаются в пересмотре социальных целей и ценностей, смене групповых и межличностных коммуникативных моделей, трансформации политических, экономических, экологических, культурных концепций, сложившихся в мировом сообществе.
Эти тенденции не могли не найти своего отражения в молодежной среде, которая является наиболее мобильной и восприимчивой к всякого рода новациям. Обращение к молодежи, ее внутреннему потенциалу становится в последнее время все более актуальным.
Чрезвычайно важное значение в этом процессе имеет медиакультура молодого человека, которая формируется в результате медиаобразования.
Сторонники компьютеризации досуга отмечают конструктивное значение следующих его аспектов:
- он чаще переносится в домашнюю обстановку и становится более независимым от общественных форм организации, обогащается, делается более свободным;
- индивидуальное развитие получает новые возможности: становятся доступными новая информация и новые знания, человек с помощью игры может переноситься в прошлое и будущее;
- экранные средства позволяют моделировать сложные жизненные ситуации, овладевать новыми технологиями их преодоления;
- широкие возможности компьютерного моделирования приводят к использованию экранной культуры в деятельности досуговых центров и учреждений культуры, создавая для пользователей новую обстановку и оригинальные виды развлечений;
- сетевое общение человека в Интернете в режиме on-line приобретает интерактивный характер, расширяя его возможности непосредственного контактирования с гражданами зарубежных стран, жителями разных континентов и т.п.
Другие исследователи говорят об отрицательном влиянии экранной культуры на досуговые занятия, в основном об опасности индивидуального развития детей, подростков, молодежи в целом, так как обращение детей и молодежи к компьютеру (играм, Интернету и др.) сужает их время, отводимое на активные формы досуга: чтение, спортивные занятия, увлечения, связанные с развитием творческого потенциала, с художественно-эстетическими пристрастиями. У постоянного пользователя компьютерных игр формируется психологическая зависимость от них, он с трудом может переключаться на другие виды развлечений.
Таким образом, расширение свободы, порождаемое одними направлениями досуга, оборачивается снижением творческих возможностей на примере других его направлений. Говоря о компьютерных играх, следует учитывать, что мышление человека действует в этом случае в узком диапазоне программных параметров и заданий. При этом нередко утрачивается широта мышления, тормозится развитие индивидуальных творческих качеств человека. Человек перестает принимать самостоятельные решения даже по обыденным проблемам жизни, не «посоветовавшись» с компьютером.
Результаты взаимодействия молодежи с техникой во многом зависят от того, с какими установками человек садится перед дисплеем. Более развитые и подготовленные пользователи, которых интересуют знания сами по себе, которые с интересом учатся, способны самостоятельно решать жизненные задачи, оказываются в большей степени независимыми от стандартных решений игры. Молодые люди, которые не ставят перед собой серьезных целей вне компьютера, проводя перед дисплеем, в основном за игрой, все свободное время, быстрее погружаются в ситуацию ухода от действительности. У них в наибольшей степени вырабатывается мозаичность восприятия, формируются трудности с концентрацией внимания, невозможность сосредоточиться и т.п.
Реальностью российского общества в первой половине 90-х гг. ХХ в. стало включение России в глобальное информационное пространство, которое включает все виды информации, функционирующие в этом пространстве, созданном при помощи новых технологий (мультимедиа, аудиовизуальные средства коммуникации), ставшие важнейшим агентом социализации молодежи. Они распространяют и популяризируют определенные образцы, стили и нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которой необходимо стремиться. Следует заметить, что влияние глобального пространство на молодежь как положительное, так и отрицательное.
С одной стороны, коммерциализация и доступность сетевых сообществ, приводит к преобладанию низкопробных западных и российских фильмов, роликов, реклам, насыщенных насилием, агрессией, жестокостью, а с другой стороны, появление новых типов информационных обществ помогает молодежи, как в занятиях, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания.
Информационное поле нового типа пронизывает все сферы социальной жизни, затрагивая социализационные процессы в различных институтах социализации.
Существует мнение, о том, что не следует преувеличивать роль глобального пространства в формировании образа жизни молодежи, списывая все существующие в молодежной среде проблемы на счет «тлетворного влияния запада» и коммерционализации средств массовой информации. Не только Интернет сегодня ведет к тому, что значительная часть населения ведет нездоровый образ жизни. В тоже время роль глобального пространства в формировании образа жизни нельзя недооценивать.
К проблемам, связанные с негативным влиянием на молодежь, можно отнести и новые психические заболевания, которые возникли с появлением Сети - все больше подростков уходят от проблем реальной жизни в виртуальную. Психологи и педагоги с тревогой отмечают у нового поколения трудности вести живое общение, а также появилась мода на шокирующие видеоролики: подростки ищут сомнительной славы, снимая на сотовый телефон изнасилования, жестокие избиения, издевательства над своими сверстниками. Как противостоять этому, решения проблемы пока нет. Многие исследователи отмечают, что глобальное пространство вызывает привыкание или даже зависимость, и это привыкание может возникнуть довольно быстро, даже через полгода. Молодежь наталкивается на такие риски, как попадание в виртуальный мир, уменьшение социальных контактов, социальную дезадаптацию, что может привести к депрессиям и самоубийству.
Молодежь ежедневно сталкивается с огромным потоком массовой пропаганды, впитывая далеко не гуманную информацию. По большей части эта негативная информация зомбирует личность человека, вырабатывает конкретные отрицательные установки и не развивает у нее позитивного мышления, что впоследствии влияет на комплекс действий и поступков отдельных индивидов.