Файл: Гайдн. В творчестве Гайдна объединились эпохи барокко, классицизма и раннего романтизма. Его по праву считают одним из самых плодовитых композиторов xviiixix веков..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гайдн: сонаты до минор, ми минор, ре мажор, ми бемоль мажор

Моцарт: сонаты ля мажор, фа мажор, до минор с фантазией, ля минор.

Гайдн.

В творчестве Гайдна объединились эпохи барокко, классицизма и раннего романтизма. Его по праву считают одним из самых плодовитых композиторов XVIII—XIX веков.

Среди сочинений композитора для клавира — концерты, сонаты, вариационные циклы, фантазии, каприччио, танцевальные и детские пьесы, клавирные трио и камерные сонаты. Основу фортепианных сочинений составляют сонаты, которые Гайдн сочинял на протяжении сорока лет. До сих пор точное количество клавирных сонат Гайдна неизвестно. Было принято считать, что Гайдн написал 52 клавирные сонаты, но в 1963 году под редакцией К. Лэндон вышел «Венский уртекст», в который вошли 62 сонаты композитора. Первые циклы композитора, «партиты» или «дивертисменты для клавира», возникли из области домашнего музицирования. Они миниатюрны по масштабам, регистрово ограничены первой и второй октавой, исключительно прозрачны по фактуре. Вместе с тем уже эти юношеские опыты содержат некие устойчивые, типично гайдновские стилевые элементы: интенсивность мотивного развития, детальная работа над формой, преобладание мажорных красок, двигательная энергия ритма.

Интересны поиски Гайдна в области формы сонат. На протяжении своей творческой эволюции композитор применял различные типы циклических композиций — трёхчастную и двухчастную. В трёхчастной форме первые части встречаются быстрые, но бывают и медленные, также встречаются части вариационного и импровизационного склада. В финале чаще быстрая часть, но бывает также менуэт. И.Гайдн, являясь основоположником сонатного цикла, сам зачастую отклоняется от созданной схемы, демонстрируя свою изобретательность и новые возможности развития сонатной формы.

Большой известностью пользуется 49-я соната, Es-dur (1790).







Соната предположительно создана в 1779 или 1780 году и посвящена сестрам фон Ауэнбруггер — талантливым пианисткам, к мнению которых композитор прислушивался и уважал. В 1780 году Йозеф Гайдн посвятил сестрам цикл из шести фортепианных сонат (Auenbrugger,s sonaten), которые до сих пор исполняются. 25 февраля 1780 года Й. Гайдн пишет: «Очень важно для меня одобрение дочерей Ауэнбруггера. Их манера игры и понимание музыкального искусства выдает в них великих мастеров».


В сонате 3 части. Первая и третья части быстрые, действенные, радостные. Вторая часть медленная, глубоко сосредоточенная, скорбная.

I часть в Ре мажоре, Allegro con brio, в размере C. Сонатная форма.

В основе I части лежит следующий "сюжет". В теплый солнечный летний день так хорошо повеселиться, посмеяться, поиграть и побегать. Лишь налетевшая на короткое время гроза приостанавливает игру. Гроза проходит - и игра начинается снова.

Экспозиция. Тема главной партии брызжет весельем, смехом и игрой. Теплая и светлая тональность Ре мажор, смешные нисходящие октавные скачки, форшлаги и морденты в мелодии, форте, быстрый темп, особые штрихи  - вот ее выразительные средства (1 - 8 такты).

Тема связующей партии изложена ровными шестнадцатыми - она ассоциируется с постоянным движением, бегом (9 -16 такты).

Тема побочной партии - в Ля мажоре, в ритме быстрого шага (в аккомпанементе - восьмые). Мелодия ее - из одного мотива (форшлаг и  опевание, круг - ля-соль#-ля-си-ля), повторяемого от разных нот. Тема грациозна и капризна.

Возвращаются октавные интонации главной партии, сопровождаемые шестнадцатыми, в них - продолжение смеха, игры и бега. Картина меняется  в 26 такте, когда шестнадцатые в обеих руках "изображают" дуновение ветра. В 29 такте появляется "холодный" ля минор, в 30, 31 и 32 тактах аккорды в левой руке и ломаные нисходящие арпеджио в правой "рисуют" гром и молнии. Гром и молнии выделены разными гармоническими красками - сначала секстаккордом второй низкой ступени (он имеет мажорную окраску и поэтому звучит очень ярко), потом - вводным септаккордом двойной доминанты (звучность уменьшенного септаккорда  - уже другая краска).

Неожиданно картина грозы прерывается  - кадансовый квартсекстаккорд и доминантсептаккорд Ля мажора "проясняют" колорит. Трель в верхнем голосе может ассоциироваться с трелью соловья. Звучат кадансовые формулы заключительной партии. Так заканчивается экспозиция.

Разработка. Тема главной партии проходит в мажорных и минорных тональностях -  веселье возобновляется, но потом утихает. Со второй половины 6-го такта разработки продолжается "сцена грозы". Полифоническое движение голосов, приготовленные разрешающиеся диссонансы в нисходящем движении "затемняют" колорит - как будто небо заволакивается тучами. В 12 такте "начинается дождь" - шестнадцатые в правой руке и восьмые - в левой. Такты с 13 по 18 - гром и молнии. Гроза снова "прерывается" трелью (соловья). 20 и 21 такты разработки "поворачивают" к Ре мажору Репризы.



В репризе главная и побочная партии проходят в Ре мажоре. Игра продолжается. С12 по 14 такт в главную партию включается "музыка ветра", которая в экспозиции была в побочной. После нее следуют связующая и побочная - возобновление игры. Такты 29-30 репризы  продолжают "музыку ветра". Такты 31-32 - Ре мажор сменяется ре минором. С 33 по 35 такт -гром и молнии. 36 такт - окончательное прояснение колорита - кадансовый и доминантсептаккорд с трелью в Ре мажоре. Кадансовые формулы заканчивают репризу (и всю I часть) в радостном  Ре мажоре.

II часть в ре миноре, Largo e sostenuto, в размере 3/4. Она резко контрастирует I части. Ее настроение скорбно-задумчивое. Она написана в ритме траурной сарабанды. Тяжелая мерная поступь в трехдольном движении, динамика форте, аккордово-полифонический склад, пунктирный ритм, декламационные триольные обороты в разных голосах, цепочки септаккордов и нонаккордов напоминают образцы Баха и Генделя. Драматическая кульминация части - на секстакккорде второй низкой ступени, гармония которого уже встречалась в I части для "изображения" грома и молний. II часть останавливается на доминанте.

Переход к III части осуществляется без перерыва.

III часть - в Ре мажоре, Presto, ma non troppo, размер 2/4.Форма рондо.

Схема ее такая: рефрен - I эпизод - рефрен - II эпизод - рефрен.

Рефрен III части - пиано-  возвращает атмосферу  I части - радость, смех, игра, но эта тема более легкая, чем тема I части.

Первый эпизод - в ре миноре- как отголосок скорбной II части. Здесь 2 элемента. Первый - "мнимо"-сердитый, второй - лирический.

Второй эпизод - в Соль мажоре - снова игра. Синкопы, ритмические смещения, перегруппировки мотивов внутри такта.

Последнее проведение рефрена варьированное. Тема звучит на форте приподнято, помпезно, празднично.

Так празднично заканчивается соната Ре мажор.

ГАЙДН. СОНАТА МИ МИНОР (МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА).


Соната ми минор — одна из наиболее популярных сонат Гайдна. Написана для клавесина. Она состоит из 3-х частей. I часть в сонатной форме, presto, ми минор, лирическая. Тема главной партии (ми минор) напоминает оперный дуэт лирико-драматического содержания с фразами короткого дыхания. Басовые восходящие ходы по звукам трезвучий поддерживают взволнованную атмосферу. Тема связующей партии — в неудержимом, радостном движении шестнадцатыми, приводит к побочной партии, соль мажор. Ее тема звучит очень мягко и светло. Движение параллельных терций и секст в верхних голосах, гомофонно-полифонический 4-хголосный склад, динамика пиано и верхний регистр вызывают ассоциации с гармоничным лесным пением птиц и тихим шелестом листвы. Заключительная партия в соль мажоре возвращает характер неудержимого, радостного движения связующей партии. Разработка развивает темы главной, связующей и заключительной партий в миноре. В репризе даже светлая побочная партия оминоривается, как будто вечерние тени ложатся на лесную природу. I часть заканчивается, как и начиналась, взволнованным диалогом фраз короткого дыхания (главная партия), которые к концу I части как бы удаляются (diminuendo).


По сравнению с взволнованностью I части и ее неудержимым движением, II часть — образец спокойствия и радостного созерцания. Соль мажор, ремарка «вполголоса», adagio. (С Соль мажором у Гайдна обычно связаны лирические, пасторальные образы). Лирика этой части безмятежна. Размер менуэта — 3/4, а также размеренное движение аккордов в партии левой руки создает ритм медленного шага. Четкое гармоническое оформление — T-D-D-T, а также начальный фанфарный ход по мажорному трезвучию в партии правой руки привносят в тему торжественное настроение, глубокую душевную уравновешенность. Мелодия подчинена гармонической логике периода. Аккорды аккомпанемента, падающие всегда на первую долю такта, придают весомость, приземленность образу. Мажорный лад наполняет музыку светом. Последующие пассажи из мелких длительностей вносят изысканность и утонченность и напоминают то щебетание птиц, то бесплотный полет бабочки, то легкое дуновение ветерка. Фактура здесь — один из самых выразительных элементов. Вообще вся часть напоминает оперную арию для колоратурного сопрано. II часть написана в форме, в которой обычно пишутся adagio (andante), то есть медленные части в симфониях, концертах, квартетах и сонатах от Гайдна и Моцарта до Прокофьева и Веберна. Это 3-х частная репризная форма, где после первой части (здесь в форме 8-ми тактового периода) идет связующий раздел, вторая часть здесь — неустойчивая середина на интонациях темы первой части в ми миноре, затем снова связующий раздел и третья часть, останавливающаяся на прерванном обороте и дополненная аккордовым переходом к III части всей сонаты. В связке (с 9 такта) мелодия представляет из себя волнообразное движение — то взлетающее вверх, то нисходящее из вершины источника, она парит в высоком регистре, партия аккомпанемента теряет тяжелую первую долю, в ней — легкие короткие созвучия на второй и третьей долях. Отклонения в ля минор, в ми минор вносят новые оттенки в образ II части — возникают ассоциации с прохладой и свежестью ветра.

Подытоживая все сказанное — для экспонирования здесь, как и обычно у венских классиков, применено размеренное чередование функций, опора на устойчивые элементы лада, для связок характерна модуляционность, незакрепленность тональностей, отсутствие кадансов. Соотношение T-D- начало части и конец первой связки, D-T-конец второй связки и начало репризы — активно динамическое. Параллельный минор второй части (соотношение T-S) — как сопоставление тональностей.


III часть сонаты в ми миноре написана в форме, сочетающей признаки рондо и вариаций. Основная тема (рефрен) в ми миноре напоминает песенку, как будто кем-то насвистываемую. Быстрый темп, динамика пиано, высокий регистр мелодии, альбертиевы басы в аккомпанементе, прозрачность фактуры придают музыке легкость, полетность. Форма основной темы простая 2-х частная.

Два эпизода в Ми мажоре (B и C) — мажорные варианты основной темы. Тема в них приобретает шутливость, игривость благодаря новому аккомпанементу и легким, быстрым пассажам в высоком регистре. Здесь тема более инструментальна.

Форма такова — A B A C A кода(A)

Основная тема каждый раз варьируется, вариация, особенно отличающаяся от темы своей фактурой — в коде. Это кульминация всей части.

Все средства выразительности (и в том числе серебристый тембр клавесина и его четкое острое звучание) направлены на достижение определенности, ясности, уравновешенности, четкости, яркости музыкального рисунка и музыкального образа.

В творчестве Гайдна немало сонат, в которых преобладают образы скерцозные, близкие комическим операм того времени, операм самого Гайдна. Пример тому, соната ре мажор (анализ в учебнике). В других сонатах на первый план выходят образы патетические, возвышенные. Такова Большая соната ми-бемоль мажор № 52 (в других изданиях она стоит под № 62). Хотя этот характер не выдерживается до конца и меняется в финале на буффоный, скерцозный. Вообще для сонат Гайдна характерны именно веселые финалы, быстрые, яркие, скерцозные, нередко в размере 2/4.

В минорных сонатах присутствует драматическое начало. При этом нередко в основе лежат певучие темы (соната до минор). Есть и сонаты с более ярко выраженным жанрово-танцевальным характером. Например, соната ми-бемоль мажор (№ 49/59), в которой все три части написаны на ¾.

Фортепианный стиль в сонатах отличается прозрачностью фактуры, обилием украшений — в этом связь с клавирной музыкой первой половины 18 века. Нередко темы (в особенности главных партий) состоят из двух контрастных элементов: первый — по аккордовым звукам, во втором — секундовые интонации.

Соната ми минор(№ 53) представляет собой трехчастный цикл с мажорной медленной частью в центре. В ней как раз примечательна