Файл: Гайдн. В творчестве Гайдна объединились эпохи барокко, классицизма и раннего романтизма. Его по праву считают одним из самых плодовитых композиторов xviiixix веков..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первый раздел звучит как момент психологического опустошения. Словно человек после истерических рыданий, гнева и боли сидит с ещё не просохшими от слёз глазами, пытаясь разобраться в себе.
Восходящее полное трезвучие Фа мажора в самом начале экспозиции звучит как глубокий, полный тоски вздох, а восходящее трезвучие в басу - как стремление к покою. Этот ход будет лейтмотивом проходить через всю часть. Ламентозный ход и задержание ( такты 2 - 3) напоминают о страдании, которое никуда не ушло. А постоянное движение баса наверх свидетельствует о постоянной молитве с просьбой об утешении, освобождении.
Мелодия в связующей партии то поднимается наверх, то опускается вниз, что свидетельствует о душевном неспокойствии, но аккомпанемент выступает здесь как голос разума, размеренно двигаясь ровными группами шестнадцатых и удерживая мятущуюся душу на месте.
В теме побочной партии происходит модуляция в тональность доминанты к F-dur - C-dur и снова появляется настойчивое неприятие, это остинато в верхнем голосе ( такты 15 -16), которое затем переходит в бас ( такты 17 - 18) на фоне которого звучит вопрос:" За что?" ( такт 17). Но, вопрос этот не находит ответа. Ламентозные интонации чередуются с мотивом неприятия, который звучит мягче только потому, что человек после сильного душевного потрясения находится почти без сил.
А вот дальше звучит очень важный момент, к которому мы обязательно вернёмся в репризе, чтобы увидеть то, как изменится его значение и отношение скорбящего к ситуации.
В экспозиции с 22 по 24 такты заключительная тема излагается при помощи ходов с постепенное увеличивающимся расстоянием между интервалами. Значение этого момента можно трактовать как разделение скорбящего с тем, о ком он скорбит и расстояние это при жизни непреодолимо.
А дальше ещё более тонкий момент показан в восходящих пассажах (такты 26 - 27) это жизненный путь скорбящего и путь этот ведёт к той, которая ушла раньше срока.
Разработка звучит подобно молитве. Она построена на первой теме экспозиции и звучит весьма решительно и оптимистично. Это попытка осмыслить и осознать произошедшее, поскольку в первой части герой не смог этого сделать. Человек, молясь, обретает стойкость и душевные силы для продолжения пути. Но покой царствует очень недолго. Снова возвращается беспокойство, выраженное триольным аккомпанементом и несколько раз повторенным в пустоту вопросом с интонациями плача (такты 37 - 42). Не находя ответа на эти вопросы, снова возвращается мотив неприятия и щемящая боль( секундовые интонации), возвращается мотив страдания из первой части сонаты ( такты 46 и 49). С такта 51 остинато переходит в бас, а в верхних голосах звучит мотив вопроса без ответа. Неустойчивый гармонический план разработки свидетельствует как о неспокойном эмоциональном состоянии героя, так и о поисках утешения и стремление найти выход из страданий. Основными тональностями разработки являются: c-moll- A-dur-d-moll- C-dur. Тональность C - dur играет ключевую роль, ибо это доминанта к главной тональности F - dur.


Реприза вступает несколько неожиданно. Моцарт расширяет репризу до 33 тактов, вместо 31 такта экспозиции. Здесь происходят ключевые изменения, которые повлияют на его дальнейшую жизнь. Первый такой момент это изменение движения верхнего голоса в 9 такте. В экспозиции это было нисходящее движение, в репризе оно стало восходящим. И дальше ( такты 10 - 13) методическая линия решительно и неуклонно движется вверх, в отличие от спусков и подъёмов в экспозиции. Боль и неприятие
никуда не ушли, они по - прежнему в его сердце. Об этом свидетельствует остинато в верхнем голосе, переходящее в бас и мотив вопроса. Ещё одна особенность, отличающая репризу о экспозиции, заключается в нисходящем мотиве в басу ( 72 и 74): покоя ему при жизни не найти, смириться он не сможет. Об это свидетельствуют ламентозные интонации, переплетающиеся себе секундовым мотивом щемящей боли и мотивом неприятия ( такты 72 - 76).
Но, вот мы и подошли к тому самому важному моменту, заявившему о себе в экспозиции в тактах 22 - 24. В репризе расстояние между интервалами в заключительной партии сокращается и голоса стремятся друг к другу. Герой сонаты нашёл ответ на свой вопрос: жизнь человека коротка, нужно лишь немного потерпеть. Даже если будет больно сейчас, то как хорошо и спокойно будет потом, когда он встретится с той, о которой так скорбит!
Третья часть сонаты написана в форме рондо - сонаты с чертами вариационности. Тональность ля минор, темп Presto. В этой части Моцарт использует принцип сквозного развития тематического материала. Она монотематична. Тема рефрена будет дробиться на отдельные короткие мотивы, вплоть до двух нот, будет проводится во всех голосах его первая половина, будет использован приём полифонического изложения и т.д. Моцарт проходит по тональностям: a - moll, F- dur, d - moll. Основными тональностями всей части являются: a - moll, c - moll, C - dur, F - dur, d - moll, A - dur.
Эта часть является кульминацией всего цикла. Здесь эмоции героя обострены до предела и почти переходят границы.
Начинается основной раздел с ламентозных интонаций на м.2 а - gis( такты 1, 2 и 4) и дальше они будут повторяться. Этот мотив будет расширен и обострён при помощи квартового скачка ( c-f такты 5-6). Мотив рефрена звучит в начале части как прерывающиеся всхлипы. Этот эффект достигается путём фразировки и лигой на каждые две ноты. Короткие мотивы аккомпанемента свидетельствуют о сильном эмоциональном возбуждении, об это же свидетельствует динамика ( внезапные переходы от р к f и от f к pp). Здесь звучит смесь слёз, отчаяния, горя и безысходности. Безысходность выражена в непрекращающемся проведении темы рефрена и его мотивов. Моцарт долго оттягивает вступление побочной партии. Вначале он хотел начать её с 29 такта и даже ввёл новую тему в C - dur (такты 25-27), но потом резко изменил решение. Вместо побочной партии композитор даёт доминанту к C -dur , но приходит вместо этого в c -moll. Он проводит мотив рефрена дважды, обостряя его чертами разработки во втором проведении, при этом он звучит в c- moll с отчаянным стремлением в C - dur (композитор даёт D7 к C -dur с неполным разрешением в него на протяжении 4 тактов (Такты 33-36) и достигает разрешения в C -dur, даже закрепляясь в нём на два такта (такты 37,38). Потом он проводит рефрен по цепочке следующих тональностей: C -dur, a - moll, F - dur, d- moll. (такты с 37 по 40). Во второй волне развития темы рефрена Моцарт повторяет его тональный план с разницей в том, что композитор отчаянно стремится в тональность C - dur и даёт для этого D46 и саму доминанту (такты 51, 55), но не может туда прийти.


В побочной партии проводится первая половина темы рефрена октавном удвоении в басу. Она излагается секвенционго по полутонам как риторическая фигура катабасис. Тема проводится 4 раза ( такты 64 - 76, 80 - 85). В заключительной партии тема рефрена проводится в полифоническом изложении и дробно (от неё остаются только три ноты, которые звучат как всхлипы в нисходящем секвенцировании (87 - 97)). С такта 100 тема дробится ещё сильнее( от неё остаётся только два начальных звука ) и она проводится в расширении(половинки длительностями). Эти ходы звучат как умоляющая просьба. Здесь происходит наслоение доминантовой и уменьшённой гармоний друг на друга (Уменьшённый вводный, разрешающийся в доминанту). В 105 такте Моцарт даёт доминанту к ля минору и приводит ко второму проведению всего рефрена. Здесь напряжение нарастает ещё больше. Это обострение подчёркнуто в восходящем движении мотива рефрена и восходящими фигурациями восьмых в басу(такты 124 - 126, 124 - 138).
Далее следует отдохновение. Это моральный уход от жестокой реальности. Звучит эпизод в тональности A - dur. Он звучит как грёза о том, что когда придёт час героя сонаты, он встретиться в Вечности с той, о которой так скорбит! Свою уверенность герой сонаты подчёркивает тоническим органным пунктом, наслоение тоники, субдоминанты и доминанты друг на друга несколько ослабляют напряжение.
Реприза наступает без подготовки, и в отличии от экспозиции(106 тактов), она сокращена до 78 тактов. Реприза варьированная. (Однако с возвращением рефрена это напряжение возобновляется, герой возвращается из грёз в реальность. Тема рефрена проводится в усечённом виде во всех голосах. Боль, отчаяние и неприятие вспыхивают с новой силой. Эти всплески неприятия выражаются в восходящем полном трезвучии ля минора и следующем за ним нисходящем секвенционном движении ( такты 194 - 198). Композитор подчёркивает сильнейшее эмоциональное напряжение наслоением тонической гармонии и уменьшённого вводного друг на друга. Тема дробится до двух нот (так же, как и молящая просьба во втором проведении рефрена(Такты 99 - 104), которые звучат как рыдания, а настойчивое повторение звука си половинной длительностью, острее подчёркивает неприятие. Это место( такты 199 - 202(мотив из двух нот в среднем голосе a-gis)). Это место является кульминацией всей репризы. Тема побочной партии звучит в основной тональности - a-moll. Нужно обратить особое внимание на то, что в экспозиции Моцарт проводит тему побочной партии в тональности натуральной доминанты e - moll, что для классической сонаты весьма необычно. Далее первая половина темы рефрена(побочная партия такт 203) проводится в октавном удвоении в басу, затем также в верхнем голосе ("скрытый катабасис"). Её характер почти такой же, как и в экспозиции. Потом цепочкой из кварт тема рефрена проводится в нисходящем движении, ещё больше обостряя эмоциональное состояние героя, (особенно нужно обратить внимание на ув.4 в такте 214, которая по закону гармонии должна разрешиться в м.6, но вместо этого она идёт в чистую кварту), далее немного ослабляя это напряжение, тема звучит в терцию в басу. Но, покоя не будет. Этот покой на земле не наступит никогда. Это подчёркивается настойчивым, чеканным нисходящим движением темы рефрена( безутешные рыдания), проведённым дважды в верхнем голосе, при этом аккомпанемент, перенесённый в средний голос, звучит как взволнованное серцебиение.Настойчивый доминантовый органный пункт, звучащий сначала в верхнем голосе, затем в басу, звучит подобно голосу, сорвавшемуся на крик. Соната завершается отчаянием и яростным неприятием.