Файл: Гайдн. В творчестве Гайдна объединились эпохи барокко, классицизма и раннего романтизма. Его по праву считают одним из самых плодовитых композиторов xviiixix веков..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
до миноре, вместе с кодой усугубляют трагический характер сонаты, делая ее еще более близкой Фантазии.

Вторая часть. Медленная часть сонаты, Adagio Es-dur, наиболее яркий пример патети­чески импровизационного изложения у Моцарта, почти фан­тазия по свободе построения, насыщенности фактуры, измен­чивости ритмов и даже звуковому диапазону. И это Adagio близко к уровню лирических центров в симфониях Моцарта: его легко представить в изысканном оркестровом изложении с тонкой активизацией всех голосов музыкальной ткани.В медленной, светлой по музыке, второй части (Adagio) получает развитие лирический образ побочной партии первой части в ее экспозиционном изложении (тональность второй части тоже ми-бемоль мажорсм. пример 154). Написана эта часть в сложной трехчастной форме. Первая и основная ее тема при каждом повторении расцвечивается новым тончайшим филигранным узором, внутренне обогащающим эту тему:

Этот узор не является внешним украшением; он вызван развитием темы и всей музыки части и имеет выразительное значение. Нисходящий хроматический ход при окончании этой темы аналогичен хроматическому ходу в побочной партии экспозиции первой части. Такие интонационные совпадения в различных частях сонаты придают всему циклу единство и целостность.

Третья часть, написанная в форме рондо-сонаты, лишена героического пафоса, свойственного первой части, но в ней взволнованно-трагическое начало получает новый облик. Особенно беспокойна тема главной партии благодаря синкопированному ритму, обилию неустойчивых звуков:

В теме ход на уменьшенную септиму вверх перекликается с основной темой Фантазии и со вторым элементом главной партии первой части (там ход на уменьшенную септиму вниз). Это один из моментов, указывающих на органичность связи между Фантазией и сонатой и между отдельными частями сонаты.

Тема побочной партии как по фактуре, так и в интонационном и в тональном отношении родственна связующей и побочной партиям экспозиции первой части:

Родствен тональный план крайних частей сонаты: подобно первой части, в финале тема побочной партии в репризе изложена в до миноре, углубляющем трагическую окраску произведения. Большая кода финала окончательно утверждает основную тему и закрепляет тональность до минор.

Как и в симфонии g-moll, финал сонаты c-moll далек от жанровости и неотяжеленного дина­мизма. В этом смысле его, как и всю сонату, можно признать симфоничным. Среди всех сочинений Моцарта для клавира (фортепиано), за ис­ключением концертов, фантазию с сонатой можно считать наи­более симфоничным произведением как по образной значитель­ности, так и по масштабам композиции.


Ля мажор

Итак, соната во французском вкусе, или точнее сюита Ля мажор.

Первая часть - это вариации на медленную тему, Ля мажор.

Мелодия темы по своему характеру близка народной. Она песенная,  в ритме итальянского танца - сицилианы - с медленным темпом,  характерным размером 6/8  и с характерным ритмическим рисунком - пунктир и восьмая, четверть и восьмая. Тема очень проста, но изысканна, изящна - во французском вкусе.

Форма темы - простая 2-х частная с развивающей серединой. Она сохраняется во всех вариациях. Уже в теме Моцарт, как бы изображая оркестр, дает вначале пиано (играет группа солирующих инструментов - soli), а в двух последних тактах второй части - форте (как бы весь оркестр - tutti). Встречаются и сфорцандо. Скорее всего такие динамические оттенки -  это впечатления от мангеймского оркестра.

В первой вариации тема растворяется в затейливых фигурациях, вспомогательные хроматизмы добавляют ей изысканности, в ней слышны томные вздохи, а также менуэтные реверансы. В этой вариации с 5-го по 8-й такты, где "играет весь оркестр", уже можно "услышать янычарские барабаны", а также в двух последних тактах вариации.

Начало второй вариации пиано с "порхающими"трелями в мелодии и с "жужжащим" в аккомпанементе ре-диез вызывает ассоциации с чудесным цветущим лугом. С 5-го такта по 8-й форте в басу начинаются странные "прыжки" с форшлагами. Кто это там прыгает? Вторая половина вариации рисует тот же луг, но чьи это зовы раздаются все ближе и ближе ?(крещендо). Заканчивается вариация радостными "прыжками".

Третья вариация  - как налетевший внезапно холодный ветер, ля минор, как не знающая покоя страстность, в октавных ходах доходящая до жути. В начале ее второй части (с 9-го такта) слышны жалобы, одиноко раздающиеся в тишине (пиано), а в 12-м такте - вздохи, переходящие в отчаяние (сфорцандо). Заканчивается вариация той же страстностью, доходящей до жути, какой и начиналась.

Начало четвертой вариации (с перебрасыванием левой руки) - как баюканье, переходящее в дивные грезы сна, с 5-го такта становящиеся ярче. Вторая часть вариации начинается пленительной мелодией, фразы которой заканчиваются томными вздохами. Вариация заканчивается продолжением все того же убаюкивания.

Пятая вариация напоминает арию с пассажами, с фразами короткого дыхания, длинного дыхания. Она исполнена томления, фразы заканчиваются секундовыми вздохами, проходящие хроматизмы добавляют неги. Здесь не только мелодия, но и вся фактура начинает петь. Во второй половине вариации первая фраза заканчивается фигурой восклицания - восходящей большой секстой, вспоминается начало арии принца Тамино из "Волшебной флейты": "Какой чарующий портрет! Такой красы не видел свет" - поет он, увидев изображенную на портрете принцессу Памину. Во второй части пассажи становятся поистине виртуозными, колоратурными - мелкие длительности "убыстряют" темп. Здесь аж два таких виртуозных пассажа - причем на разные виды вокальной техники.



Заключение образует шестая, отчасти энергичная, отчасти каприччиозная вариация, которая переходит в небольшую, почти плутовскую коду. В 5-м и 6-м тактах этой вариации на форте также можно "услышать янычаров".

Таким образом, каждая вариация представляет характерную пьесу, не слишком удаляясь от мелодической линии темы. Но всем им свойственно прямо-таки пленительное благозвучие; мы здесь словно бродим по настоящему волшебному саду Армиды.

Вторая часть сонаты - менуэт в сложной трехчастной форме с трио, Ля мажор. Первая  часть (главный раздел менуэта) сложной 3-хчастной формы написана в простой 3-х частной форме с развивающей серединой. В этом главном разделе менуэта примечательны постоянные смены настроения.  Здесь есть место и для серьезных, отчасти даже мрачных мыслей. Начало этой части взято Моцартом из его же сонаты До мажор, написанной ранее - KV 309

В первой теме ясно слышны два разных элемента: первый (1-2 такты) - форте, начинается с воинственной тираты - с движением по звукам Ля мажорного аккорда, в унисонном изложении - мужественный, бравурный, звучит как вопрос; второй (3-4 такты) - пиано с изысканным ритмом, мелодией с аккомпанементом и тонкими штрихами, заканчивающивающийся формулой поклона - женственный, как ответ на вопрос. 5-й такт звучит как приготовление к танцу. С 6-го такта начинается сам танец - менуэт. В мелодии слышны восторженные вздохи. Время от времени звучит формула поклона, разделяющая музыкальную ткань на предложения. Первая часть простой 3-хчастной формы заканчивается в тональности доминанты - в Ми мажоре. В развивающей середине появляются отклонения в минорные тональности - си минор, ля минор. На их фоне вздохи звучат вначале печально, а потом и вовсе драматично.  В мелодии появляется тоскливо-страстный ход на уменьшенную септиму. Однако реприза простой 3-хчастной формы звучит вновь радостно, как и в начале менуэта. Она приводит к Ля мажору.

Трио сложной 3-хчастной формы в Ре мажоре, по  характеру перекликается с четвертой вариацией первой части сонаты - то же убаюкивающее движение с переброской левой руки через правую. Трио написано в простой 3-х частной форме. В развивающей середине при отклонении в ми минор сладкие грезы вдруг прерываются жесткими громкими унисонами. И сюда просочились эти янычары! Их фраза повторяется два раза, как будто постучав два раза, они разбудят от дивного сна. Сон, однако, продолжается дальше. Кто-то кого-то манит в До мажоре,  в Фа мажоре, а в ре миноре начинает жаловаться и причитать. Но и здесь сон возвращается к радостным грезам - в репризе трио.


После трио снова повторяется вся первая часть менуэта.
Третья часть сонаты - финал. Rondo alla turca - сложная 3-х частная форма с прибавленным рефреном к каждой из 3-хчастей. (В народе зовётся турецкий марш, турецкое рондо).

Схема такова:

I часть-рефрен-II часть-рефрен-III часть (реприза I)-рефрен-кода.

Финал является первым обращением Моцарта к турецкому локальному колориту, тогда весьма излюбленному именно в комической опере; тут особенно заметно влияние "Пилигримов из Мекки" Глюка. В этом отношении характерны острые, подчеркнутые, звенящие ритмы, в которых, кажется, слышишь удары тарелок.

I часть в ля миноре - в простой 3-хчастной форме с развивающей серединой. Она выражает по-кошачьему льстивую, вкрадчивую, но вместе с тем и неуклюжую, грубую натуру этих парней, что встретились нам кое-где в первой части и в трио менуэта.

Рефрен в Ля мажоре-в форме периода, повторенного - их дикую и кричащую натуру.

II часть в фа-диез миноре -в простой 3-хчастной форме с развивающей серединой - здесь явственно ощущается звучание флейт-пикколо, которыми Моцарт пользуется для подобных мрачных настроений.

В коде этот ориентальный фанатизм обрушивается на нас прямо-таки с натуралистическим неистовством - благодаря тиратам, разложенным аккордам арпеджиато, коротким форшлагам создается впечатление необычного мелодического строя - как-будто фальшивого, без фиксированной высоты звучания.

Ля минор.

Клавирная соната a - moll была создана Моцартом в Париже в 1778 году, так гласит оригинальная датировка на рукописи. Исследователи творчества Моцарта: Вольфганг Плат и Вольфганг Рем, пишут в своей исследовательской статье за 1985 год, что:"Мы ничего не знаем о создании этих наиболее значительных из ранних клавирных сонат Моцарта; по крайней мере, Моцарт не счёл нужным указывать в своих письмах из Парижа в Зальцбург причины и обстоятельства сочинения." Эта соната одна из двух сонат для клавира, написанная Моцартом в минорной тональности. 1778 год был для Моцарта очень тяжёлым как в профессиональном смысле, так и в личном. Самым сильным потрясением для Вольфганга стала смерть матушки. Вольфганг писал отцу в Зальцбург, что просил Господа о смирении и стойкости в этот момент, но музыка сонаты словно говорит о том, что на самом деле творилось в душе композитора.
С первых нот герой сонаты обрушивает всю боль, отчаяние и неприятие её смерти героем сонаты. Он выплёскивает море эмоций, в которых боль, отчаяние, гнев, слёзы. Он взывает к Богу с вопросами:"Почему она? Почему столь рано? Неужели я недостоин её на этой земле?" В разработке герой сонаты то просит, срываясь на крик, то умоляет Бога дать ему сил и душевной стойкости, чтобы выдержать обрушившееся на него горе. Однако принять его он пока не в состоянии.

Первая часть сонаты a -moll написана в традиционной сонатной форме. Главная партия звучит как эмоциональный протест, неприятие подчёркивается в постоянном настойчивом повторении звука "ля" в басу. Форшлаг с ноты a и звук gis в ритме четверть, половинка, словно пригвождают (эффект оглушения) страданием. Моцарт чередует тонику и доминанту (наслаивает эти гармонии друг на друга) - звук "ля" в качестве неаккордового появляется в D34 ( такты 2 и 4). Протест в главной партии несколько раз прерывается интонациями всхлипов, страдания, (такт 7 восходящая малая секунда dis -e и нисходящая малая секунда a- gis) которое подчёркивается задержанием на терции cis- e. Протест повторяется с новой силой и приводит к сильному волнению в связующей партии. Это волнение выражается в шестнадцатых в басу, которые звучат как взволнованное сердцебиение, а мелодия звучит подобно вопросу:"Боже, за что?" -, и отрицанию: "Я не согласен!" Нужно особо обратить внимание на переход к побочной партии. Моцарт изначально хотел перейти в тональность c - moll, но в последний момент отказался от этого решения, и ввёл C - dur. Тем самым Он до предела обострил эмоциональный накал, здесь словно слышно, как герой сонаты вспоминает светлые и добрые моменты из жизни с той, о которой скорбит! Побочная партия, спокойствия не приносит. Её взволнованно льющаяся мелодия звучит так, словно человек пытается собраться с мыслями, пытается помолиться, но у него ничего не выходит. А настойчивый аккомпанемент напоминает нам о неприятии. Заключительная партия развивается на материале побочной и в ней повторяются настойчивые вопросы( такты 35 и 36). Возбуждение нарастает и мотив из тактов 35-36 звучит с новой силой в верхних голосах, но уже как отчаянная просьба ( такты 40 и 41). В коде соединяются в своей безутешности боль, отчаяние, неприятие и крайнее волнение. Это выражено в безостановочном взволнованном движении аккомпанемента, который словно заблудившийся в лабиринте странник, никак не может найти выхода и в мотиве боли и неприятия в верхних голосах.
Вторая часть написана в трёхчастной форме с чертами сонатности с контрастной серединой (разработкой) и варьированной репризой.
Темп Adagio con ecspressione свидетельствует о неспокойном душевном состоянии героя. Тональность второй части F - dur. Здесь нет конфликтов между основными темами, вся часть по своей структуре очень целостна. Моцарт использует яркие динамические контрасты для того, чтобы подчеркнуть и обострить изменения настроения. Ломанный ритм, мелкие длительности( форшлаги) и украшения(трели и группетто) также призваны подчеркнуть неустойчивое эмоциональное состояние героя.