Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, способность к обобщению связана с уровнем развития у человека таких умений, как:
Поэтому развитие данных умений будет способствовать повышению уровня обобщения у учащихся.
Вторая глава посвящена описанию опытно-экспериментальной работы по формированию уровня простейших логических операций. Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Опытная работа подтвердила эффективность разработанных заданий, направленных на формирование уровня обобщения у младших школьников. Гипотеза исследования была доказана.
На основании вышесказанного предлагаются следующие рекомендации:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
-
умение выделять признаки объектов; -
умение отделять существенные признаки от несущественных; -
умение правильно выполнять обобщение и объяснять, как оно выполнено; -
умение выделять операции, входящие в прием, и раскрывать их последовательность.
Поэтому развитие данных умений будет способствовать повышению уровня обобщения у учащихся.
Вторая глава посвящена описанию опытно-экспериментальной работы по формированию уровня простейших логических операций. Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Опытная работа подтвердила эффективность разработанных заданий, направленных на формирование уровня обобщения у младших школьников. Гипотеза исследования была доказана.
На основании вышесказанного предлагаются следующие рекомендации:
-
Проводить целенаправленную работу по обучению младших школьников основным приёмам мыслительной деятельности. -
Использовать в ходе обучения математике следующие виды организации процесса обобщения:
-
сообщение знаний учащимся в готовом виде; -
формулирование логического вывода из ранее установленных обобщений; -
сравнение одного или более объектов по существенным признакам; -
анализ одного математического объекта, выявление его существенных признаков.
-
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности мыслительных процессов младших школьников. -
При формировании правильных обобщений особое место необходимо уделять варьированию несущественных признаков. -
Продумывать характер вопросов и заданий, активизирующих мысль учащихся, направленную на поиск существенного в заданном объекте.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31. 05. 2021 г. № 286 // Вестник образования России. – 2021. – 247 с. -
Артёмов К. К. Обобщение в обобщении математики / К. К. Артёмов // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 67 – 68. -
Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальных классах / М. А. Бантова. – М.: Просвещение, 2016. – 222 с. -
Болтинский В. Г. Как учить поиску решения задач / В. Г. Болтинский. – М.: Просвещение, 2018. – 200 с. -
Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2020. – 321 с. -
Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики / Я. И. Груденов. – М.: Просвещение, 2013. – 187 с. -
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2020. – 233 с. -
Давыдов В. В. Психическое развитие младших школьников / В. В. Давыдов – М.: Наука, 2020. – 271 с. -
Есипова Б. П. Основы дидактики / Б. П. Есипова. – М.: Просвещение, 2017. – 362 с. -
Колидзей Э. А. Психология двигательной активности ребенка / Э. А. Колидзей. – М.: Прогресс, 2015. – 325 с. -
Лысенкова С. Н. Когда легко учиться / С. Н. Лысенкова. – М.: Педагогика, 2015. – 171 с. -
Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя / А. А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с. -
Менчинская Н. А. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах / Н. А. Менчинская. – М.: Просвещение, 2015. – 390 с. -
Менчинская Н. А. Проблема умения и умственного развития школьника / Н. А. Менчинская. – М.: Педагогика, 2019. – 136 с. -
Пиаже Ж. Ж. Речь и мышление ребёнка: Пер. с французского / Редакция перевода В. А. Лукова. – М.: Педагогика-Пресс, 2019. – 235 с. -
Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн. – М.: Просвещение, 2016. – 313 с. -
Чиркова Н. И. Развитие у младших школьников приёма обобщения при изучении математики / О. А. Павлова // Начальная школа. – 2018. – № 6. – С. 49 – 53. -
Шадрина И. В. Математическое развитие младших школьников: теоретические предпосылки / Л. А. Герасимова // Начальная школа. – 2013. – № 4. – С. 72 – 77. -
Шардаков М. Н. Очерки психологии школьника / М. Н. Шардаков. – М.: Просвещение, 2015. – 210 с. -
Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2019. – 351 с. -
Алибаева Ф. Ш. Обобщающие уроки в курсе математики / Инфоурок – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-obobschayuschie-uroki-v-kurse-matematiki-312681.html [Дата обращения: 25 марта 2022 г.]. -
Бойкова А. В. Обобщение и систематизация знаний обучающихся на уроках математики / Образовательная социальная сеть – znanio.ru – Режим доступа: https://znanio.ru/media/bojkova_av_obobschenie_i_sistematizatsiya_znanij_uchaschihsya_na_urokah_matematiki-337045 [Дата обращения: 25 апреля 2022 г.]. -
Внуковская О. А. Формирование действия обобщения в процессе обучения математике / Образовательная социальная сеть – cyberleninka.ru – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-deystviya-obobscheniya-v-protsesse-obucheniya-matematike [Дата обращения: 10 мая 2022 г.]. -
Кущетерова Ф. Т. Развитие логического мышления на уроках математики / Образовательная социальная сеть – cyberleninka.ru – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-logicheskogo-myshleniya-na-urokah-matematiki [Дата обращения: 30 марта 2022 г.]. -
Мангилева Н. И. Использование обобщения при обучении математике в средней школе / Инфоурок – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-po-matematike-ispolzovanie-obobscheniy-pri-obuchenii-matematike-v-sredney-shkole-1307300.html [Дата обращения: 10 апреля 2022 г.]. -
Попова Т. С. Обобщение знаний по математике как фактор развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в начальной школе / Образовательная социальная сеть – cyberleninka.ru – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obobschenie-znaniy-po-matematike-kak-faktor-razvitiya-samostoyatelnoy-poznavatelnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-v-osnovnoy-shkole [Дата обращения: 15 мая 2022 г.]. -
Сидорова Л. Н. Развитие логического мышления на уроках математики как основа повышения качества образовательного процесса / Образовательная социальная сеть – nssh.kostjukovichi.edu.by – Режим доступа: http://nssh.kostjukovichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=13231 [Дата обращения: 19 марта 2022 г.]. -
Скоробогатова О. О. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе обучения математике / Образовательная социальная сеть – kopilkaurokov.ru – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-matiematikie [Дата обращения: 15 апреля 2022 г.]. -
Фирсова Л. М. Обобщение и систематизация знаний в обучении математике / Образовательная социальная сеть – www.prodlenka.org – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/214620-obobschenija-i-sistematizacija-znanij-v-obuch [Дата обращения: 10 мая 2022 г.]. -
Хайитова Х. Г. Метод обобщения при обучении математике в школе / Образовательная социальная сеть – cyberleninka.ru – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-obobscheniya-pri-obuchenii-matematike-v-shkole [Дата обращения: 25 марта 2022 г.].