Файл: Шумихина яна александровна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, способность к обобщению связана с уровнем развития у человека таких умений, как:

  • умение выделять признаки объектов;

  • умение отделять существенные признаки от несущественных;

  • умение правильно выполнять обобщение и объяснять, как оно выполнено;

  • умение выделять операции, входящие в прием, и раскрывать их последовательность.

Поэтому развитие данных умений будет способствовать повышению уровня обобщения у учащихся.

Вторая глава посвящена описанию опытно-экспериментальной работы по формированию уровня простейших логических операций. Эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Опытная работа подтвердила эффективность разработанных заданий, направленных на формирование уровня обобщения у младших школьников. Гипотеза исследования была доказана.

На основании вышесказанного предлагаются следующие рекомендации:

  1. Проводить целенаправленную работу по обучению младших школьников основным приёмам мыслительной деятельности.

  2. Использовать в ходе обучения математике следующие виды организации процесса обобщения:

  • сообщение знаний учащимся в готовом виде;

  • формулирование логического вывода из ранее установленных обобщений;

  • сравнение одного или более объектов по существенным признакам;

  • анализ одного математического объекта, выявление его существенных признаков.

  1. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности мыслительных процессов младших школьников.

  2. При формировании правильных обобщений особое место необходимо уделять варьированию несущественных признаков.

  3. Продумывать характер вопросов и заданий, активизирующих мысль учащихся, направленную на поиск существенного в заданном объекте.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31. 05. 2021 г. № 286 // Вестник образования России. – 2021. – 247 с.

  2. Артёмов К. К. Обобщение в обобщении математики / К. К. Артёмов // Начальная школа. – 2015. – № 11. – С. 67 – 68.

  3. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальных классах / М. А. Бантова. – М.: Просвещение, 2016. – 222 с.

  4. Болтинский В. Г. Как учить поиску решения задач / В. Г. Болтинский. – М.: Просвещение, 2018. – 200 с.

  5. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2020. – 321 с.

  6. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики / Я. И. Груденов. – М.: Просвещение, 2013. – 187 с.

  7. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 2020. – 233 с.

  8. Давыдов В. В. Психическое развитие младших школьников / В. В. Давыдов – М.: Наука, 2020. – 271 с.

  9. Есипова Б. П. Основы дидактики / Б. П. Есипова. – М.: Просвещение, 2017. – 362 с.

  10. Колидзей Э. А. Психология двигательной активности ребенка / Э. А. Колидзей. – М.: Прогресс, 2015. – 325 с.

  11. Лысенкова С. Н. Когда легко учиться / С. Н. Лысенкова. – М.: Педагогика, 2015. – 171 с.

  12. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя / А. А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с.

  13. Менчинская Н. А. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах / Н. А. Менчинская. – М.: Просвещение, 2015. – 390 с.

  14. Менчинская Н. А. Проблема умения и умственного развития школьника / Н. А. Менчинская. – М.: Педагогика, 2019. – 136 с.

  15. Пиаже Ж. Ж. Речь и мышление ребёнка: Пер. с французского / Редакция перевода В. А. Лукова. – М.: Педагогика-Пресс, 2019. – 235 с.

  16. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубенштейн. – М.: Просвещение, 2016. – 313 с.

  17. Чиркова Н. И. Развитие у младших школьников приёма обобщения при изучении математики / О. А. Павлова // Начальная школа. – 2018. – № 6. – С. 49 – 53.

  18. Шадрина И. В. Математическое развитие младших школьников: теоретические предпосылки / Л. А. Герасимова // Начальная школа. – 2013. – № 4. – С. 72 – 77.

  19. Шардаков М. Н. Очерки психологии школьника / М. Н. Шардаков. – М.: Просвещение, 2015. – 210 с.

  20. Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2019. – 351 с.

  21. Алибаева Ф. Ш. Обобщающие уроки в курсе математики / Инфоурок – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-obobschayuschie-uroki-v-kurse-matematiki-312681.html [Дата обращения: 25 марта 2022 г.].

  22. Бойкова А. В. Обобщение и систематизация знаний обучающихся на уроках математики / Образовательная социальная сеть – znanio.ru – Режим доступа: https://znanio.ru/media/bojkova_av_obobschenie_i_sistematizatsiya_znanij_uchaschihsya_na_urokah_matematiki-337045 [Дата обращения: 25 апреля 2022 г.].

  23. Внуковская О. А. Формирование действия обобщения в процессе обучения математике / Образовательная социальная сеть – cyberleninka.ru – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-deystviya-obobscheniya-v-protsesse-obucheniya-matematike [Дата обращения: 10 мая 2022 г.].

  24. Кущетерова Ф. Т. Развитие логического мышления на уроках математики / Образовательная социальная сеть – cyberleninka.ru – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-logicheskogo-myshleniya-na-urokah-matematiki [Дата обращения: 30 марта 2022 г.].

  25. Мангилева Н. И. Использование обобщения при обучении математике в средней школе / Инфоурок – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-po-matematike-ispolzovanie-obobscheniy-pri-obuchenii-matematike-v-sredney-shkole-1307300.html [Дата обращения: 10 апреля 2022 г.].

  26. Попова Т. С. Обобщение знаний по математике как фактор развития самостоятельной познавательной деятельности обучающихся в начальной школе / Образовательная социальная сеть – cyberleninka.ru – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obobschenie-znaniy-po-matematike-kak-faktor-razvitiya-samostoyatelnoy-poznavatelnoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-v-osnovnoy-shkole [Дата обращения: 15 мая 2022 г.].

  27. Сидорова Л. Н. Развитие логического мышления на уроках математики как основа повышения качества образовательного процесса / Образовательная социальная сеть – nssh.kostjukovichi.edu.by – Режим доступа: http://nssh.kostjukovichi.edu.by/ru/main.aspx?guid=13231 [Дата обращения: 19 марта 2022 г.].

  28. Скоробогатова О. О. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе обучения математике / Образовательная социальная сеть – kopilkaurokov.ru – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/sistiematizatsiia-i-obobshchieniie-znanii-uchashchikhsia-v-protsiessie-obuchieniia-matiematikie [Дата обращения: 15 апреля 2022 г.].

  29. Фирсова Л. М. Обобщение и систематизация знаний в обучении математике / Образовательная социальная сеть – www.prodlenka.org – Режим доступа: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/214620-obobschenija-i-sistematizacija-znanij-v-obuch [Дата обращения: 10 мая 2022 г.].

  30. Хайитова Х. Г. Метод обобщения при обучении математике в школе / Образовательная социальная сеть – cyberleninka.ru – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-obobscheniya-pri-obuchenii-matematike-v-shkole [Дата обращения: 25 марта 2022 г.].