Файл: Шумихина яна александровна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учитель, подводя итог, делает выводы по таблице.

  • Какие остатки могут быть при делении на числа 7, 8, 9?

  • Может ли получиться остаток 8 при делении на 7? Почему?

Затем учитель просит детей выполнить деление устно, при этом один ученик комментирует решение, а учитель выполняет запись на доске.

936 : 3 = (900 + 30 + 6) : 3 = 900 : 3 + 30 : 3 + 6 : 3 = 300 + 10 + 2 = 312

Изучение нового материала.

После успешного решения предыдущего примера учитель записывает ещё один, также предлагая решить его устно.

725 : 5

  • Представьте число 725 в виде разрядных слагаемых. (725 = 700 + 20 + 5.)

  • Подходят ли такие слагаемые для деления?

  • Какое круглое трёхзначное число до 725 делится на 5?

  • Какие удобные слагаемые получились? (725 = 500 + 200 + 25.)

Дети самостоятельно выполняют деление. Учитель спрашивает, каким способом ещё можно выполнить деление, на что учащиеся отвечают – письменно, в столбик.

После решения этого примера в столбик, учитель спрашивает у детей, каким способом вычислять удобнее, и обучающиеся принимают единогласное решение.

  • Что нужно знать, чтобы не ошибаться в решении подобных примеров? (Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.)

После прочтения алгоритма письменного деления трёхзначного числа на однозначное в учебнике учитель предлагает составить свой алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное. Когда алгоритм составлен, учитель раздаёт каждому ученику карточку с алгоритмом на парту.

Таким образом, можно сделать вывод, что на формирующем этапе эксперимента учащиеся выполняли упражнения, направленные на формирование умения обобщать у младших школьников.


2.4. Анализ результатов исследования

После проведения формирующего этапа в экспериментальном и контрольном классе был проведён контрольный этап эксперимента.

Цель контрольного этапа: выявление и сравнение уровней сформированности умения обобщать экспериментального и контрольного класса.

Контрольный срез проводился по тем же самым методикам, что и на констатирующем этапе эксперимента. Анализ продуктов деятельности повторных диагностик представлен в таблицах 2.6, 2.7 и Приложениях 5,6,7,8.

Таблица 2.6

Результаты контрольной диагностики в экспериментальном классе

№ респондента

Методика 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)»

Методика 2 «Выявление общих понятий»

1

средний

высокий

2

средний

средний







Продолжение таблицы 2.6

3

средний

средний

4

средний

средний

5

средний

средний

6

средний

высокий

7

высокий

высокий

8

средний

средний

9

средний

высокий

10

низкий

средний

11

средний

низкий

12

средний

средний

13

низкий

низкий

14

средний

средний

15

высокий

высокий



Таблица 2.7

Результаты контрольной диагностики в контрольном классе

№ респондента

Методика 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)»

Методика 2 «Выявление общих понятий»

1

низкий

низкий

2

средний

средний

3

высокий

средний

4

средний

высокий

5

высокий

средний

6

низкий

средний

7

низкий

средний

8

средний

высокий

9

низкий

средний

10

высокий

высокий

11

средний

высокий

12

низкий

средний

13

низкий

средний

14

средний

низкий

15

низкий

низкий

Таким образом, исходя из полученных результатов исследования, можно сделать вывод о том, что в экспериментальном классе по результатам методики 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)» 2 учащихся имеют высокий уровень сформированности умения логического обобщения (13%), 11 учащихся – средний уровень сформированности умения логического обобщения (74%), 2 учащихся – низкий уровень сформированности умения логического обобщения (13%).


По результатам методики 2 «Выявление общих понятий» 5 учащихся имеют высокий уровень сформированности умения обобщать (33%), 8 учащихся – средний уровень сформированности умения обобщать (54%), 2 учащихся – низкий уровень сформированности умения обобщать (13%).

В контрольном классе по результатам методики 1 «Школьный тест умственного развития (ШТУР)» 3 учащихся имеют высокий уровень сформированности умения логического обобщения (20%), 5 учащихся – средний уровень сформированности умения логического обобщения (33%), 7 учащихся – низкий уровень сформированности умения логического обобщения (47%).

По результатам методики 2 «Выявление общих понятий» 4 учащихся имеют высокий уровень сформированности умения обобщать (27%), 8 учащихся – средний уровень сформированности умения обобщать (53%), 3 учащихся –низкий уровень сформированности умения обобщать (20%).

Сравнивая результаты входной и контрольной диагностик исследования, можно сделать вывод о том, что в ходе опытно-педагогической деятельности уровень развития простейших познавательных процессов экспериментального класса повысился, что можно видеть на диаграммах:


Рис. 2.4. Динамика уровня сформированности умения логического обобщения в экспериментальной группе (Методика 1 «Школьный тест умственного развития»)


Рис. 2.5. Динамика уровня сформированности умения логического обобщения в контрольной группе (Методика 1 «Школьный тест умственного развития»)
По данным сводных диаграмм видно, что высокий уровень сформированности умения логического обобщения в экспериментальной группе увеличился на 6%, средний уровень увеличился на 14%, а результаты в контрольной группе не изменились.


Рис. 2.6. Динамика уровня сформированности умения обобщать и анализировать в экспериментальной группе (Методика 2 «Выявление общих понятий»)



Рис. 2.7. Динамика уровня сформированности умения обобщать и анализировать в контрольной группе (Методика 2 «Выявление общих понятий»)


По данным сводных диаграмм видно, что высокий уровень сформированности умения обобщать в экспериментальной группе увеличился на 13%, и в контрольной группе изменился результат высокого уровня сформированности умения обобщать – увеличился на 7%.

Таким образом, в экспериментальной группе на конец исследования уровень формирования простейших логических операций учащихся повысился. В контрольной группе некоторые результаты остались без изменений, так как в данной группе не проводилась формирующая работа с целью повышения уровня сформированности умения обобщать.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что подобранные на формирующем этапе приёмы и упражнения оказались эффективны, что подтверждает гипотезу исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод о том, что обобщение является одной из основных и наиболее значимых операций мышления. Не умея обобщать, невозможно формировать понятия и законы, овладеть основами наук, которые становятся средствами решения конкретных задач и т.д.

Проведенный анализ литературы дает понять, что на сегодняшний день нет основания говорить о том, что уделено достаточное внимание проблеме формирования умения обобщать как важнейшей мыслительной функции, поэтому для младшего школьника не характерно владение высоким уровнем умения обобщать.

Таким образом, необходимо развивать умение обобщать у детей с раннего возраста и уделять этому вопросу большое внимание. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы можно прийти к выводу, что необходимо использовать в процессе обучения многие факторы. Ряд условий, который поможет формированию правильных обобщений у учащихся:

  • необходим набор исходного материала, причем он должен быть многообразным;

  • необходим анализ и сравнение учащимися большого количества сходных предметов;

  • необходимо варьирование несущественных признаков при постоянстве существенных;

  • зная общее, необходимо видеть его в отдельном конкретном случае, с которым приходится иметь дело в данный момент.

Как показывает анализ литературы