Файл: меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1673
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.3. Правовое регулирование социальной поддержки лиц, имеющих на это права
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ
2.1. Категория лиц имеющих право на социальную поддержку
2.2. Органы обеспечивающие реализацию социальной поддержки
2.3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения
уровнях, в то время как социальные услуги и субсидии взаимосвязаны с дорогостоящими обязательствами государства.
Предоставление социальной помощи указанным категориям граждан на федеральном уровне регулируется Федеральным законом № 178-ФЗ от 17 июля 1999 «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ №178) [39]. Безусловно, наиважнейшими критериями социально-экономического развития государства в настоящее время выступают такие критерии, как:
Некоторые авторы указывают, что «уровень жизни и качество жизни тесно переплетены» [75, с.55]. В связи с этим обстоятельством социологи изобретают индексы, отражающие уровень материального благосостояния народа, а к качеству жизни относят объем экономического развития, доходы.
Согласно Конституции РФ и российскому законодательству сфера социальной защиты отнесена к совместной компетенции Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Иными словами, законодательное регулирование и обеспечение законности в сфере социальной защиты населения осуществляется не только федеральным законодательством, но и актами субъектов Федерации. Речь идет о двойственности правовых норм в области социальной защиты. Между тем, совместные полномочия требуют четкого разделения, чтобы федеральные и региональные органы власти стремились к взаимоувязанному совместному решению возникающих проблем в сфере социальной защиты
населения из «источником доходов бюджетов всех уровней» [16, с.103].
Действия субъектов федерации в основном направлены на реализацию норм в области народонаселения и социальной защиты, прописанных в Федеральном нормативном акте, но в то же время учитываются конкретные обстоятельства соответствующих регионов, а в результате закладываются основы для законодательной и правоохранительной деятельности на региональном уровне в области народонаселения и социальной защиты.
Известно, что правовой формой социальной защиты в регионах являются не только федеральные нормативные акты, но и нормативные акты регионов и органов власти МСУ, объединенных теперь с органами государственной власти одним термином – органы публичной власти.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что социальная сфера нуждается во внедрении инноваций, так как меняющиеся реалии постоянно предъявляют новые требования к ее услугам [74] и возможностям.
1.2. Объекты социальной помощи и реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан
В нашей стране становление профессиональной социальной работы сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих ее практику. Среди других спорных определений обсуждался вопрос о том, как назвать того, кому оказывается помощь. В медицине такое лицо называется «пациент». В юриспруденции - «потерпевший», т.е., по сути, тот, кто ищет помощи. Однако эти термины описывают лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в помощи. Он, конечно, потерпел ущерб, страдание, находится в состоянии жизненного затруднения, однако в тех случаях, когда
он обладает личностной субъектностью, то есть в той мере, насколько его физические, интеллектуальные, моральные и психические ресурсы позволяют ему, он должен самостоятельно принимать участие в разрешении своей проблемы[28, с.67].
Разумеется, малолетний ребенок, взрослый, не способный в силу врожденных или возрастных особенностей своего интеллектуально- психического статуса понимать окружающее, контролировать свое поведение и деятельность, нуждается во внешнем присмотре, руководстве, решение его проблем осуществляется опекуном и трудом других людей. В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть групповым или индивидуальным (группа инвалидов, семья, трудовой коллектив и т.д.). Более точно его характеристики определяются уровнем организации социальной работы.
Поскольку социальный работник любого ранга - всегда активная сторона, можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми.
В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, группы, семьи, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Объект – это часть объективной реальности, которая взаимодействует с субъектом[16, с.19].
Трудная жизненная ситуация — это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах[16, с.75].
На основании нормативно-правовых актов федерального
и регионального законодательства выделяются следующие категории граждан, которые без мер социальной помощи будут находиться в трудной жизненной ситуации:
- инвалиды ВОВ;
- ветераны ВОВ;
- участники ВОВ (участники Великой Отечественной войны реабилитированные и признанные пострадавшими от политических репрессий граждане));
- ветераны боевых действий;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий);
- военнослужащие, приравненные к ним лица и члены их семей;
- бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
- инвалиды, детей-инвалиды;
- инвалиды вследствие военной травмы;
- родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
- лица, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан;
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей;
- Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, граждане за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией;
- беженцы и вынужденные переселенцы;
- медицинские и фармацевтические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятые на должностях в федеральных государственных
учреждениях;
- лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- граждане при возникновении поствакцинальных осложнений;
- лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами;
- граждане, награжденные знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР» [23].
Меры социальной поддержки выплачиваются из региональных бюджетов, следующим категориям граждан:
- ветеранам труда; труженикам тыла;
- реабилитированным лицам и лицам, признанные пострадавшими от политических репрессий;
- гражданам пожилого возраста и инвалидам (кроме федеральных льготников);
- гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; малоимущим гражданам;
- безработным;
- лицам, имеющим низкий уровень индивидуального дохода; отдельным категориям специалистов, студентам;
- одиноким матерям;
- малообеспеченным семьям;
- многодетным семьям;
- лицам БОМЖ[23].
Для данных категорий органы социальной защиты рассматриваются как система гарантированных государством постоянных или долгосрочных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами условий жизнедеятельности. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.
Таким образом, объектом социальной помощи являются все люди. Учеными предложена следующая классификация объектов социальной помощи:
Предоставление социальной помощи указанным категориям граждан на федеральном уровне регулируется Федеральным законом № 178-ФЗ от 17 июля 1999 «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ №178) [39]. Безусловно, наиважнейшими критериями социально-экономического развития государства в настоящее время выступают такие критерии, как:
-
обеспечение защиты граждан; -
создание условий, необходимых для обеспечения достойной жизни граждан; -
повышение качества жизни населения.
Некоторые авторы указывают, что «уровень жизни и качество жизни тесно переплетены» [75, с.55]. В связи с этим обстоятельством социологи изобретают индексы, отражающие уровень материального благосостояния народа, а к качеству жизни относят объем экономического развития, доходы.
Согласно Конституции РФ и российскому законодательству сфера социальной защиты отнесена к совместной компетенции Российской Федерации и субъекта Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ). Иными словами, законодательное регулирование и обеспечение законности в сфере социальной защиты населения осуществляется не только федеральным законодательством, но и актами субъектов Федерации. Речь идет о двойственности правовых норм в области социальной защиты. Между тем, совместные полномочия требуют четкого разделения, чтобы федеральные и региональные органы власти стремились к взаимоувязанному совместному решению возникающих проблем в сфере социальной защиты
населения из «источником доходов бюджетов всех уровней» [16, с.103].
Действия субъектов федерации в основном направлены на реализацию норм в области народонаселения и социальной защиты, прописанных в Федеральном нормативном акте, но в то же время учитываются конкретные обстоятельства соответствующих регионов, а в результате закладываются основы для законодательной и правоохранительной деятельности на региональном уровне в области народонаселения и социальной защиты.
Известно, что правовой формой социальной защиты в регионах являются не только федеральные нормативные акты, но и нормативные акты регионов и органов власти МСУ, объединенных теперь с органами государственной власти одним термином – органы публичной власти.
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что социальная сфера нуждается во внедрении инноваций, так как меняющиеся реалии постоянно предъявляют новые требования к ее услугам [74] и возможностям.
1.2. Объекты социальной помощи и реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан
В нашей стране становление профессиональной социальной работы сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих ее практику. Среди других спорных определений обсуждался вопрос о том, как назвать того, кому оказывается помощь. В медицине такое лицо называется «пациент». В юриспруденции - «потерпевший», т.е., по сути, тот, кто ищет помощи. Однако эти термины описывают лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в помощи. Он, конечно, потерпел ущерб, страдание, находится в состоянии жизненного затруднения, однако в тех случаях, когда
он обладает личностной субъектностью, то есть в той мере, насколько его физические, интеллектуальные, моральные и психические ресурсы позволяют ему, он должен самостоятельно принимать участие в разрешении своей проблемы[28, с.67].
Разумеется, малолетний ребенок, взрослый, не способный в силу врожденных или возрастных особенностей своего интеллектуально- психического статуса понимать окружающее, контролировать свое поведение и деятельность, нуждается во внешнем присмотре, руководстве, решение его проблем осуществляется опекуном и трудом других людей. В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть групповым или индивидуальным (группа инвалидов, семья, трудовой коллектив и т.д.). Более точно его характеристики определяются уровнем организации социальной работы.
Поскольку социальный работник любого ранга - всегда активная сторона, можно говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того, встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми.
В этом смысле объектом социальной работы являются индивиды, группы, семьи, общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Объект – это часть объективной реальности, которая взаимодействует с субъектом[16, с.19].
Трудная жизненная ситуация — это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить, возможности нормального социального функционирования объектов. Важно также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды справиться с этой ситуацией не в силах[16, с.75].
На основании нормативно-правовых актов федерального
и регионального законодательства выделяются следующие категории граждан, которые без мер социальной помощи будут находиться в трудной жизненной ситуации:
- инвалиды ВОВ;
- ветераны ВОВ;
- участники ВОВ (участники Великой Отечественной войны реабилитированные и признанные пострадавшими от политических репрессий граждане));
- ветераны боевых действий;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий);
- военнослужащие, приравненные к ним лица и члены их семей;
- бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
- инвалиды, детей-инвалиды;
- инвалиды вследствие военной травмы;
- родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
- лица, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан;
- Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и членов их семей;
- Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы, граждане за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией;
- беженцы и вынужденные переселенцы;
- медицинские и фармацевтические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятые на должностях в федеральных государственных
учреждениях;
- лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- граждане при возникновении поствакцинальных осложнений;
- лица, осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами;
- граждане, награжденные знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР» [23].
Меры социальной поддержки выплачиваются из региональных бюджетов, следующим категориям граждан:
- ветеранам труда; труженикам тыла;
- реабилитированным лицам и лицам, признанные пострадавшими от политических репрессий;
- гражданам пожилого возраста и инвалидам (кроме федеральных льготников);
- гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; малоимущим гражданам;
- безработным;
- лицам, имеющим низкий уровень индивидуального дохода; отдельным категориям специалистов, студентам;
- одиноким матерям;
- малообеспеченным семьям;
- многодетным семьям;
- лицам БОМЖ[23].
Для данных категорий органы социальной защиты рассматриваются как система гарантированных государством постоянных или долгосрочных мер, обеспечивающих условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Эти меры направлены на создание защищаемых категорий населения равных с другими гражданами условий жизнедеятельности. Они включают социальную помощь и социальную поддержку.
Таким образом, объектом социальной помощи являются все люди. Учеными предложена следующая классификация объектов социальной помощи:
-
Состояние здоровья не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы. -
Служба и труд в экстремальных социальных условиях (участники войны, вдовы и матери военнослужащих). -
Пожилой, пенсионный возраст людей. -
Девиантное поведение в его различных формах и видах (дети девиантного поведения; дети, испытывающие насилие взрослых; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы; в семье употребляют алкоголь или наркотики). -
Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей (многодетные семьи; дети сироты; родители, не достигшие совершеннолетия; конфликтные семьи). -
Особое положение детей (сиротство, бродяжничество, безнадзорные дети). Бродяжничество, бездомность (без определенного места жительства).