Файл: меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1672
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.3. Правовое регулирование социальной поддержки лиц, имеющих на это права
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ
2.1. Категория лиц имеющих право на социальную поддержку
2.2. Органы обеспечивающие реализацию социальной поддержки
2.3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения
7. Правовое положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям.
Право на получение социальной поддержки от государства закреплено в Конституции РФ. Данное право имеет субъективный характер и де-факто не реализуется до наступления соответствующих обстоятельств.
Основания реализации права на социальную поддержку предусмотрены федеральными законами. Для каждой категории лиц, а также для каждого вида социальной поддержки предусмотрены определенные основания, определенный порядок реализации.
В набор социальных услуг, согласно ст. 6.2 Федерального Закона «О государственной социальной помощи», включены следующие социальные услуги:
1) обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания;
2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Порядок предоставления социальных услуг в общем виде регламентирован ст. 6.3 Закона «О государственной социальной помощи». Согласно данной норме, учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в ежемесячной денежной выплаты (все указанные категории лиц получают соответствующие выплаты). Детально вопросы предоставления социальных услуг регламентируются Правительством РФ, а также нормативными актами, принимаемыми на уровне субъектов РФ,
Необходимо отметить, что социальная поддержка граждан осуществляется как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. Так, поддержка указанных выше категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, а поддержка («государственная социальная помощь») малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан и иных категорий граждан, которые по независящим от них причинам имеют средне-душевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, согласно ст. 7 Закона «О государственной социальной помощи», осуществляется за счет средств соответствующего регионального бюджета.
Как указано в ст. 8 рассматриваемого Закона, государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Основанием для реализации мер социальной поддержки (оказания социальной помощь) является заявление самого гражданина, а также документы, подтверждающие его права на соответствующую помощь.
Согласно ст. 12 рассматриваемого Закона, видами оказания государственной социальной помощи являются:
- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
- натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Особое место в системе социальной поддержки населения занимает институт социального обслуживания и социальные услуги, оказываемые в рамках данного института.
Как указано в ст. 3 Закона «Об основах социального обслуживания граждан» социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Под социальными услугами понимаются действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Основаниями для при признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, согласно ст. 15 указанного Закона, являются обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, а именно:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутри-семейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые признаются законодательством как ухудшающие или способные ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Для получения социальной поддержки, как правило, требуется состоять на соответствующем учете, а также предоставить необходимую документацию, подтверждающую право на социальную поддержку.
Важным аспектом во многих случаях является уровень дохода. Порядок определения уровня дохода и его подтверждения определен Законом «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи…». Согласно ст. 2 данного Закона, учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Важно обратить внимание на то, что согласно ст. 3, орган социальной защиты населения вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи:
- о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина;
- о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина;
- о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства;
- о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Расчет же среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период) (ст. 4).
На уровне субъектов РФ порядок социальной поддержки населения тоже регламентируется. Так, например, в Москве действует Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 34 (ред. от 14.12.2016) «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве»[16].
На основе изложенного можно сделать вывод о том, что в действующем законодательстве вопросы определения права и порядка оказания социальной поддержки регламентированы достаточно детально. Вместе с тем, в законодательстве нет необходимой системности, единства. Вопросы оказания социальной поддержки регулируются широким кругом федеральных и региональных законов, а также подзаконными актами. Это усложняет возможности для совершенствования законодательства.
Однако, для граждан указанные проблем не являются существенными, так как процесс реализации своих прав для них в последнее время значительно упростился. Во многом этому способствует информационная политика, в рамках которой граждане информируются не только через традиционные СМИ или учреждения и органы социальной защиты, но и через официальные интернет-ресурсы.
1.3. Правовое регулирование социальной поддержки лиц, имеющих на это права
Последнее десятилетие XX века явилось периодом наиболее активного становления и развития системы социальной защиты в нашей стране. Естественным катализатором этого процесса в России явилась радикальная экономическая реформа. Она потребовала адекватных изменений в сфере социальной политики, что предопределило необходимость поступательного развития механизмов, обеспечивающих социальную защищенность человека в рыночных условиях. Продолжающийся процесс формирования отечественной системы социальной защиты обусловливает ее фрагментарность, отсутствие некоторых системных элементов и взаимосвязей. Говорить сегодня об окончательно сформировавшемся бытии нового системного образования было бы, конечно, преждевременным.
А.В. Соснова считает, что институт социальной защиты населения является комплексным конституционно-правовым институтом, реализующим одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской Федерации. Он прямо проистекает из сущности социального государства и направлен на его реализацию, хотя сущность социального государства им не исчерпывается[28 с.18].
Статья 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определяет перечень нормативно-правовых актов, составляющих законодательство о государственной социальной помощи. При этом законодательство о государственной социальной помощи базируется на положениях Конституции РФ. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан