Файл: меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1671
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.3. Правовое регулирование социальной поддержки лиц, имеющих на это права
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ
2.1. Категория лиц имеющих право на социальную поддержку
2.2. Органы обеспечивающие реализацию социальной поддержки
2.3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения
Согласно Статьи 3 Закона Челябинской области от 28 октября 2004 г. N 299-ЗО «О пособии на ребенка» основаниями для отказа в назначении пособия на ребенка являются:
-
в случаях, когда имеются сведения о ненадлежащем выполнении родителями (усыновителями) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо о злоупотреблении его правами, допускается с согласия родителя (усыновителя) направление сумм пособия на ребенка на оплату содержания детей в образовательных организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, либо на другие цели в порядке, установленном Правительством Челябинской области[18]. -
пособие на ребенка не выплачивается опекунам (попечителям), получающим в установленном законодательством Челябинской области порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством). -
пособие на ребенка не назначается и не выплачивается родителю (усыновителю, опекуну, попечителю), получающему в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Челябинской области ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, либо ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения (усыновления) второго ребенка, либо ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка и (или) последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, либо ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, либо ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, либо ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, либо ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка[18].
Кроме того, выплата пособия может быть приостановлена также в следующих случаях:
-
неполучение ежемесячного пособия на ребенка в течение шести месяцев подряд; -
признание ребенка судом безвестно отсутствующим; -
объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в соответствии с федеральным законодательством; -
непредоставление сведений о доходах членов семьи по запросу управления социальной защиты.
В соответствии с Законом Челябинской области «О пособии на ребенка» выплата пособия на ребенка прекращается в следующих случаях:
-
достижение ребенком возраста 18 лет; -
снятие получателя ежемесячного пособия на ребенка с регистрационного учета в Челябинской области; -
установление факта превышения среднедушевого дохода семьи установленной величины; -
установление факта отсутствия у одного или обоих родителей (усыновителей) доходов без уважительной причины; -
смерть ребенка; -
непредоставление сведений о доходах членов семьи за истекший календарный год в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области; -
установление управлением социальной защиты в ходе проверки факта предоставления недостоверных сведений, необходимых для назначения ежемесячного пособия на ребенка, либо иных сведений об отсутствии (утрате) права на ежемесячное пособие на ребенка.
Еще одним видом денежной поддержки граждан в рамках государственной социальной помощи является субсидия, которая определяется как имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. В первую очеред.ь, субсидии предоставляются на оплату жилья и коммунальных услуг, посредством которых государство помогает гражданам реализовать жизненно необходимое право - право на жилище.
Данный вид государственной социальной помощи регулируется постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 (с изменениями на 24 марта 2023 года) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Утвержденный данным постановлением Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяет, что субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Иными словами, право на получение субсидии имеют все граждане и семьи, доход которых не позволяет им в полном объеме оплачивать жилье и коммунальные услуги, т.е. без привязки к прожиточному минимуму.
Н.А. Бондаренко утверждает, для малоимущих семей предусмотрены повышенные меры защиты в виде применения поправочного коэффициента. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению сред.недушевого дохода семьи к прожиточному минимуму[31 с.429].
Право на субсидии имеют:
-
пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; -
наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; -
члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; -
собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им государственным учреждением. При этом органы государственной власти субъекта РФ вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.
Для получения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг гражданину необходимо обратиться с заявлением в уполномоченный орган по месту жительства. К заявлению следует приложить необходимый пакет документов.
Уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех необходимых документов.
Гражданам и (.или) членам их семьи предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев.
Предоставление субсидий осуществляется одним из следующих способов:
-
перечисление средств на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями субсидий банках банковские счета или вклады до востребования; -
выплата (доставка) средств через организации связи или выплата из кассы уполномоченного органа в случае отсутствия в населенных пунктах филиалов банков, а также в случае, если по состоянию здоровья, в силу возраста, из-за отсутствия пешеходной или транспортной доступности получатели субсидий не имеют возможности открывать банковские счета .ли вклады до востребования и пользоваться ими.
При этом часть субсидии, приходящаяся на приобретение твердых видов топлива (
.при наличии печного отопления), может перечисляться (выплачиваться) за весь срок предоставления субсидии единовременно в первом месяце периода предоставления субсидии.
Приостановление предоставления субсидий возможно по решению уполномоченного органа при условии:
-
неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (.или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; -
невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности; -
неисполнения получателем субсидии установленных требований (например, несообщение сведений об изменении места жительства, основания проживания, состава семьи, материального положения и т.д.).
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа в случаях:
-
изменения места постоянного жительства получателя субсидии; -
изменения основания проживания, состава семьи, гражданства получателя субсидии и (или) членов его семьи, материального положения получателя субсидии и (или) членов его семьи (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); -
представления заявителем (.получателем субсидии) и (.или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения установленных требований (например, несообщение сведений об изменении места жительства, основания проживания, состава семьи, материального положения и т.д.) в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (.при отсутствии уважительной причины ее образования); -
непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (.при отсутствии уважительной причины ее образования).
Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется:
1) по общему правилу из бюджетов субъектов РФ;
2) для отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти:
3) сотрудникам, проходящим военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба и сведения о которых не подлежат разглашению;
4) лицам, проходящим либо проходившим военную службу по контракту за пределами Российской Федерации в территориальных органах, воинских частях, подразделениях и организациях соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Помимо денежных выплат, государственная социальная помощь может оказываться и в натуральной форме, а именно: в виде набора социальных услуг, под которыми понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с комментируемым Законом. Данный вид помощи предоставляется независимо от уровня дохода граждан. Его суть заключается в том, что государство предоставляет определенным категориям граждан возможность бесплатно получить ряд услуг, необходимых им для обеспечения жизнедеятельности. Однако при этом важно понимать, что набор социальных услуг не является абсолютно бесплатным. Если гражданин изъявил желание получать этот набор, то его стоимость вычитается из ежемесячных денежных выплат, которые установлены с 2005 г. тем же самым категориям, кому потенциально предоставлено право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Термин «набор социальных услуг» был введен в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 1.22-ФЗ (о монетизации льгот). Данный вид государственной социальной помощи регулируется главой 2 комментируемого Закона и включает в себя следующие социальные услуги:
-
обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; -
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; -
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно ст. 6.1 комментируемого Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
-
инвалиды войны; -
участники Великой Отечественной войны; -
ветераны боевых действий; -
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями ССС.Р за службу в указанный период; -
лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; -
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; -
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; -
инвалиды; -
дети-инвалиды.