Файл: меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.doc
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1675
Скачиваний: 32
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.3. Правовое регулирование социальной поддержки лиц, имеющих на это права
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ
2.1. Категория лиц имеющих право на социальную поддержку
2.2. Органы обеспечивающие реализацию социальной поддержки
2.3. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения
, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу указанной статьи законодательство о государственной социальной помощи состоит из:
Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для [13]:
В субъектах РФ прожиточный минимум предназначается для:
Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ.
Нормы «О государственной социальной помощи» также тесно связаны с нормами Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета средне-душевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Указанный закон регламентирует порядок учета доходов и расчета средне-душевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи
В преамбуле к Закону указано, что предметом его регулирования не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации. Эти меры социальной поддержки устанавливаются иными федеральными законами. Еще раз укажем основные из них:
Итак, мы рассмотрели основные федеральные законы составляющие законодательство о государственной социальной помощи. Кроме федеральных законов, по вопросам государственной социальной помощи издаются законы субъектов РФ, которые не должны противоречить федеральному законодательству.
Некоторые отдельные вопросы, касающиеся государственной социальной помощи, отражаются в иных нормативных правовых актах. Перечислим наиболее важные постановления Правительства РФ:
Таким образом, система социальной защиты отдельных категорий граждан - это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (.в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.
Субъекты государственной социальной помощи можно подразделить на две группы: субъекты-получатели помощи и субъекты - предоставители помощи.
Субъектом - предоставителе.м государственной социальной помощи, как следует из самого названия, является государство в лице специально уполномоченных на выполнение данной функции органов власти. К таким органам относятся:
Однако основное внимание в рассматриваемом определении уделено субъектам-получателям государственной социальной помощи. По смыслу комментируемой статьи к ним относятся:
Согласно ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи», малоимущими могут быть признаны семьи или одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ[1].
Из данного определения следует, что малоимущими являются граждане (семьи), доход которых не позволяет им самостоятельно обеспечивать себе достаточный материальный уровень для нормальной жизнедеятельности. Законодательно такой уровень устанавливается с использованием понятия «.прожиточный минимум», который в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» включает в себя:
Иными словами, прожиточный минимум можно рассматривать как своего рода «черту бедности», за которой невозможно физическое выживание человека. Именно поэтому наше государство, конституционно закрепившее статус социального, берет на себя обязательство оказывать социальную помощь малоимущим гражданам и семьям с целью обеспечения им минимально необходимого уровня жизни.
При определении права на государственную социальную помощь учитывается не только среднедушевой доход, но и уважительность причин получения дохода ниже прожиточного минимума. Перечень таких причин устанавливается субъектами Российской Федерации.
Помимо малоимущих, субъектами-получателями государственной социальной помощи являются также иные категории граждан, право которых на получение такой помощи не связано с уровнем дохода. Обозначение понятий «социальная защита» и «социальная поддержка» нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов «, иные положения Закона не дают четкого представления об их смысловом наполнении, соотношении и субъектах предоставления.
На первый взгляд, меры социальной поддержки являются частью социальной защиты, а значит, и мерами социальной защиты. Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 преамбулы Федерального закона «О социальной защите инвалидов», предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С другой стороны, положения п. 6 ст. 5 презюмируют предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Но ведь дополнительные меры могут предоставляться в любом случае сверх обязательных, предоставление которых при определенной позиции толкователя может осуществляться и на федеральном уровне, что по смыслу ч. 2 преамбулы не представляется возможным.
Градация мер в данном случае чрезвычайно важна, так как, например, реабилитация инвалидов в соответствии с нормами ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» является мерой социальной защиты, а значит, входит в компетенцию федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.
В силу указанной статьи законодательство о государственной социальной помощи состоит из:
-
Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»; -
Закона «О государственной социальной помощи»; -
других федеральных законов; -
иных нормативных правовых актов Российской Федерации; -
законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для [13]:
-
оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; -
обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; -
формирования федерального бюджета; -
других установленных федеральным законом целей.
В субъектах РФ прожиточный минимум предназначается для:
-
оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ; -
оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; -
формирования бюджетов субъектов РФ; -
других установленных федеральным законом целей.
Сведения о прожиточном минимуме на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ публикуются ежеквартально в официальных изданиях Правительства РФ и официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов РФ.
Нормы «О государственной социальной помощи» также тесно связаны с нормами Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета средне-душевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Указанный закон регламентирует порядок учета доходов и расчета средне-душевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи
В преамбуле к Закону указано, что предметом его регулирования не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации. Эти меры социальной поддержки устанавливаются иными федеральными законами. Еще раз укажем основные из них:
-
Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»[14]; -
Федеральный закон «О ветеранах»; -
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; -
Закон «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»; -
Федеральный закон «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»; -
Федеральный закон «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»; -
Федеральный закон «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы».
Итак, мы рассмотрели основные федеральные законы составляющие законодательство о государственной социальной помощи. Кроме федеральных законов, по вопросам государственной социальной помощи издаются законы субъектов РФ, которые не должны противоречить федеральному законодательству.
Некоторые отдельные вопросы, касающиеся государственной социальной помощи, отражаются в иных нормативных правовых актах. Перечислим наиболее важные постановления Правительства РФ:
-
постановление Правительства РФ от 30 декабря 2010 г. N 11.98 «О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов»; -
постановление Правительства РФ от 11 ноября 2009 г. N 915 «О предоставлении иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату региональных социальных доплат к пенсии»[17]; -
постановление Правительства РФ от 2.9 декабря 2004 г. N 864 «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненным к ним категориям граждан»; -
постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 86.2 «Об утверждении Правил обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг».
Таким образом, система социальной защиты отдельных категорий граждан - это совокупность институтов и комплекс мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (.в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ
2.1. Категория лиц имеющих право на социальную поддержку
Субъекты государственной социальной помощи можно подразделить на две группы: субъекты-получатели помощи и субъекты - предоставители помощи.
Субъектом - предоставителе.м государственной социальной помощи, как следует из самого названия, является государство в лице специально уполномоченных на выполнение данной функции органов власти. К таким органам относятся:
-
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и его территориальные подразделения; -
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные подразделения; -
Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные подразделения.
Однако основное внимание в рассматриваемом определении уделено субъектам-получателям государственной социальной помощи. По смыслу комментируемой статьи к ним относятся:
-
малоимущие семьи; -
малоимущие одиноко проживающие граждане; -
иные категории граждан, указанные в Законе.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи», малоимущими могут быть признаны семьи или одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ[1].
Из данного определения следует, что малоимущими являются граждане (семьи), доход которых не позволяет им самостоятельно обеспечивать себе достаточный материальный уровень для нормальной жизнедеятельности. Законодательно такой уровень устанавливается с использованием понятия «.прожиточный минимум», который в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» включает в себя:
-
стоимостную оценку потребительской корзины, т.е. необходимого для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания, а также непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания; -
обязательные платежи и сборы, в составе которых в соответствии с п. 1.3 постановления Правительства РФ от 2.9 января 201.3 г. N 56 «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» учитывается величина налога на доходы физических лиц.
Иными словами, прожиточный минимум можно рассматривать как своего рода «черту бедности», за которой невозможно физическое выживание человека. Именно поэтому наше государство, конституционно закрепившее статус социального, берет на себя обязательство оказывать социальную помощь малоимущим гражданам и семьям с целью обеспечения им минимально необходимого уровня жизни.
При определении права на государственную социальную помощь учитывается не только среднедушевой доход, но и уважительность причин получения дохода ниже прожиточного минимума. Перечень таких причин устанавливается субъектами Российской Федерации.
Помимо малоимущих, субъектами-получателями государственной социальной помощи являются также иные категории граждан, право которых на получение такой помощи не связано с уровнем дохода. Обозначение понятий «социальная защита» и «социальная поддержка» нормами Федерального закона «О социальной защите инвалидов «, иные положения Закона не дают четкого представления об их смысловом наполнении, соотношении и субъектах предоставления.
На первый взгляд, меры социальной поддержки являются частью социальной защиты, а значит, и мерами социальной защиты. Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 преамбулы Федерального закона «О социальной защите инвалидов», предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С другой стороны, положения п. 6 ст. 5 презюмируют предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Но ведь дополнительные меры могут предоставляться в любом случае сверх обязательных, предоставление которых при определенной позиции толкователя может осуществляться и на федеральном уровне, что по смыслу ч. 2 преамбулы не представляется возможным.
Градация мер в данном случае чрезвычайно важна, так как, например, реабилитация инвалидов в соответствии с нормами ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» является мерой социальной защиты, а значит, входит в компетенцию федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.