Файл: меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1674

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


А если учесть, что нормы пп. 24 п. 2 ст. 26..3 Федерального закона от 6 октября 199.9 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (.представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» обозначают полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), среди которых следует выделить социальную поддержку и социальное обслуживание инвалидов, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, можно говорить о легитимности образования правового вакуума в области реабилитации инвалидов на региональном уровне.

Определение смыслового наполнения понятия «социальная защита» представляется также важным в рамках функционирования организационного механизма в части распределения соответствующих полномочий, установления ответственности - наличие ранее определенных систем органов и организаций в различных сферах деятельности (здравоохранения, образования, социальной защиты). В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, их функциональной направленности к органам и организациям в области социальной защиты следует относить органы и подведомственные им организации в области социального развития, продуцируя тем самым функционирование двух подсистем (здравоохранения и социального развития).

При определенной позиции толкователя, принимая во внимание, например, положения ч. 2 ст. 7, ст. 3.9, п. «ж» ч. 1 ст. 7.2 Конституции Российской Федерации, такое отраслевое формирование системы права, как право социального обеспечения, в свете всего вышесказанного может обозначаться как право социальной защиты или, принимая во внимание структуру федеральных органов исполнительной власти, - право социального развития[10].

Таким образом, нормы федерального законодательства не обозначают унифицированного понятия «социальная защита». Смысловое наполнение указанного понятия должно осуществляться исходя из систематического толкования норм конкретного нормативно-правового акта применительно к конкретным видам правоотношений.



2.2. Органы обеспечивающие реализацию социальной поддержки



Сложившуюся систему социального обеспечения следует понимать, как форму распределения материальных благ не в обмен на затраченный труд, а с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей (физиологических, социальных, интеллектуальных) граждан.

Согласно ч. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», государственную социальную помощь можно подразделить на два вида[1]:

  • денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);

  • натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Наряду с социальными пособиями и субсидиями, Закон устанавливает еще один вид государственной социальной помощи, выраженный в денежной форме - социальная доплата к пенсии. Данный вид государственной социальной помощи введен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 21.3-ФЗ и установлен гражданам с 1 января 2010 года. Его суть заключается в материальной поддержке пенсионеров, пенсия которых ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации для данной социально-демографической группы. Иными словами, целевым назначением социальной доплаты к пенсии является обеспечение приемлемого уровня жизни одной из самых социально незащищенных категорий населения - пенсионеров.

Приведенное И.Н. Киселевым, определение понятия «социальная доплата к пенсии» позволяет выделить следующие основные признаки данного вида государственной социальной помощи[29 с.150]:

  • предоставляется только пенсионерам;

  • выражается в денежной форме;

  • при ее назначении учитываются денежные выплаты и отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые в натуральной форме, предусмотренные законодательством Российской Федерации и ее субъектов;

  • представляет собой разницу между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, и суммой материальной обеспечения пенсионера;

  • выплачивается за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (федерального, регионального).

Из сказанного можно сделать вывод, что федеральная социальная доплата призвана обеспечить минимально необходимый уровень жизни для всех российских пенсионеров. Установление же региональной социальной доплаты нацелено на повышение материальной обеспеченности пенсионеров в тех регионах, в которых прожиточный минимум превышает установленный в целом по Российской Федерации. К числу таких регионов относятся город Москва, Московская область, Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Саха (
.Якутия), Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Камчатский край, Магаданская область, Сахалинская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ и др. В этих субъектах РФ пенсионеры получают региональные социальные доплаты к пенсии, в остальных регионах - федеральные социальные доплаты.

Следующим важным понятием является социальное пособие, под которым понимается безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В более общем плане пособия можно определить, как денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи. По мнению Е.О. Кострица, анализ российского законодательства позволяет выделить две группы пособий в зависимости от источника их финансирования[30 с.94]:

  • пособия, финансируемые преимущественно за счет страховых отчислений граждан (пособие по временной нетрудоспособности лицам, подлежащих обязательному социальному страхованию; пособия по беременности и родам, при постановке на учет в ранние сроки беременности женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию; при рождении ребенка; по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию и др.); пособия, финансируемые за счет бюджетных средств (пособие по беременности и родам и при постановке на учет в ранние сроки беременности женщин из числа обучающихся и военнослужащих по контракту; пособия супругам военнослужащих по контракту на период их безработицы в связи с уходом за ребенком; пособия семьям граждан, принимавших участие в борьбе с терроризмом; пособия беженцам и вынужденным переселенцам; пособие по безработице, ежемесячное пособие на ребенка и др.).

В контексте комментируемого Закона интерес представляет вторая группа, в особенности социальные пособия, выплата которых обусловлена доходом ниже прожиточного минимума. В качестве примера приведем ежемесячное пособие на ребенка. Его целевое назначение - оказание государственной помощи в содержании и воспитании детей, которые в силу возраста еще не могут участвовать в общественном производстве. До 1 января 2005 г. данный вид пособия устанавливался на федеральном уровне. В связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 1
.22-ФЗ размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Так, в Челябинской области данный вид государственной социальной помощи регулируется Законом Челябинской области от 28 октября 2004 г. N 299-ЗО «О пособии на ребенка». Согласно указанному закону право на пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей) на каждого рожденного (усыновленного) и совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области[18].

Также право на пособие на ребенка имеет опекун (попечитель) на каждого принятого под опеку (попечительство) и совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) независимо от доходов родителей ребенка[18].

Для получения ежемесячного пособия на ребенка гражданину необходимо обратиться с заявлением в управление социальной защиты по месту жительства. В заявлении следует указать следующие сведения:

  • о составе семьи,

  • о месте ее проживания,

  • о размере доходов каждого члена семьи.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие указанные в нем сведения, а также дается согласие на их проверку в установленном порядке.

Заявление рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема заявления и необходимых документов.

Статья 6 Закона Челябинской области от 28 октября 2004 г. N 299-ЗО «О пособии на ребенка» устанавливает сроки назначения пособия:

  • при обращении не позднее шести месяцев с месяца рождения ребенка - начиная с месяца рождения ребенка;

  • при обращении по истечении шести месяцев с месяца рождения ребенка - за прошедшее время, но не более чем за шесть месяцев до месяца, в котором подано заявление.

Выплата пособия на ребенка осуществляется не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем назначения указанного пособия.