ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 358
Скачиваний: 1
"Культура — это чрезвычайно сложное многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура — ядро, основа, "душа" общества:
Это — материальные и духовные ценности общества.
Это — способ жизнедеятельности людей.
Это — их отношения между собой.
Это — своеобразие жизни наций и народов.
Это — уровень развития общества.
Это — накапливаемая в истории общества информация.
Это — совокупность социальных норм законов, обычаев, традиций.
Это— религия мифология, наука, искусство, политика.
Это — Особая знаковая система.
Известный российский культуролог А. И Арнольдов утверждает: “Первоисточник культуры — жизнь. Из нее культура черпает все: материал, коллизии, идеи и реалии. На современной фазе развития культуры особенно важно, чтобы обществе создало необходимые условия для плодотворного духовного развития человека. Мера развитости культуры определяется не только ее содержанием и богатством духовных ценностей, но и характером ее связей с человеком, способом распределения и интернализации духовных ценностей, степенью проникновения культуры в духовный мир человека, который и определяет степень культурного прогресса естества в целом".
Убедительную характеристику функций культуры дал в одной из своих работ Э.В. Соколов:
Важнейшей
характеристикой человека является его
потребность в расширении сферы своего
обитания, в освоении мира. Она связана,
по-видимому, с центральным положением
человека во Вселенной как мыслящего,
творческого существа, призванного
овладевать силами природы и продолжать
с помощью данного ему разума процесс
направленной эволюции природы. Эта
первая функция культуры—освоение и
преобразование мира—неодинаково
развита в разных обществах и в разные
эпохи. Многие восточные культуры веками
находились в состоянии экономического
застоя и не стремились осваивать природу
практически. Однако они осваивали
внутренние ресурсы человеческой природы.
Выработали сложные системы психотехники,
тренировали воображение, память,
мышление, развивали волю и чувствительность.
Если раньше европейцы склонны были
свысока относиться к восточным народам
как пассивным и бездеятельным, то сегодня
мудрость Востока все более привлекает
их, ибо ясно, что овладение внешней
природой без развития психических и
духовных сил
опустошает природу,
делает человека рабом машины. Овладение
силами природы оправдано, постольку,
поскольку ведет к духовному
совершенствованию.
Вторая важная функция — коммуникативная — связана с социальностью человека. Без общения с себе подобными человек не может стать нормальным членом общества. Прогрессирующее развитие духовных, творческих способностей обусловлено обменом мыслями, взаимной стимуляцией духовных усилий в современных поисках истины. Всякий длительный отрыв от общества приводит к духовной деградации. Общение, а не “самодостаточное” существование является истинной стихией человеческой жизни.
Общественная жизнь требует постоянного обмена энергией, информацией, практического взаимодействия. Биологически, социально, психологически отдельный человек неполон, незавершен. Он не воплощает в себе всех родовых и общественных способностей. По мере развития общества происходит специализация индивидов, взаимообособление личностей, а вследствие этого возрастает потребность в общении.
Третья — сигнификативная — функция обусловлена, с одной стороны, разумностью человека, ослаблением в процессе эволюции инстинктивно-приспособительных форм поведения, а с другой — космичностью, всемирностью человечества. Эта функция состоит в создании знаковой системы действительности, целостной осмысленной, общезначимой картины мира. Культура вырабатывает запас значений, смыслов, имен, знаков, ценностей, из которых можно строить модели видимого и мыслимого мира, стратегии поведения, планы и сценарии развития.
Основная система значений — естественный язык. Слова языка могут иметь описательный смысл, приобретать эмоциональные, оценочные, побудительные оттенки. Значение есть элемент “поля сознания”, активная единица мыслительного процесса. Оно обладает определенностью, поскольку существует в системе других значений. Все, что человек видит, делает, слышит, получает для него какое-то значение, будучи соотнесено с другими значениями. Весь освоенный человеком мир есть сфера значений. Поскольку каждый элемент культуры обладает значением, всю ее можно рассматривать как “сетку” значений, наложенных на воспринимаемую и переживаемую действительность. Окружающие человека вещи и его внутренние психические состояния так или иначе “означены”. “Поле значений” совпадает с границами культурного мира. Значение есть ключ к системе культуры. Желая понять поведение людей какой-либо культуры, мы должны изучить их язык, основные категории, которыми они пользуются.
Четвертая из основных функций культуры — накопление и хранение информации. Культура не только “кодирует” мир явлений и помогает передавать информацию через времена и пространства. Она создает условия для ее хранения, накапливания, систематизации.
В примитивных культурах не существует иных форм хранения информации, кроме естественной памяти. Центром ее кристаллизации служит сознание отдельной личности или небольшого коллектива. При этом исторический и жизненный опыт как бы сливается с реальностью, прошлое и настоящее — с будущим, отдельное — с общим. Если в наше время все познанное записывается, то в древности знания постоянно выговаривались в мифах и легендах Естественная память обладает гибкостью, избирательностью, способна быстро извлекать из своих кладовых то, что нужно в данный момент. Но процесс припоминания зависит от физического состояния человека — носителя информации, его ценностных установок. Он протекает в зависимости от индивидуальной значимости информации и условий данной конкретной коммуникации. В старости теряется способность присоединять новые знания и рекомбинировать их. Со смертью человека, если нет достойного преемника, гибнут и его знания.
Пятая функция культуры — нормативная. Общество нуждается в регулировании поведения людей, координации усилий и поддержания равновесия. Ценности и значения, которыми располагает индивид, очерчивает поле возможной деятельности. Но они не определяют, какие средства человек может избрать для достижения цели. Норма есть указание на те “пределы”, “рамки”, в которых человек должен действовать.
Норма содержит побуждение к действию или воздержанию от него. Существуют нормы нравственные и нормы “целесообразности”, подсказывающие технические приемы поведения. Последние не содержат в себе идеи “должного”. Их можно трактовать как технологические знания. Нормы в собственном смысле являются императивными: “не убий”, “не делай зла”, “благодари за добро”, и т. п. Норма есть итог многовекового общественного опыта и в качестве такового не всегда представляется обоснованной отдельному индивиду. Императивность норм поддерживается не индивидуальным разумом, а общественным мнением, чувствами долга, чести, достоинства. Бессознательно-эмоциональный компонент норм особенно ясен в фундаментальных запретах культуры — каннибализма, отцеубийства, кровосмесительных связей. Нарушение моральных норм такого типа, даже неумышленное, вызывает у нормального человека мучительные чувства вины, раскаяния. Соблюдение норм поддерживает целостность сознания, является критерием человечности.
Роль норм в общественной жизни многообразна. Они поддерживают устойчивость традиций, институтов и личных взаимоотношений; сплоченность общества; позволяют оценивать поступки; указывают наиболее разумные, проверенные на практике способы деятельности.
Шестая функция культуры состоит в психологической или “проективной” разрядке. Отвлечение значительной части жизненной энергии в сферу духовной, творческой активности, неравномерные или чрезмерные психологические нагрузки могут создавать в психике значительные напряжения. Далеко не всегда существуют условия для свободного удовлетворения желаний, нормального отдыха. Наличие неудовлетворяемых потребностей и желаний приводит к возникновению очагов возбуждения, делает психику неустойчивой, предрасположенной к взрыву.
Помимо личностных и социальных причин психической напряженности существуют, по-видимому, причины антропологические. Сама природа человека противоречива. Не все конфликты рационально и практически разрешимы. Не все желания, мечты, фантазии могут быть воплощены. Между тем, воплощение мечты для человека иногда дороже, чем сытое и обеспеченное существование.
Проблемы психической напряженности обострились в век научно-технического прогресса, когда связи с природой ослабли и человек вынужден проводить большую часть жизни в искусственной среде. Мы не справляемся с возрастающими потоками информации, не успеваем отреагировать на множество впечатлений. Напряженность и неустойчивость становятся чертами общественной психологии. Перед культурой возникает сложная задача: разрядить подавляемые импульсы, не нарушая существующей системы норм.
Седьмая — защитно-адаптивная функция обеспечивает поддержание равновесия между человеком и окружающей средой. Культура создает различные средства защиты. Использование огня, одежды, строительство жилищ были первоначально связаны, по всей вероятности, с понижением температуры в ледниковую эпоху. С ростом технического потенциала и расширением освоенного пространства природы возникают новые, не встречавшиеся раньше опасности. Защитная функция культуры не теряет своего значения и на высших стадиях развития. Выход в космос не был бы возможен без средств защиты от изучения, низких температур, перегрузок при взлете.
Роль защитной функции становится первостепенной в нашу эпоху, когда на смену старым опасностям — голоду, болезням, пожарам, наводнениям — пришли гораздо более грозные. Отравление воды, воздуха, истощение почв грозят гибелью высшим формам жизни. Огромная опасность исходит от ядерного оружия. Распространяется новая, пока еще не изученная болезнь — СПИД. Возрастание угрозы жизни и здоровью со стороны индустриально-технического комплекса требует изменения всей стратегии отношения человека к природе, новых средств защиты.
Прогресс культуры состоит в относительно равномерном, согласованном развертывании всех основных функций культуры. Когда какая-нибудь из них гипертрофируется или оказывается недоразвитой, культура отчуждается от человека, становится неуправляемой (86; 68-77).
-
А как функции культуры непосредственно связаны с личностью?
Ответ на этот весьма важный вопрос находим у того же Э.В. Соколова:
Во-первых, это “гоминизация”. Овладеть родовыми качествами, стать нормальным здоровым существом человек может только с помощью культуры. В отличие от животных, которые наследуют в готовом виде признаки своего рода, человеческий детеныш первые годы жизни беспомощен. Лишь через целенаправленное обучение и руководство взрослых он может стать зрелым существом. Функция гоминизации — универсальна, присуща всем культурам. Однако вряд ли до сих пор все родовые зачатки человека получали простор для развития. Обнаруженные сегодня и многократно подтвержденные способности некоторых людей к экстрасенсорному восприятию, телепатии, гипнозу указывают на то, что далеко не все резервы организма и психики мы умеем использовать. О громадных возможностях человека управлять своими состояниями свидетельствуют и достижения индийских йогов.
Вторая личностная функция — социализация. Она связана с усвоением личностью некоторого обязательного “минимума” культуры. Речь идет о приобщении индивида к условиям общественной жизни, усвоении основных ролей, норм, черт социального характера и, конечно, языка.
Более тонкие аспекты социализации связаны с вхождением личности в ту или иную возрастную или профессиональную группу, усвоением специфических для нее способов мышления, принципов поведения.
Приобщение личности к культурному наследию в более широком объеме и усвоение элементов других культур составляют содержание третьей функции — “инкультурации”. Приобщение к культуре в этом случае выступает как необязательное, “факультативное”. Оно обусловлено индивидуальными склонностями, качествами характера. Овладение иностранными языками, приобретение непрофессиональных знаний не являются необходимыми требованиями социализации, однако в условиях динамичного общества с быстро меняющейся системой профессий отделить обязательные знания и навыки от необязательных довольно трудно. Поэтому в будущем образование и воспитание будут связаны с расширением границ социализации, приобретением широкой гуманитарной культуры.
Четвертая функция — индивидуализация. 3десь культура выступает в качестве средства развития способностей и качеств личности, предуказанных природными задатками, биографией, жизненным опытом. В определенных пределах потребность в индивидуализации удовлетворяется уже в пределах первых трех личностных функций. Но требования разных обществ и социальных групп к индивидуальности, своеобразию личности различны. В прошлом только интеллигенция имела благоприятные условия для индивидуального развития и только в ее среде индивидуальность высоко оценивалась. Сегодня потребность в индивидуальной самореализации усиливается у людей разных социальных групп. Но для развития индивидуальности необходимы большая настойчивость, активные поиски своего места в жизни (86; 77-78).
-
В чем практический смысл этого “функционального деления”?
Во-первых, группируя историко-культурный материал по рубрикам основных функциональных систем, мы получаем способ сжатого, выразительного описания исторических культурных типов, комплексов и регионов. Такое описание помогает выявлению доминирующих черт культуры, ее слабостей, неразвитых функций, что немаловажно с точки зрения постановки задач культурного планирования, проектирования, строительства.
Во-вторых, при функциональном описании культуры утверждается и формируется взгляд на нее не как на “придаток” к экономике, сферу развлечений, или чисто духовных занятий, а как на работающий, полный жизни организм, призванный обслуживать потребности общества и нуждающийся в постоянном уходе и регулировании. Выявляется также автономия культуры по отношению к обществу. Чтобы содержать культуру “в порядке”, активном состоянии, нужно равномерно и согласованно развивать ее функции.
В-третьих, изучая основные функции культуры в их историческом развитии, сравнивая друг с другом культуры по степени развитости у них той или иной функции, мы получаем принцип типологизации культур. Идя от типа культуры, можно характеризовать типы личности, типы человека.