Файл: Технологии арт-менеджмента.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2021

Просмотров: 995

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

Г.Н. Новикова

ТЕХНОЛОГИИ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА


Допущено в качестве учебного пособия Учебно-методическим объединением высших учебных заведений

Российской Федерации по образованию в области народного художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов для студентов вузов культуры и искусств

по курсу «СД.01.11 APT-МЕНЕДЖМЕНТ» специальности

07.14.01. - «Социально-культурная деятельность», квалификация

«Менеджер социально-культурной деятельности»

Издательский Дом МГУКИ МОСКВА 2006

ББК 65.290-2 я7 Н73

ВВЕДЕНИЕ

Современный период развития шоу-бизнеса в России - на­чальный этап становления частной предпринимательской дея­тельности, имеющий свои плюсы и минусы. В стране уже сложи­лась определенная материальная и техническая база, структура управления кадрами, сформировались различные формы собст­венности - творческие коллективы, фирмы, объединения, ассо­циации и т.п., созданы различные структуры, работающие над поиском и «раскруткой» «звезд», появилась возможность удовле­творять разнообразные вкусы зрителя, стало возможным появле­ние различных экспериментальных театров, студий и т.п.

Однако наблюдается и немало проблем. Наиболее болезнен­ная из них - отсутствие общей концепции функционирования сферы культуры и целенаправленной государственной политики в области зрелищ, эстрадной музыки, кино, модельного бизнеса. Богатейший исторический опыт отечественного антрепренерства мало востребован, эмпирическим путем осваивается и современ­ный зарубежный опыт продюсирования и артистического ме­неджмента, и порой за основу берутся не лучшие его образцы. Продажа низкопробной, но пользующейся массовым спросом культурной продукции становится приоритетным направлением в деятельности ряда фирм и компаний, не заботящих о развитии эстетических вкусов зрителя, не думающих о дальнейшей судьбе артистов, занятых в проектах. Коррумпированность отдельных отраслей деятельности арт-менеджеров, незащищенность авторов от контрафактной продукции, плохое владение правовой культу­рой, использование исполнения под фонограмму, незаконные га­строли двойников знаменитых артистов также сказываются на качестве услуг для зрителя и творческом росте и материальной обеспеченности артистов.

Современная социально-культурная сфера нуждается в спе­циалистах нового формата, способных разрешить назревшие проблемы, и в ответ на требования времени в Московском госу­дарственном университете культуры и искусств в 2001 году было организовано преподавание по новой квалификации «Арт-менеджер». В задачи университета входит подготовка высококвалифицированных профессионалов, законопослушных предпринимателей, защищающих права автора, производителя, обще­ства и государства, людей высокой культуры и нравственных ценностей.


За последнее время появилась специальная литература, рас­крывающая определенные проблемы менеджмента социально-культурной деятельности, арт-индустрии, арт-менеджмента, ме­неджмента в сфере шоу-бизнеса. Среди них можно отметить ра­боты: А.А. Аронова «Золотой век русского меценатства», С.Б. Войтковского «Сергей Иванович Зимин - антрепренер», А.Д. Жаркова «Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология», Г.Н. Новиковой «Технологические основы социально-культурной деятельности», Е.И. Ждановой и др. «Управление и экономика в шоу-бизнесе», В.Е. Новаторова «Маркетинг культурных услуг», И.И. Пригожина «Политика -вершина шоу-бизнеса», В.Л. Музыканта «Рекламные и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике», Ф. Раззакова «Тай­ны шоу-бизнеса», Т.П. Ванченко «Технология моделирования культурных программ на телевидении: состояние и перспекти­вы», Г.Л. Тульчинского «Менеджмент в сфере культуры», В.М. Чижикова, В.В. Чижикова «Введение в социокультурный ме­неджмент» и др.

Выходят в свет профессиональные журналы «Арт-менеджер», «Справочник руководителя учреждений культуры», «Открытый музей», посвященные актуальным проблемам плани­рования, финансирования, управления и организации сферы культуры.

В мае 2003 года была зарегистрирована Ассоциация менед­жеров культуры, в задачи которой входит становление и под­держка нового для России профессионального сообщества, опре­деляющего культуру как необходимый ресурс для общественного развития и улучшения качества жизни.

Предлагаемое учебное пособие направлено на освещение ряда важных направлений в деятельности арт-менеджера, таких, как история становления и развития, современные социокультур­ные аспекты деятельности арт-менеджера, круг задач и обязанно­стей арт-менеджера, основы его коммерческой деятельности. В пособии рассматриваются технологии организации и создания арт-фирмы, маркетинга, рекламных кампаний, разработки имиджа, работы по организации спонсорской помощи, законодатель­ные акты по охране авторских прав.

Задача учебного пособия заключается в том, чтобы система­тизировать и расширить теоретические знания студентов - буду­щих арт-менеджеров. Интерес к этой профессии сегодня велик как никогда, а материалов, написанных по освещению методоло­гических, теоретических, технологических сторон ее деятельно­сти, все еще крайне недостаточно. Поэтому очень часто в практи­ческой деятельности менеджеры в сфере культуры и искусства опираются на свой частный опыт, зачастую осваивая азы мастер­ства лишь путем личных проб, побед и поражений.

Выражаем признательность за оказанную помощь и под­держку коллегам кафедры менеджмента социально-культурной деятельности, а также всем преподавателям, аспирантам и сту­дентам, а также практикующим специалистам, которые оказали содействие в подготовке данного пособия.


Выражаем надежду, что данное учебное пособие поможет студентам и преподавательскому составу в усвоении и препода­вании учебной дисциплины «Технологии арт-менеджмента» и бу­дет способствовать пониманию значимости избранной профессии.

Будем признательны за высказанные замечания, предложе­ния и пожелания, относящихся к кругу проблем, рассматривае­мых в учебном пособии.


Глава 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 1.1. История возникновения и развития арт-менеджмента в России

Деятельность арт-менеджера многопланова и многожанрова, она тесно связана с решением проблем социально-культурной сферы, шоу-бизнеса, эстрады. И без глубокого знания истории становления и развития эстрадного искусства и менеджмента в искусстве достаточно сложно понять смысл настоящего и цели будущего в деятельности современного арт-менеджера.

Свое начало российская эстрада берет в творчестве скомо­рохов. Слово «скоморох» имеет европейское происхождение и созвучно французскому «scararnouehe», что переводится как «плясун», «комедиант», «бродячий музыкант». Однако сохрани­лось немало свидетельств, исторических документов, в которых содержатся сведения о деятельности не только странствовавших скоморохов, но и оседлых, занимавшихся земледелием, различ­ными промыслами, в том числе и изготовлением музыкальных инструментов. Любимыми инструментами скоморохов были гус­ли, домра, берестяной рожок, сопели, волынка, трубы, бубны. Без их участия не обходился ни один народный праздник, скоморохи участвовали народных играх, песнях и плясках.

К началу XVI века стали образовываться артели скоморо­хов, представлявшие собой в нашем понимании своеобразные концертные бригады, которые своим творчеством зарабатывали себе на жизнь. К этому времени сформировались и различные жанры скоморошьего творчества - песни, пляски, сказания, сцен­ки, появились актеры-исполнители, специализировавшиеся на исполнении отдельных жанров - деды-раешники, балагуры, гус­ляры, народные певцы, мастера циркового искусства. Все представления скоморохов содержали много юмора, часто даже сати­ры, т.е. имели социально-политическую направленность, внося элементы публицистики в творчество скоморохов. Скоморошья са­тира была резка и зачастую направлена против бояр, воевод, куп­цов, что делало ее близкой и понятной широким слоям населения.

Несмотря на то, что после указа царя Алексея Михайловича «Об исполнении нравов и уничтожении суеверий» скоморошест­во в 1648 году было запрещено, скоморошеские жанры уже стали основной и неотъемлемой частью народных праздников и гуля­ний: катанье на качелях, зимних горках, пение песен, хороводы вошли в обычаи многих народных праздников, появились такие жанры, как народная драма, вертепные представления, пародии.

К середине XIX века в России сложились основные жанры профессиональной музыкальной эстрады. Сначала в салонах и гостиных дворянства, где наиболее популярными были песня, романс, танец в сопровождении ансамбля, инструментальные пьесы. Со временем были построены специальные помещения, где давали представления актеры, проводились публичные соб­рания, организовывались концерты, балы, ставились дивертис­менты. К таким помещениям можно отнести «вокзалы», открыв­шиеся в Петербурге и Москве. Крупнейшими площадками стали вокзал в Екатерингофе (пригород Петербурга), построенный при Петре I, вокзал в Павловске (пригород Петербурга), площадка в Нескучном саду (Москва), где выступали крупнейшие европей­ские мастера инструментальной и вокальной музыки, ансамбли цыган, давались концерты и проводились вечера современной танцевальной музыки, выступали военные духовые оркестры, га­стролировали иллюзионисты. Это были первые летние клубно-концертные предприятия России, которые стали распространять­ся по всей стране.


В это время стали появляться и первые нормативные зако­нодательные акты, регулирующие эстрадно-концертное дело в России. В 1834 году Николай I утверждает «Правила, касательно различного рода публичных увеселений и простонародных забав в столицах», в которых закреплялось монопольное право дирек­ции казенных театров на организацию концертов, дивертисмен­тов и иного рода эстрадных выступлений в Петербурге и Москве. В этом документе официальная обязанность разрешать публичные выступления и контролировать их репертуар, а также взи­мать четвертой части сбора от проводимых концертов в доход дирекции возлагалась на дирекцию казенных театров.

В 60-х годах XIX века император Александр II закрепил мо­нополию императорских театров на устройство публичных пред­ставлений и зрелищ и осуществление контроля за всеми разно­видностями концертно-эстрадной практики. Также по высочай­шему повелению ограничивался репертуар дивертисментов и концертных мероприятий, устраиваемых по частной инициативе, и поощрялась организация гастролей иностранных артистов, ре­пертуар которых включал разнообразные развлекательные жанры западноевропейской эстрады.

Эти два факта сыграли негативную роль в становлении и развитии русской эстрады. Однако, несмотря на запреты и препо­ны, в России стали возникать новые эстрадные театры, появилась эстрада «кафешантана», делавшая ставку на изысканные развле­чения привыкшей к богатой и роскошной жизни правящей элиты. Внешний блеск, оригинальность, необычность и экстравагант­ность - вот отличительные черты эстрадных номеров этого пе­риода. Особенно заметно в них стремление к откровенной фри­вольности, пикантной эротике. Песни и песенки эротического со­держания, эксцентрические танцы, например экстравагантный канкан, пользовались особой популярностью так же, как и экс­прессивные и эмоциональные цыганские песни и романсы.

Однако со временем все своеобразие отдельных номеров, исполнявшихся в начале на хорошем профессиональном уровне, и эстрады «кафешантана» в целом исчезло, так как из-за желания получать как можно большую прибыль от таких представлений снизились требования к профессионализму исполнителей. Осо­бенно заметно эта тенденция проявилась на примере исполнения цыганской песни. На первых порах цыганская песня включала знаменитые аранжировки русских песен и романсов, а ее испол­нители достигали высокого профессионального и художествен­ного уровня, среди них - В. Панина и А. Вяльцева и др. Позднее, в связи появлением богатой публики из числа новых купцов, «ну­воришей» с невысоким образовательным уровнем, наблюдается снижение требований к подбору репертуара и исполнению цыганской песни, что привело к вырождению цыганского пения, превратившегося в бытовую низкопробную «цыганщину».


Указ Александра III от 24 марта 1882 года отменил исклю­чительное право императорских театров давать публичные кон­церты и взимать с собраний, клубов и частных учредителей об­щенародных забав в столицах определенную часть сборов, что позволило снять ограничение на развитие частной инициативы и частного предпринимательства в области театра и концертно-эстрадной деятельности. И хотя этот указ касался только Петер­бурга и Москвы, он оказал значительное влияние на развитие эс­традного искусства и в российской глубинке, где часто гастроли­ровали столичные артисты.

К концу XIX века в России в области театрального и эстрад­ного искусства начали складываться рыночные отношения. Поя­вились антрепренеры, которые стали заниматься организацией проката артистов. Это способствовало росту концертной деятель­ности, развитию всех жанров эстрадного искусства. В это время наблюдается значительное увеличение количества концертных залов, которое превысило даже количество театральных помеще­ний. В эти годы были построены Дворянские собрания, Охотни­чий, Купеческий, Приказческий, Ремесленный клубы, различные общественные и частные концертные помещения в крупнейших городах российской провинции.

К этому времени в России уже сложились три основные на­правления в эстраде - концертная, дивертисментная и эстрада кафешантанов, которые отличались актерским составом, репер­туаром и исполнительскими традициями.

Концертная эстрада (филармоническая) как наиболее сво­бодная от влияния частных антреприз (хотя многие из актеров были связаны с концертными антрепризами и сословными клу­бами) привлекала наиболее ярких артистов оперных и драматиче­ских театров, обладавших яркой индивидуальностью и высоким исполнительским мастерством.

Дивертисментная эстрада отличалась большим жанровым разнообразием, включая концертные программы смешанного или сборного характера, а исполнители, выступавшие в них, являлись членами самостоятельной профессиональной корпорации акте­ров. Широкое развитие в дивертисментной эстраде получило

предпринимательство. Наиболее известные и успешные антре­пренеры вышли из числа актеров, которые занимались летней са­довой эстрадой, ресторанными площадками, проведением музы­кальных вечеров.

Один из исследователей русской эстрады Е.М. Кузнецова, рассказывая о деятельности московского театра «Эрмитаж» и его организатора М.В. Лентовского, создавшего новый тип крупней­шей летней театрально-зрелищной антрепризы, приводит воспо­минания К.С. Станиславского: «Чего только не было в этом саду! Катание на лодках по пруду и невероятный по богатству и разно­образию водяной фейерверк со сражениями броненосцев и пото­пление их, хождение по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками, купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде... Два театра - один огромный, на несколько тысяч человек, для оперетки, другой - на открытом воздухе для мелодрамы и феерии, называемый «Антей», постро­енный в виде греческих развалин. В обоих театрах были велико­лепные по тому времени постановки, с несколькими оркестрами, балетами, хорами и прекрасными артистическими силами. Кроме того, в «Эрмитаже» имелась эстрада на тысячу человек и цирк с огромным амфитеатром под открытым небом»1.