ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2021
Просмотров: 995
Скачиваний: 2
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
Г.Н. Новикова
ТЕХНОЛОГИИ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА
Допущено в качестве учебного пособия Учебно-методическим объединением высших учебных заведений
Российской Федерации по образованию в области народного художественного творчества, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов для студентов вузов культуры и искусств
по курсу «СД.01.11 APT-МЕНЕДЖМЕНТ» специальности
07.14.01. - «Социально-культурная деятельность», квалификация
«Менеджер социально-культурной деятельности»
Издательский Дом МГУКИ МОСКВА 2006
ББК 65.290-2 я7 Н73
ВВЕДЕНИЕ
Современный период развития шоу-бизнеса в России - начальный этап становления частной предпринимательской деятельности, имеющий свои плюсы и минусы. В стране уже сложилась определенная материальная и техническая база, структура управления кадрами, сформировались различные формы собственности - творческие коллективы, фирмы, объединения, ассоциации и т.п., созданы различные структуры, работающие над поиском и «раскруткой» «звезд», появилась возможность удовлетворять разнообразные вкусы зрителя, стало возможным появление различных экспериментальных театров, студий и т.п.
Однако наблюдается и немало проблем. Наиболее болезненная из них - отсутствие общей концепции функционирования сферы культуры и целенаправленной государственной политики в области зрелищ, эстрадной музыки, кино, модельного бизнеса. Богатейший исторический опыт отечественного антрепренерства мало востребован, эмпирическим путем осваивается и современный зарубежный опыт продюсирования и артистического менеджмента, и порой за основу берутся не лучшие его образцы. Продажа низкопробной, но пользующейся массовым спросом культурной продукции становится приоритетным направлением в деятельности ряда фирм и компаний, не заботящих о развитии эстетических вкусов зрителя, не думающих о дальнейшей судьбе артистов, занятых в проектах. Коррумпированность отдельных отраслей деятельности арт-менеджеров, незащищенность авторов от контрафактной продукции, плохое владение правовой культурой, использование исполнения под фонограмму, незаконные гастроли двойников знаменитых артистов также сказываются на качестве услуг для зрителя и творческом росте и материальной обеспеченности артистов.
Современная социально-культурная сфера нуждается в специалистах нового формата, способных разрешить назревшие проблемы, и в ответ на требования времени в Московском государственном университете культуры и искусств в 2001 году было организовано преподавание по новой квалификации «Арт-менеджер». В задачи университета входит подготовка высококвалифицированных профессионалов, законопослушных предпринимателей, защищающих права автора, производителя, общества и государства, людей высокой культуры и нравственных ценностей.
За последнее время появилась специальная литература, раскрывающая определенные проблемы менеджмента социально-культурной деятельности, арт-индустрии, арт-менеджмента, менеджмента в сфере шоу-бизнеса. Среди них можно отметить работы: А.А. Аронова «Золотой век русского меценатства», С.Б. Войтковского «Сергей Иванович Зимин - антрепренер», А.Д. Жаркова «Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология», Г.Н. Новиковой «Технологические основы социально-культурной деятельности», Е.И. Ждановой и др. «Управление и экономика в шоу-бизнесе», В.Е. Новаторова «Маркетинг культурных услуг», И.И. Пригожина «Политика -вершина шоу-бизнеса», В.Л. Музыканта «Рекламные и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике», Ф. Раззакова «Тайны шоу-бизнеса», Т.П. Ванченко «Технология моделирования культурных программ на телевидении: состояние и перспективы», Г.Л. Тульчинского «Менеджмент в сфере культуры», В.М. Чижикова, В.В. Чижикова «Введение в социокультурный менеджмент» и др.
Выходят в свет профессиональные журналы «Арт-менеджер», «Справочник руководителя учреждений культуры», «Открытый музей», посвященные актуальным проблемам планирования, финансирования, управления и организации сферы культуры.
В мае 2003 года была зарегистрирована Ассоциация менеджеров культуры, в задачи которой входит становление и поддержка нового для России профессионального сообщества, определяющего культуру как необходимый ресурс для общественного развития и улучшения качества жизни.
Предлагаемое учебное пособие направлено на освещение ряда важных направлений в деятельности арт-менеджера, таких, как история становления и развития, современные социокультурные аспекты деятельности арт-менеджера, круг задач и обязанностей арт-менеджера, основы его коммерческой деятельности. В пособии рассматриваются технологии организации и создания арт-фирмы, маркетинга, рекламных кампаний, разработки имиджа, работы по организации спонсорской помощи, законодательные акты по охране авторских прав.
Задача учебного пособия заключается в том, чтобы систематизировать и расширить теоретические знания студентов - будущих арт-менеджеров. Интерес к этой профессии сегодня велик как никогда, а материалов, написанных по освещению методологических, теоретических, технологических сторон ее деятельности, все еще крайне недостаточно. Поэтому очень часто в практической деятельности менеджеры в сфере культуры и искусства опираются на свой частный опыт, зачастую осваивая азы мастерства лишь путем личных проб, побед и поражений.
Выражаем признательность за оказанную помощь и поддержку коллегам кафедры менеджмента социально-культурной деятельности, а также всем преподавателям, аспирантам и студентам, а также практикующим специалистам, которые оказали содействие в подготовке данного пособия.
Выражаем надежду, что данное учебное пособие поможет студентам и преподавательскому составу в усвоении и преподавании учебной дисциплины «Технологии арт-менеджмента» и будет способствовать пониманию значимости избранной профессии.
Будем признательны за высказанные замечания, предложения и пожелания, относящихся к кругу проблем, рассматриваемых в учебном пособии.
Глава 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА
Тема 1.1. История возникновения и развития арт-менеджмента в России
Деятельность арт-менеджера многопланова и многожанрова, она тесно связана с решением проблем социально-культурной сферы, шоу-бизнеса, эстрады. И без глубокого знания истории становления и развития эстрадного искусства и менеджмента в искусстве достаточно сложно понять смысл настоящего и цели будущего в деятельности современного арт-менеджера.
Свое начало российская эстрада берет в творчестве скоморохов. Слово «скоморох» имеет европейское происхождение и созвучно французскому «scararnouehe», что переводится как «плясун», «комедиант», «бродячий музыкант». Однако сохранилось немало свидетельств, исторических документов, в которых содержатся сведения о деятельности не только странствовавших скоморохов, но и оседлых, занимавшихся земледелием, различными промыслами, в том числе и изготовлением музыкальных инструментов. Любимыми инструментами скоморохов были гусли, домра, берестяной рожок, сопели, волынка, трубы, бубны. Без их участия не обходился ни один народный праздник, скоморохи участвовали народных играх, песнях и плясках.
К началу XVI века стали образовываться артели скоморохов, представлявшие собой в нашем понимании своеобразные концертные бригады, которые своим творчеством зарабатывали себе на жизнь. К этому времени сформировались и различные жанры скоморошьего творчества - песни, пляски, сказания, сценки, появились актеры-исполнители, специализировавшиеся на исполнении отдельных жанров - деды-раешники, балагуры, гусляры, народные певцы, мастера циркового искусства. Все представления скоморохов содержали много юмора, часто даже сатиры, т.е. имели социально-политическую направленность, внося элементы публицистики в творчество скоморохов. Скоморошья сатира была резка и зачастую направлена против бояр, воевод, купцов, что делало ее близкой и понятной широким слоям населения.
Несмотря на то, что после указа царя Алексея Михайловича «Об исполнении нравов и уничтожении суеверий» скоморошество в 1648 году было запрещено, скоморошеские жанры уже стали основной и неотъемлемой частью народных праздников и гуляний: катанье на качелях, зимних горках, пение песен, хороводы вошли в обычаи многих народных праздников, появились такие жанры, как народная драма, вертепные представления, пародии.
К середине XIX века в России сложились основные жанры профессиональной музыкальной эстрады. Сначала в салонах и гостиных дворянства, где наиболее популярными были песня, романс, танец в сопровождении ансамбля, инструментальные пьесы. Со временем были построены специальные помещения, где давали представления актеры, проводились публичные собрания, организовывались концерты, балы, ставились дивертисменты. К таким помещениям можно отнести «вокзалы», открывшиеся в Петербурге и Москве. Крупнейшими площадками стали вокзал в Екатерингофе (пригород Петербурга), построенный при Петре I, вокзал в Павловске (пригород Петербурга), площадка в Нескучном саду (Москва), где выступали крупнейшие европейские мастера инструментальной и вокальной музыки, ансамбли цыган, давались концерты и проводились вечера современной танцевальной музыки, выступали военные духовые оркестры, гастролировали иллюзионисты. Это были первые летние клубно-концертные предприятия России, которые стали распространяться по всей стране.
В это время стали появляться и первые нормативные законодательные акты, регулирующие эстрадно-концертное дело в России. В 1834 году Николай I утверждает «Правила, касательно различного рода публичных увеселений и простонародных забав в столицах», в которых закреплялось монопольное право дирекции казенных театров на организацию концертов, дивертисментов и иного рода эстрадных выступлений в Петербурге и Москве. В этом документе официальная обязанность разрешать публичные выступления и контролировать их репертуар, а также взимать четвертой части сбора от проводимых концертов в доход дирекции возлагалась на дирекцию казенных театров.
В 60-х годах XIX века император Александр II закрепил монополию императорских театров на устройство публичных представлений и зрелищ и осуществление контроля за всеми разновидностями концертно-эстрадной практики. Также по высочайшему повелению ограничивался репертуар дивертисментов и концертных мероприятий, устраиваемых по частной инициативе, и поощрялась организация гастролей иностранных артистов, репертуар которых включал разнообразные развлекательные жанры западноевропейской эстрады.
Эти два факта сыграли негативную роль в становлении и развитии русской эстрады. Однако, несмотря на запреты и препоны, в России стали возникать новые эстрадные театры, появилась эстрада «кафешантана», делавшая ставку на изысканные развлечения привыкшей к богатой и роскошной жизни правящей элиты. Внешний блеск, оригинальность, необычность и экстравагантность - вот отличительные черты эстрадных номеров этого периода. Особенно заметно в них стремление к откровенной фривольности, пикантной эротике. Песни и песенки эротического содержания, эксцентрические танцы, например экстравагантный канкан, пользовались особой популярностью так же, как и экспрессивные и эмоциональные цыганские песни и романсы.
Однако со временем все своеобразие отдельных номеров, исполнявшихся в начале на хорошем профессиональном уровне, и эстрады «кафешантана» в целом исчезло, так как из-за желания получать как можно большую прибыль от таких представлений снизились требования к профессионализму исполнителей. Особенно заметно эта тенденция проявилась на примере исполнения цыганской песни. На первых порах цыганская песня включала знаменитые аранжировки русских песен и романсов, а ее исполнители достигали высокого профессионального и художественного уровня, среди них - В. Панина и А. Вяльцева и др. Позднее, в связи появлением богатой публики из числа новых купцов, «нуворишей» с невысоким образовательным уровнем, наблюдается снижение требований к подбору репертуара и исполнению цыганской песни, что привело к вырождению цыганского пения, превратившегося в бытовую низкопробную «цыганщину».
Указ Александра III от 24 марта 1882 года отменил исключительное право императорских театров давать публичные концерты и взимать с собраний, клубов и частных учредителей общенародных забав в столицах определенную часть сборов, что позволило снять ограничение на развитие частной инициативы и частного предпринимательства в области театра и концертно-эстрадной деятельности. И хотя этот указ касался только Петербурга и Москвы, он оказал значительное влияние на развитие эстрадного искусства и в российской глубинке, где часто гастролировали столичные артисты.
К концу XIX века в России в области театрального и эстрадного искусства начали складываться рыночные отношения. Появились антрепренеры, которые стали заниматься организацией проката артистов. Это способствовало росту концертной деятельности, развитию всех жанров эстрадного искусства. В это время наблюдается значительное увеличение количества концертных залов, которое превысило даже количество театральных помещений. В эти годы были построены Дворянские собрания, Охотничий, Купеческий, Приказческий, Ремесленный клубы, различные общественные и частные концертные помещения в крупнейших городах российской провинции.
К этому времени в России уже сложились три основные направления в эстраде - концертная, дивертисментная и эстрада кафешантанов, которые отличались актерским составом, репертуаром и исполнительскими традициями.
Концертная эстрада (филармоническая) как наиболее свободная от влияния частных антреприз (хотя многие из актеров были связаны с концертными антрепризами и сословными клубами) привлекала наиболее ярких артистов оперных и драматических театров, обладавших яркой индивидуальностью и высоким исполнительским мастерством.
Дивертисментная эстрада отличалась большим жанровым разнообразием, включая концертные программы смешанного или сборного характера, а исполнители, выступавшие в них, являлись членами самостоятельной профессиональной корпорации актеров. Широкое развитие в дивертисментной эстраде получило
предпринимательство. Наиболее известные и успешные антрепренеры вышли из числа актеров, которые занимались летней садовой эстрадой, ресторанными площадками, проведением музыкальных вечеров.
Один из исследователей русской эстрады Е.М. Кузнецова, рассказывая о деятельности московского театра «Эрмитаж» и его организатора М.В. Лентовского, создавшего новый тип крупнейшей летней театрально-зрелищной антрепризы, приводит воспоминания К.С. Станиславского: «Чего только не было в этом саду! Катание на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражениями броненосцев и потопление их, хождение по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками, купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде... Два театра - один огромный, на несколько тысяч человек, для оперетки, другой - на открытом воздухе для мелодрамы и феерии, называемый «Антей», построенный в виде греческих развалин. В обоих театрах были великолепные по тому времени постановки, с несколькими оркестрами, балетами, хорами и прекрасными артистическими силами. Кроме того, в «Эрмитаже» имелась эстрада на тысячу человек и цирк с огромным амфитеатром под открытым небом»1.