Файл: Формирование древнерусского государства. Норманнская проблема.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первым царем из династии Романовых был Михаил Федорович (1613-1645), соправителем которого стал его отец - патриарх Филарет. Значительную роль в его правление играли Боярская дума и Земские соборы. При Алексее Михайловиче (прозванном «Тишайшим») (1645-1676) происходило укрепление самодержавной власти царя. Его наследник - слабый и болезненный Федор Алексеевич (1676-1682) правил недолго и умер молодым. Фактически страной управляли его родственники - бояре Милославские. В результате событий 1682 г. на престоле оказались сразу два царя - малолетние Иван V и Петр I, регентшей при которых стала царевна Софья (1682-1689). Большую роль в управлении страной играл её фаворит князь В.В. Голицын. В 1689 г. реальная власть перешла к Петру I Алексеевичу. Основные тенденции развития – модернизация страны и начало перехода к новому времени. Военная слабость государства заставила обратиться к заимствованию на Западе новых военных технологий, что повлекло перемены во всем государстве и все большее проникновение в Россию элементов западной культуры. Усиление самодержавия и начало перехода к абсолютизму: рост авторитета и влияния царя (титул «самодержец»), появление личного царского Приказа Тайных дел; роль Боярской Думы ослабевала, опорой власти постепенно становились дворяне; прекращение созыва Земских соборов (в 1653 г. последний полный Земский собор принял решение о вхождении Украины в состав России); происходила дальнейшая централизация управления страной: достигла расцвета приказная система, в 1682 г. отменено местничество, на местах вместо самоуправления назначались воеводы; переход от поместного войска к регулярному (полки нового строя); кодификация права. Соборное Уложение 1649 г. заложило юридическую основу самодержавия и устройства аппарата власти: введение бессрочного сыска крестьян означало окончательное оформление крепостного права; светская власть одержала верх над церковью (Монастырский приказ, 1649-1677).Церковный раскол: К середине XVII в. возникла необходимость упорядочить церковные обряды и исправить богослужебные книги по единому образцу. Было две точки зрения: 1) исправление по старым русским образцам XVI в. (протопоп Аввакум Петров); 2)
исправление по современным греческим образцам (Никон, царь Алексей Михайлович). Став в 1652 г. патриархом, Никон начал реформы по греческому образцу. Внесенные изменения были невелики, но насильственный характер реформы и разрыв с традицией вызвали негативную реакцию и привели к появлению старообрядцев, среди которых были представители всех слоев общества. Одновременно Никон пытался утвердить принцип «священство выше царства», что в 1658 г. привело его к конфликту с царем. На церковном Соборе (1666-1667) восточные патриархи осудили и Никона (в ссылку), и старообрядцев, чем окончательно утвердили новую веру. Итогом этих событий стали: раскол русского православия на никониан (новая вера) и раскольников (старообрядцев), которые активно участвовали в народных выступлениях; подрыв идеи духовной исключительности России и складывание критического отношения к традициям, что подготовило общество к реформам Петра; суд над Никоном стал началом подчинения церкви светской власти. Социальные выступления: Большое число социальных потрясений дало XVII веку образное название «бунташный». Закрепощение и усиление эксплуатации податного населения, ужесточение контроля и рост произвола со стороны государства привели к массовым народным выступлениям: Соляной бунт в Москве (1-4 июня 1648), вызванный произволом властей, введением соляного налога и ростом цен, закончился уступками власти: отмена недоимок и созыв Земского собора, принявшего Соборное Уложение (1649); Хлебный бунт в Новгороде и Пскове (1650), вызванный вывозом хлеба в Швецию (в счет погашения долгов) при его нехватке в городах и росте цен, был подавлен войсками; Медный бунт в Москве (25 июня 1662), вызванный неудачной денежной реформой (массовая чеканка медных денег привела к их обесцениванию, массовой подделке и росту цен), был жестоко подавлен, но чеканка медных денег прекращена; Восстание Степана Разина (1670-1671) – крупнейшее социальное выступление XVII в. Причины: закрепощение крестьян и усиление гнета вызвало массовое бегство на Дон; расслоение казачества и недовольство политикой центральной власти. В нем участвовали казаки, посадские и служилые люди, крестьяне, народы Поволжья. Начавшись как стихийный бунт (поход Василия Уса к Туле (1666 г.) и поход Разина «за зипунами» (1667-1669)), в 1670-1671 гг. восстание приобрело характер крестьянской войны (в «прелестных письмах» С. Разин призывал к походу против бояр, чиновников и крепостного права). Движение охватило все Поволжье – от Астрахани до Симбирска. Осенью 1670 г. Разин был разбит и выдан властям, восстание подавлено
; Стрелецкий бунт 1682 г. («Хованщина»), вызванный тяжелым положением стрельцов, притесняемых своими командирами, был использован Милославскими и царевной Софьей в борьбе за власть. Восстание было подавлено, но стрельцы добились значительных привилегий; Стрелецкий бунт 1698 г., вызванный тяжелыми Азовскими походами, отказом вернуть стрельцов в Москву и подстрекательством Софьи, закончился массовыми казнями и ликвидацией стрелецких полков. Зарождение в экономике капиталистических отношений: В XVII в. начинается переход от натурального оброка к денежному, в итоге растет связь сельского хозяйства с рынком, в деревне выделяется зажиточная верхушка. Появляются крупные ярмарки, формируется всероссийский рынок, в рамках которого происходит переход от ремесленного производства (на заказ) к мелкотоварному производству (на продажу). В 1630-х гг. появляются первые мануфактуры (крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике).
Во внешней торговле проводится политика меркантилизма (Новоторговый устав 1667 г.). Одновременно развитие капитализма тормозилось дальнейшим закрепощением крестьян (1649 г.) и влиянием крепостнического самодержавия. Внешняя политика: основными целями в XVII в. были: пересмотр итогов Смуты и возращение утраченных в ходе нее территорий; обретение выхода к Балтийскому морю; обеспечение безопасности России от набегов крымских татарских и борьба с турками. Основные этапы: 1619-1634: неудачная Смоленская война (1632-1634) с Речью Посполитой за возвращение Смоленска и прилежащих территорий, захваченных во время интервенции начала XVII в.; 1634–1650-е: нормализация отношений с Польшей, борьба с крымскими татарами: укрепление южной границы (Белгородская линия (1638-1653)), захват отрядами донских казаков турецкой крепости Азов (1637-1642); 1654-1667: после восстания Б. Хмельницкого (1648-1653), попросившего помощи у России, 8 января 1654 г. в Переяславе произошло воссоединение Украины с Россией; война с Польшей (1654-1667), завершилась Андрусовским перемирием (Россия вернула Смоленск и присоединила Левобережную Украину с Киевом); неудачная война со шведами (1656-1661) за выход к Балтике; 1670-1690-е: успешная русско-турецкая война (1677-1681) дала 20-летнее перемирие с Османской империей и остановила ее экспансию на Украину; «вечный мир» с Польшей (1686) окончательно закрепил за Россией Киев; присоединение к коалиции держав («Священная лига
») против Турции и ее вассала - Крымского ханства; в 1687 и 1689 гг. неудачные Крымские походы; в результате Азовских походов (1695-1696) Россия закрепилась на Азовском море (1700). Одновременно шло освоение Сибири: к середине XVII в. русские первопроходцы достигли Тихого океана, к концу века – Камчатки. Заключенный в 1689 г. Нерчинский договор с Китаем установил границу между странами и принцип равноправия торговли. Итоги: в течение столетия процесс модернизации страны шел по нарастающей, но к концу XVII в. отставание России от Европы продолжало увеличиваться. Внедрение нового затруднялось сохранением старых традиций, отсутствием надежных морских связей с Европой, проходило медленно и было сопряжено с большими трудностями из-за нехватки средств.
8 билет Культура Московской Руси
17 век был началом нового периода в области культуры.
Русское искусство делало первые шаги , чтобы стать светским, свободным в своем выражении. Этому способствовало еще и расширение связей с Западом. Наряду с греко-славянским просвещением в Россию пришла западнолатинская культура, отвергавшаяся ранее православной церковью. Но русская культура в основе своей оставалась феодальной, доступной только высшей прослойке господствующего класса. Социальный протест широких народных масс нашел свое отражение в устном народном творчестве. Одно из центральных мест занимали в нем пословицы и поговорки. Сами центры культуры формировались в наиболее крупных городах с промышленностью, ремеслом, торговлей, и прежде всего в Москве, при царском дворе
В 17 веке наступил новый этап в развитии русского языка. Центральные районы во главе с Москвой сыграли в нем ведущую роль. Московский говор стал доминирующим, превратившись в общевеликорусский язык. Образованию и просвещению придавалось большое значение. В Москве в 80-х годах 17в. около 24% посадского населения было грамотным.
17 в. явился новой страницей в истории книгопечатания в России. Появились частные библиотеки.
В17в. в России впервые появилась рукописная газета, которая называлась "Куранты".
Крупным событием было издание "Синопсиса" (по-гречески - обозрение, описание). Автором его был ученый монах Киево-Могилевской академии Иннокентий Гизель. В "Синопсисе" излагались история Руси с древнейших времен.
Для архитектуры XVII век тоже был временем появления новых веяний, вкусов и форм. Монументальные храмы, которые в предшествующий период строили государство и влиятельное духовенство, уступают теперь место небольшим, но нарядным, узорчатым посадским церквам. В этом сказалось народное стремление к красоте, уход от церковного фанатизма и аскетизма.
Стремление это встретило суровое сопротивление церкви, но преодолеть общее движение к новому она уже не могла. В Москве к выдающимся произведениям зодчества XVII столетия относятся храм Рождества Богородицы, церковь Троицы в Никитниках, церковь в Останкине.
Каменное зодчество постепенно от церковного строительства перешло к жилым и хозяйственным постройкам светской знати, духовных владык и богатых посадских людей. Новых успехов достигло деревянное зодчество, широко распространенное на севере страны.
Борьба нового со старым, характерная для развития русской культуры в XVII столетии, не могла, конечно, не затронуть живопись. Здесь церковь всеми доступными ей мерами боролась против светских тенденций.Стремлением к реализму отличались работы живописцев Ярославля, Костромы и других городов.Оживленные связи России с Западом во второй половине XVII в. способствовали возникновению в Москве придворного театра. Церковь враждебно относилась к светскому народному театру.
Развитие русской культуры XVII в отразило важнейший процесс формирования русской нации. С ним связывается начавшееся разрушение средневековой религиозно-феодальной идеологии и утверждение светских начал в духовной культуре. Несмотря на противодействие церковников, боявшихся проникновения в Россию "латынства", в XVII в. расширялись культурные связи с Западной Европой. Однако, все эти новые культурные веяния коснулись только верхушки общества. Основная масса населения оставалась неграмотной и суеверной. Для дальнейшего развития русской культуры.
9.Внешняя и Внутренняя политика Петра Первого.
Первая четверть XVIII в. вошла в историю как эпоха преобразований Петра I Великого(1689-1725) и завершения формирования в России абсолютизма. Сверхзадача, определявшая всю деятельность Петра I, состояла в том, чтобы ликвидировать отставание России от Запада. Он стремился перенять достижения западноевропейской цивилизации и привить их на русской почве. Одной из преград было отсутствие удобных морских коммуникаций.
Внешняя политика:
В начале правления выбор был сделан в пользу южного направления (выход к Черному и далее Средиземному морю). В результате двух Азовских походов (1695, 1696) русские войска взяли турецкую крепость Азов. С целью создания антитурецкой коалиции за границу было направлено Великое посольство