Файл: Формирование древнерусского государства. Норманнская проблема.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Военная реформа ставила цель – модернизировать армию. Были упразднены военные поселения, созданы военные округа, началось перевооружение армии, создан паровой флот, открыты юнкерские и военные училища. Завершило реформу введение в 1874 г. всеобщей воинской повинности для всех мужчин, достигших 20 лет и годных к службе. Срок службы составлял в пехоте - 6 лет (9 в запасе), на флоте - 7 лет (3 в запасе). Это позволило сократить численность армии в мирное время и быстро увеличить ее во время войны. Образовательная реформа (1863-1864) способствовала демократизации высшего, среднего (классические гимназии, реальные училища) и начального (министерские, земские, церковно-приходские, частные школы) образования. Восстановлена автономия университетов (1863), отменена предварительная цензура (1865).
16. Внешняя и внутренняя политика Александра Третьего

Правление Александра III (1881-1894) вошло в историю как эпоха «контрреформ». Считая, что реформы ослабили государственные устои, новый царь определил главные задачи правления – укрепление самодержавия, подавление революционного движения, упрочение позиций дворянства, прекращение или отмена части реформ. Главным идеологом консервативного курса стал обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев. Практическаяреализация нового курса свелась к следующему: «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» (1881) разрешало введение в любой части страны чрезвычайного положения, которое расширяло власть государственных органов, сокращало права и свободы граждан; Введение института земских начальников (1889), которые осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами. Он укрепил позиции правительства на местах и практически восстановил права помещиков по отношению к крестьянам; Земская контрреформа (1890). Изменение имущественного ценза увеличило число гласных от помещиков, что укрепило их позиции в местных органах самоуправления. Ограничены и права земств; Городовое положение (1892) укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах. Городское самоуправление было поставлено под контролем правительства;
Судебная контрреформа вносила в судопроизводство изменения консервативного характера: повышен имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, политические дела изъяты из ведения суда присяжных, ограничены публичность и гласность заседаний; Усилился контроль над образованием и печатью. Ужесточена цензура, усилен контроль за высшими учебными заведениями и надзор за студентами, упразднена автономия университетов, выросла плата за обучение. «Циркуляр о кухаркиных детях» (1887) затруднил получение образования детьми из «низших сословий»; В области культуры, идеологии и национальных отношений делался акцент на приоритетное положение русской нации (под «русскими» тогда понимались великороссы, украинцы и белорусы). Правительство проводило политику насильственной русификации национальных окраин. Одновременно правительство приняло ряд мер, направленных на улучшение положения крестьян: перевод бывших крепостных на обязательный выкуп, отмена временнообязанного положения, снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского банка, отмена подушной подати с крестьян. Регламентировались отношения рабочих и фабрикантов: были запрещены ночная работа несовершеннолетних и женщин, труд малолетних (до 12 лет), продолжительность рабочего дня ограничена 11,5 часами. Эти уступки не улучшили положения пролетариата, рабочее движение начало приобретать массовый характер.


Внешняя политика: Царствование императора Александра III во внешней политике было ознаменовано небывалым периодом мира. Великий князь Александр Михайлович (двоюродный брат Александра III) в своих мемуарах писал: «Двадцать шесть месяцев, протекших между убийством Александра II и коронацией Александра III, могли бы быть отмечены прямо магическим улучшением международного положения России».Во главе министерства иностранных дел в марте 1882 года стал Николай Гирс. Во главе многих подразделений министерства и в русских посольствах ведущих стран мира оставались опытные дипломаты горчаковской школы. Основные направления внешней политики Александра III были следующими: Укрепление влияния на Балканах;Поиск надежных союзников; Поддержка мирных отношений со всеми странами; Установление границ на юге Средней Азии; Закрепление России на новых территориях Дальнего Востока.

  1. Общественная мысль и культура России в первой половине 19 века

Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни. Просвещение Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях. Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосельский. Все больший интерес у читающей
публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось ("Северная пчела", "Губернские ведомости", "Вестник Европы", "Сын отечества" и др.). Литература Русская литература первой половины XIX в. - одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. На рубеже XVIII-XIX вв. классицизм с его риторикой и "высоким штилем" постепенно вытеснялся новым литературным течением - сентиментализмом. Основоположником этого направления в русской словесности был Н.М.Карамзин. Отечественная война 1812 г., порожденный ею подъем национального самосознания вызвал к жизни такое литературное течение как романтизм. Одним из его наиболее выдающихся представителей в русской литературе стал В.А.Жуковский. В своих произведениях В.А.Жуковский часто обращался к сюжетам, навеянным народным творчеством, перелагая стихами легенды и сказки. Активная переводческая деятельность В.А.Жуковского знакомила русское общество с шедеврами мировой литературы - творчеством Гомера, Фирдоуси, Шиллера, Байрона и др. Русская литература первой половины XIX в. необычайно богата яркими именами. Величайшим проявлением народного гения стала поэзия и проза А.С.Пушкина. В 30-е годы XIX в. - М.Ю.Лермонтов. Воплотив в своем стихотворении "На смерть поэта" общенациональную скорбь по поводу гибели А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов вскоре разделил его трагическую судьбу. С творчеством А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова связано утверждение реалистического направления в русской литературе. Свое яркое воплощение это течение нашло в произведениях Н.В.Гоголя. Его творчество наложило огромный отпечаток на дальнейшее развитие отечественной литературы. Сильное влияние Н.В.Гоголя испытали начавшие свою литературную деятельность в 40-е годы XIX в. Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, чьи имена являются гордостью отечественной и мировой культуры. Ф.И.Тютчева. Шедеврами русского национального гения стали элегии Е.А.Баратынского. Театр Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся "вольным" - государственным и частным. Впрочем, государственные театры появились в столичных городах еще в XVIII в. В частности, в Петербурге в начале XIX в. их было несколько – дворцовый театр в Эрмитаже, Большой и Малый театры. В 1827 г. в столице открылся цирк, где ставились не только цирковые представления, но и драматические спектакли.. С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как "Горе от ума" А.С.Грибоедова, "Ревизор" Н.В.Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя. Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты - В.А.Каратыгин -
премьер столичной сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московскаго драматического театра и др. Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. Музыка Первая половина XIX в. стала временем формирования в России национальной музыкальной школы. В этот же период создается русская национальная опера. Огромный вклад в развитие музыкального искусства внесло творчество М.И.Глинки. Созданные им оперы "Жизнь за царя" (у нас она по понятным причинам долгое время именовалась "Иван Сусанин"), "Руслан и Людмила". М.И.Глинка явился основоположником русской классической музыки. Крупным явлением в истории русского музыкального искусства стало творчество А.С.Даргомыжского. Большой успех имели его вокальные произведения - в особенности романсы. По мотивам песен и обрядов была создана его опера "Русалка" – лирическая музыкальная драма. В сокровищницу русского музыкального искусства вошла опера А.С.Даргомыжского "Каменный гость", написанная на текст А.С.Пушкина. Живопись Культурная жизнь России в первой половине XIX в. характеризовалась интенсивным развитием изобразительного искусства. Возникший в русской живописи еще в XVIII в. классицизм провозгласил образцом для подражания античное искусство. Во второй четверти XIX в. он выражается в академизме, принятом Академией художеств как единственная художественная школа. Консервируя классические формы, академизм выводил их на уровень непреложного закона и являлся "правительственным направлением" в изобразительном искусстве. Представителями академизма являлись Ф.А.Бруни, И.П.Мартос, Ф.И.Толстой. С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Впрочем, элементы сентиментализма в творчестве русских мастеров обычно сочетались с элементами классицизма или романтизма. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А.Г.Венецианова,. Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К.П.Брюллова - пожалуй, наиболее известного русского художника первой половины XIX в. Ярким представителем романтического течения являлся О.А.Кипренский. 30-40-е годы