ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2021
Просмотров: 266
Скачиваний: 1
Формирование спроса — вещь в социально-культурной сфере столь же реальная, сколь необходимая.
Теперь, когда мы "повторили пройденное", время вернуться и к маркетинговым технологиям.
Начнем со спроса первичного, не связанного с использованием маркетинга. В реальной жизни человек нуждается в привычных для него продуктах: хлебе, молоке, соли. спичках Десятилетиями спрос на эти и подобные товары удовлетворялся в России без рекламы, ярмарок, выставок, презентаций и пр. Да и о самом маркетинге россияне не ведали. Речь могла идти лишь о стимулировании, т.е. увеличении сбыта, если в стране всеобщего дефицита вообще находилось что сбывать...
Что-то подобное происходило и в социально-культурной сфере.
Политические и экономические потрясения последнего десятилетия всколыхнули социально-культурную сферу Привыкшие к культурным стандартам граждане вдруг решительно и громко заявили о своих реальных нуждах и потребностях, подлинных интересах и желаниях, т.е. фактически предъявили свои права на пользование культурными ценностями на уровне собственных взглядов и собственных запросов в культурной сфере. Что особенно важно подчеркнуть, они готовы были платить за то, что им предлагали или могли предложить учреждения культуры. Платить из собственного кармана, а не из профсоюзной кассы, как это нередко случалось прежде. Возник рынок.
Организации социально-культурной сферы и их персонал не сразу (сразу было нельзя, оставалась годами копившаяся осторожность) сориентировались в новой для них обстановке и поначалу даже обрадовались: за ту же самую работу люди платят им деньги! Но радость эта оказалась преждевременной. Одновременно с готовностью заплатить за услуги культуры посетители стали требовательнее относиться к качеству проводимых мероприятий, к набору форм культурно-досуговой деятельности, к содержанию культурно-воспитательных мероприятий.
Необходимо целенаправленное и целеустремленное формирование спроса на "продукты культуры" путем постоянного изучения и постепенного формирования культурных потребностей. Арсенал используемых форм культурно-досуговой деятельности здесь совсем иной: школа современного бального танца, университет эстетического воспитания, аэробика и шейпинг, восточные единоборства, тематические дискотеки, ярмарки идей, балы и карнавалы, конкурсы, викторины, фольклорные ансамбли, народные промыслы и ремесла. Рынок появился и здесь, но это был уже другой рынок, цивилизованный. За таким рынком - будущее нашей культуру.
Итак, спрос необходимо целенаправленно формировать. Но как? В общем случае эта работа сводится к выполнению шести задач, как это показано в таблице 11.
Таблица 11.
№№ |
Объект воздействия |
Содержание маркетинговых задач |
1. |
Товар |
Сообщить потребителю о существовании товара, его модификациях, характеристиках |
2. |
Потребность |
Осведомить потребителя о потребностях, которые можно удовлетворять данным товаром |
3. |
Качество |
Представить доказательства относительно качества удовлетворения этих потребностей |
4. |
Гарантии |
Понизить барьер недоверия, дать гарантии по защите интересов покупателя |
5. |
Образ товара |
Сформировать положительный образ товара |
6. |
Цена товара |
Убедить в обоснованности цены, ее приемлемости применительно к конкретному товары |
Какими же путями и способами реализуются эти задачи? Назовем здесь лишь некоторые:
1. Объявление о начале производства нового товара (анонс);
2. Рассказ о новом товаре, его потребительских свойствах;
3. Раскрытие уникальных особенностей товара;
4. Рассказ о практическом использовании данного товара престижным потребителем;
5. Рассказ о решении
весьма трудной специфической-задачи с
помощью
нового товара;
6. Распространение отзывов о новом товаре со стороны тех, кто его уже эксплуатирует (паблисити);
7. Обсуждение возможных способов применения данного товара;
8. Отчет об испытаниях нового товара, репортаж с места продажи.
Нетрудно заключить, что перечисленные задачи, как и способы их решения, вполне корреспондируются с условиями и практикой социально-культурной деятельности большинства организаций отрасли. Вуз или колледж культуры заблаговременно извещают абитуриентов о наборе специальностей, вступительных испытаниях и требованиях к претендентам на получение специального образования. Без такой информации им вряд ли удастся укомплектовать вновь образуемые студенческие группы, тем более сложно выявить и привлечь желающих обучаться на внеплановых, коммерческих местах.
Дворцы культуры и культурно-досуговые центры, создающие клубные объединения "Для тех, кому за...", осведомляют интересующихся о многофункциональности новой услуги. Члены объединения не только удовлетворят потребность в общении, отдыхе, культурных развлечениях, но смогут развить свои способности и даже создать собственную семью.
Полиграфическое предприятие, вознамерившееся существенно расширить круг своих заказчиков, устраивает выставки вышедших в свет изданий, презентации новых книг, альбомов, проводит распродажи печатной продукции, рассылает образцы в организации и учреждения.
Филармония, предлагающая меломанам цикл лекций-концертов классической музыки, представляет потенциальным слушателям возможность приобретения как всего абонемента, так и билетов на отдельные концерты цикла. Это снижает барьер недоверия к циклу в целом.
Музей изобразительных искусств, предлагающий к экспонированию только что отреставрированный шедевр, акцентирует внимание потенциальных посетителей на уникальности полотна, его художественно-эстетической ценности, чем формирует положительные образ и музея, возвратившего шедевр отечественной культуре.
Что же касается всевозможных объявлений, анонсов, рассказов о творчестве знаменитых мастеров, консультаций по практическому использованию и применению, сбора отзывов и предложений, публикаций репортажей с мест события, творческих дискуссий, отчетов, презентаций и встреч, то не у работников ли культуры надо всему этому учиться?
Здесь совершенно очевидны преимущественные возможности, которые следует лишь обратить на пользу организации.
И еще. Лучшим способом формирования спроса населения на те или иные товары (услуги, идеи и пр.) была и остается качественная и содержательная работа собственно организаций социально-культурной сферы, что находит свое выражение в репертуаре театров, тематике кинофестивалей, наборе кружков и студий, привлекательности интерьеров, оригинальности приглашений, оперативном информировании, сервисной культуре. Важно лишь помнить о высокой социальной миссии организаций культуры, об их особом предназначении, о благородном призвании работающих в отрасли специалистов.
-
Как в социально-культурной практике стимулируется сбыт товаров?
К работе по формированию спроса тесно примыкают мероприятия по стимулированию сбыта (СТИС).
Что такое стимул? И что значит — стимулировать? Кого, зачем и как?
В "Словаре иностранных слов" находим объяснение исходного понятия: "Стимул (лат. Stimulus букв. остроконечная палка/которой погоняли животных) — побуждение к действию, побудительная причина". Отсюда: стимулировать — побуждать кого-то к действию, давать толчок; служить побудительной причиной, стимулом, поощрять.
В теории управления стимулирование всегда увязывается с мотивацией, под которой принято понимать процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации Для побуждения людей к более эффективной деятельности применяются вознаграждения. Но при этом вопрос не сводится непременно к деньгам. Слово "вознаграждение" имеет более широкий смысл, под ним понимается все, что человек считает для себя ценным. А поскольку понятия ценности у людей весьма специфичны, то и оценки вознаграждений у людей не одинаковы.
Различают
вознаграждения внутренние
и внешние.
Внутреннее вознаграждение дает сама
работа. Здесь мы имеем дело с
содержательностью работы, ее значимостью
для человека, с чувством достижения
результата, с самоуважением. Дружба и
общение, возникающие в процессе работы
также рассматриваются как внутреннее
вознаграждение. Специалисты в области
менеджмента считают наиболее простым
способом обеспечения внутреннего
вознаграждения — создание оптимальных
условий для работы и точную постановку
задач. Внешнее вознаграждение — это
такой тип вознаграждения, который чаще
всего приходит в голову, когда слышишь
само слово "вознаграждение".
Оно дается не самой работой, а организацией,
ее руководством, администрацией. Это
зарплата, премия, продвижение по службе,
символы служебного статуса, престиж,
похвала и признание, дополнительный
отпуск, служебный автомобиль,
отдельный
кабинет, средства мобильной
связи, выгодные почему-либо
командировки,
содействие в отдыхе и
лечении и др.
Но какое отношение имеет все это к сбытовой деятельности? Оказывается, самое непосредственное. Если не стимулировать людей, имеющих отношение к сбыту, последний может сначала замедлиться, потом застопориться, а в самом крайнем случае — прекратиться.
Нетрудно заметить, что рассмотренные выше формы стимулирования имеют отношение лишь к персоналу организации. Практика же свидетельствует о другом: чтобы сбыт шел активнее, стимулиоование должно осуществляться и по отношению к другим субъектам сбыта.
СТИС по отношению к потребителям
Стимулируя сбыт, мы обращаемся к людям, уже .информированным о наших товарах (изделиях, услугах и др.), их потребительских свойствах, условиях приобретения и т.д. Задача СТИС — побудить потребителей к последующим покупкам данного товара, желательно частым и в больших объемах. В социально-культурной сфере могут использоваться следующие меры стимулирования по отношению к потребителям:
1. Подвоз потребителей (участников, зрителей) к месту покупки;
2. Скидки, снижение стоимости предлагаемых товаров;
3. Кредит, рассрочка платежей (например, за обучение в вузе);
4. Бесплатное распространение образцов (календарей, значков, сувениров);
5. Презентации, демонстрации, показы;
6. Экскурсии в учреждения (например, "Дни открытых дверей" в детских школах искусств);
7. Пресс-конференции (по поводу премьеры, .бенефиса, вернисажа);
8. Представление товаров на выставке (например, произведений прикладного творчества: плетение, вышивка, вязание, инкрустация, выжигание и пр.)
9. Ярмарки, аукционы (продажа книжной продукции, произведений изобразительного искусства, музыкальных инструментов, культинвентаря);
10. Премьеры, бенефисы, творческие отчеты, конкурсы, фестивали;
11. Премиальные продажи, подарки;
12. Лотереи, викторины типа "Поле чудес", соревнования;
13. Сервисные услуги, культура обслуживания;
14. Расширение номенклатуры предлагаемых товаров;
15. Углубление ассортимента товарных групп;
16. Доставка товаров к месту работы, учебы, проживания.
Эти и другие мероприятия стимулирующего характера направлены, как мы видим, на самые разнообразные группы потребителей. Если предпринятые руководством организации шаги и меры носили продуманный целенаправленный характер, если при этом к потребителям были проявлены активное и предметное внимание и искреннее уважение, результаты сбытовой деятельности не замедлят улучшиться. В разных по типу организациях они, результаты, будут проявляться по-разному: рост посещаемости, увеличение числа участников, возрастание объема сбыта изделий, создание новых культурно-досуговых объединений, в том числе филиалов организаций и т.д.
СТИС по отношению к посредникам
Вспомним прежде, о каких посредниках идет речь.
В деятельности организаций культуры принимают участие культорганизаторы цехов и отделов, распространители билетов, организаторы зрителей, волонтеры, общественный культактив, члены всевозможных жюри, оргкомитетов, культкомиссий, журналисты, театральные критики, члены художественных советов, правлений и т.д.
С их помощью афишируются многие мероприятия, распространяются билеты, создаются условия для работы организаций на выезде, проводятся в жизнь новые идеи, распространяются сувениры и книги, создается благоприятное общественное мнение о наших организациях, укрепляется их репутация, их имидж. Мы должны быть благодарны этим людям за их бескорыстный труд на благо нашей организации, а в конечном счете — на благо развития культуры. Если этим людям не оказывать должного внимания, круг их быстро сузится, инициативы иссякнут, культработник окажется в положении "генерала без армии", ему ничего другого не останется как прозябать на государственных субсидиях и вечно сетовать на неблагодарность своей профессии.
Возможностей для стимулирования людей, выступающих своего рода посредниками в реализации товаров культурного характера, достаточно:
1. Использование бесплатно или на льготных условиях видеотехники, музыкальных инструментов, костюмов и реквизита, принадлежащих предприятиям, учреждениям и учебным заведениям социально-культурной сферы;
2. Создание специальных сервисных пунктов (оформительских мастерских, студии звукозаписи, пункта проката, центра оперативной полиграфии), где наши добровольные помощники могли бы заказать и изготовить сами необходимые средства рекламирования мероприятий, организации зрителей, активизации деятельности досуговых объединений;
3. Продажа билетов на льготных условиях активистам и членам их семей на мероприятия, проводимые в организациях культуры и искусства;
4. Проведение конкурсов, соревнований, приемов, чествований, поздравлений и других подобных мероприятий, поднимающих престиж волонтера и его деятельности;
5. Ведение "Книги почетных гостей" (друзей театра, попечителей, спонсоров);
6. Учреждение Доски Почета лучших активистов;
7. Публичное чествование культактива на массовых мероприятиях;
8. Снабжение наших добровольных помощников и посредников рекламными проспектами, буклетами, афишами, календарями и прочими атрибутами, которые могут им понадобиться в работе с потребителями.
И еще многое-многое другое.
Почувствовав
к себе своевременное и искреннее внимание
со стороны - администрации, наши посредники
и помощники наверняка активизируют
свою полезную деятельность по укреплению
позиций нашей организации на рынке.
СТИС
по отношению к продавцам
Ну, а продавцы, как быть с ними? И вообще, кого в сфере культуры можно считать продавцами?
Во-первых, это лица, реализующие изготовленные предприятиями отрасли изделия: автомобили, аудиовизуальные средства, музыкальные инструменты, театральная мебель, гримировальные принадлежности, балетная обувь и т.п.
Во-вторых, это специалисты, непосредственно работающие с потребителями: распорядители клубных вечеров, ведущие массовых праздников и театрализованных программ, консультанты, руководители кружков и студий, работники абонементов читальных залов, экскурсоводы, преподаватели — словом, все, от кого непосредственно зависят и качество товара, и качество сервиса, принятого в конкретной организации Они соединяют в своей деятельности одновременно функции производителей и функции продавцов товаров. От их эрудиции, эстетического вкуса, культуры одежды и поведения ораторского мастерства, авторитета в профессиональной среде, если хотите — имиджа! зависит, будет ли продано изделие, оказана услуга, продвинута идея, заинтересуется ли потребитель местом, проявит ли внимание к личности, отнесется ли с доверием к организации.