ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2021

Просмотров: 234

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь одинаково важны два момента: наши личные жизненные цели и наши личностные ресурсы (возраст, состояние здоровья, профессия, уровень квалификации, знание иностранных языков, запас материальных и финансовых средств, наше положение в семье и т п.). Это очень важно своевременно и трезво оценить. Переоценка и недооценка здесь вредны. В первом случае мы можем не рассчитать реальные силы и 'надорваться". Во втором — станем заниматься
необоснованном самоуничижением. При выработке личной рыночной страте
гии возможны, по меньшей мере, четыре приемлемых для нас варианта. Они приведены на рисунке 19.

Мы сегодня

Мы завтра

Рынок

сегодня

Получение рабочего места

(Проникновение на рынок труда)

Служебный рост (Разработка товара)


I


II

Рынок

завтра


III


IV

Повышение квалификации

(Расширение сферы деятельности)

Профессиональная переподготовка

(диверсификация товара)


Рис.19. Стратегия личности на рынке труда.

Независимо от того, какая из четырех стратегий нами избрана, нам необходимо иметь исчерпывающую маркетинговую информацию. Причем собирать ее необходимо постоянно и непрерывно, с тем, чтобы в случае непредвиденных изменений на рынке труда или в нашей собственной профессиональной деятельности мы не оказались в проигрыше. О чем нам вообще полезно знать всегда, если мы хотим быть успешными?

1. О наличии интересующих нас вакансий;

2. О характере требований к претендентам;

3. Об условиях работы;

4. О содержании работы (функциональных обязанностях);

5. О перспективе продвижения и роста;

6. О вариантах сотрудничества (в штате, по совмещению и пр.);

7. О перспективах развития организации, имеющей вакансии;

8. О грядущих изменениях в жизни общества, региона, города.

Источниками информации могут послужить местные или центральные газеты, радио, телевидение, объявления кадровых агентств, бюллетени, конкурсы, ярмарки рабочих мест, актерские биржи, ответы на ранее разосланные резюме, сообщения об оргнаборах, индивидуальные приглашения, отчеты и планы организаций (в том числе и той, в которой мы трудимся в данный момент), переговоры по телефону, итоги социологических опросов населения, наконец, объявления на афишных тумбах и даже личные предложения от организаций. Объем такой информации и частота обращения к ней зависят от наших планов и намерений, здесь у каждого — собственный мониторинг.

Реальное положение специалиста социально-культурной сферы на рынке труда зависит от состояния маркетинговой микросреды. Что нас, в частности, может или должно интересовать?

1. Наше сегодняшнее положение в организации, где мы работаем. Какие виды имеет на нас руководство в будущем? Кто из наших коллег претендует на тот же пост, что и мы? Каковы перспективы развития нашей организации в обозримом будущем? Имеются ли у нашей организации какие-либо ресурсы (вакансии в штатном расписании, незадействованные мощности и резервы, финансовые накопления "на черный день)?


2. Ресурсы и резервы наших реальных и потенциальных поставщиков. Кто является инвесторами и спонсорами нашей организации, есть ли у них возможность существенно поддержать нас? Ожидается ли в ближайшем будущем приход на работу в нашу организацию выпускников высших и средних специальных учебных заведений, по каким специальностям? Какие договоренности есть у нашей организации с кадровыми агентствами, органами культуры? Ожидаются ли откуда-то "финансовые вливания"?

3. Наши реальные и потенциальные потребители, их планы и намерения. Такой вопрос может интересовать как завтрашнего выпускника учебного заведения, так и работающего специалиста, готового, в принципе сменить имеющуюся должность на более престижную, освобождающуюся в ближайшее время в какой-либо иной организации Вообще полезно знать кто нами в профессиональной среде интересуется, кто может заинтересоваться нами в ближайшее время, с кем мы сами не возражали бы, в принципе, поработать над каким-нибудь проектом

4. Наши реальные или возможные посредники. Кто нас, если понадобится рекомендация, мог бы достойно охарактеризовать? У кого при случае можно было бы получить исчерпывающую консультацию? Кто мог бы поддержать час на первых порах материально, стать нашим кредитором или спонсором?

5. Наши реальные и потенциальные конкуренты. Конкурентоспособны ли мы (знания, стаж, опыт, репутация, имидж, рейтинг в профессиональной среде)? Кто может реально конкурировать с нами и по каким параметрам? Велико ли число претендентов на присмотренное нами "теплое местечко"? Велик ли объявленный конкурс посильны ли для нас его условия и требования? Кто может помешать нам в ведении переговоров с представителями интересующей нас организаций?

Не последнюю роль играет и наш реальный или потенциальный потребитель (покупатель, работодатель, кадровый агент). Важно, в частности, приглашает ли он нас на работу от своего имени (он —директор, художественный руководитель, главный дирижер и пр.) или от имени организации, где есть свое руководство, которое может посмотреть на нас совершенно иными глазами и предъявить по отношению к нам неоговоренные прежде требования, например, владение музыкальным инструментом или знание компьютера.

Для творческого человека, а именно о таком "товаре" и идет речь, важно еще и то, что собой представляет будущий работодатель, достаточно ли он компетентен, сможет ли (и захочет ли!) создать претенденту на ту или иную должность необходимые условия для плодотворной работы. Вообще говоря, идеальным будет такой вариант взаимодействия, когда "товар" и "потребитель" достойны друг друга, поскольку лишь в этом случае возможна результативная работа. Но такое, как показывает практика, случается, — увы, не всегда. Здесь, как это показано на рис. 20, "возможны варианты".



Компетентный руководитель

Некомпетентный руководитель

Компетентный специалист

Вариант 1

Продуктивное сотрудничество


Вариант 2

Некомпетентное

вмешательство

Некомпетентный специалист

Вариант 3

Грубое

администрирование

Вариант 4

Неэффективная

работа



Рис. 20. Варианты взаимодействия "товара" и "потребителя" в маркетинге личности.

Только накопив достаточную маркетинговую информацию о состоянии рынка труда, возможно осмысленно и взвешенно выбрать интересующую нас "нишу" — целевой сегмент рынка, на котором мы могли бы достойно проявить себя: удачно трудоустроиться, применить имеющиеся профессиональные знания и навыки, продвинуться по службе, сделать карьеру.

Целевой самомаркетинг включает:

1. Сегментирование изученного рынка труда;

2. Выбор целевого сегмента (целевых сегментов);

3. Самопозиционирование на избранном сегменте.

В маркетинге личности складывается своя “Маркетинговая смесь”.

Товарная политика личности

"Человек подобен дроби, в которой числитель есть то, что он собой представляет, а знаменатель — то, что он о себе воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь, а если знаменатель стремится к бесконечности, то дробь равна нулю”.

Приведенное здесь высказывание великого Л.Н. Толстого как нельзя кстати, поскольку сердцевиной любого товара является первая его ипостась — товар по замыслу. В нашем случае речь идет о том, какими мы сами себе представляемся на стадии выхода на рынок труда, как мы себя оцениваем "по гамбургскому счету", каким нам кажется наш собственный профессиональный потенциал, наш деловой, творческий багаж. А то, что любой из нас представляет собой в реальности, — это уже товар в реальном исполнении. Здесь оценку даем уже не мы, а нам. Дают наши педагоги, наши коллеги по работе, наш реальный или потенциальный потребитель, т.е. работодатель, руководитель приглашающей нас организации. Но и здесь легко ошибиться, впасть в заблуждение. Даже выпускник авторитетного учебного заведения, имеющий к тому же диплом с отличием, не всегда оказывается столь же отличным работником. Несколько в более
выгодном положении оказывается личность в ипостаси
"товар с подкреплением". Здесь имеются в виду второй диплом или вторая профессия, дополнительные черты и качества личности (творческая известность, значительный стаж работы в избранной сфере и пр.). Чем больше таких подкреплений, тем проще нам трудоустроиться, продвинуться по службе, получить приличное назначение и/или достойное материальное вознаграждение за свой труд.

Разрабатывая собственную товарную политику, мы должны своевременно позаботиться и об упаковке товара. Что сие означает применительно к человеку, желающему укрепить свои позиции на профессиональном рынке?


Во-первых, быть готовым продемонстрировать свои профессиональные знания, умения и навыки. Именно продемонстрировать, а не предъявлять диплом об окончании. Это могут быть: выполненные в порядке испытания срочные разовые работы, прохождение тестирования или собеседования,
предъявленные атрибуты лауреатства на ответственных конкурсах, авторитетные рекомендации специалистов и т.п.

Во-вторых, уметь четко и определенно изложить свои творческие планы, профессиональные притязания, условия работы, которые бы нас, скорее всего, устроили.

В-третьих, продемонстрировать полный порядок в "личном деле", наличие всех необходимых для трудоустройства документов, содержащих требующуюся информацию о нашей профессиональной деятельности, семейном положении, месте регистрации.

В-четвертых, продемонстрировать свободное владение профессиональным языком, терминологией, а еще лучше — обнаружить достаточную информированность в разрезе избранной профессии и предполагаемой работы по месту трудоустройства, назначения или повышения по службе.

В-пятых, иметь приемлемый для оговариваемой работы или должности внешний вид, включая одежду, обувь, прическу, аксессуары, грим и т.п. Здесь одинаково нежелательны как излишняя вычурность, так и чрезмерная убогость.

Ценовая политика личности

Какую ценовую политику по отношению к самим себе специалисту следовало бы осуществлять?

По остром дефиците рабочих мест в социально-культурной сфере и отсутствии перспектив продвижения по службе в собственной организации нам придется согласиться едва ли не на любые условия. Помните: выживание важнее прибыли!

Если наши специальность или профессия востребованы, если у нас нет конкурентов, если есть возможность совмещать две должности, можно пойти и по пути максимизации заработка. Много зарабатывать сегодня не стыдно. Стыдно плохо работать при хорошем заработке.

Если во всей “акватории” вы – единственный специалист своего дела, если вы востребованы, если вас ищут и ждут, вы можете использовать данную ситуацию с пользой для себя и при трудоустройстве назначить свою, как привило достаточно высокую цену.

Для работников социально-культурной сферы, состоящих на службе в государственных органах и учреждениях, заработная плата определяется, как известно, штатным расписанием на основе ЕТС — единой тарифной сетки. Однако и здесь существует определенная вариативность принимаемых по ценам решений, возникают благоприятные ситуации со всевозможными доплатами,
премиальными и пр.

Существует так называемая "цена проникновения" Если нас в профессиональной среде еще мало знают, имеет смысл согласиться работать и за скромную зарплату. Постепенно, когда мы проявим себя должным образом и нами станут дорожить, размер заработной платы будет, скорее всего, расти, а возможно и определяться условиями, которыми будем диктовать мы.


Напротив, если наша квалификация, наш имидж, наша репутация столь высоки и столь востребованы, что за нами "стоят в очередь, было бы глупо не воспользоваться ситуацией и не "снять сливки".

Во всех случаях полезно изучать возникающую конъюнктуру спроса, проявлять гибкость и вырабатывать определенную тактику поведения, с тем, чтобы не растрачивать свой профессиональный багаж бесплатно и в то же время не прослыть рвачом. Последнее никак не повысит нашего имиджа, скорее наоборот.

Сбытовая политика и самопродвижение

Рыночные отношения, пришедшие в культуру на рубеже 80-90-х годов, существенно изменили картину. Возникли спрос и предложение. Они и решают сегодня судьбы большей части выпускников.

Что касается каналов распределения, то у каждого желающего получить интересующую его работу, сделать профессиональную карьеру есть, нам представляется, четыре пути, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

1. Добиваться поставленной цели маркетинговыми средствами (изучение спроса, сегментации рынка, коммуникационная политика и пр.). Это путь людей, уверенных в своем призвании, профессиональном мастерстве, справедливости. За всем этим стоит труд, неустанный писк, стремление к достойному существованию.

2. Использовать связи, стать чьим-то протеже. Это путь приспособленцев, привыкших делать успехи и добиваться поставленных целей с помощью влиятельных людей. Человек, воспользовавшийся чьей-либо протекцией, почти всегда попадает в зависимость от других и вынужден всякий раз выслушивать упреки, считаться с чьим-то мнением, подстраиваться. Впрочем, в отдельных случаях полезно воспользоваться и авторитетной рекомендацией. Но только тогда, когда во всем остальном мы способны продемонстрировать соответствующий профессионализм, мастерство, способность решать творческие задачи на адекватном рекомендации уровне.

3. Купить искомое место, проще говоря — дать кому-то взятку. Что делать, приходится признать, что в современном полукриминальном обществе и этот путь не исключается. Смущает другое: где начинающий специалист возьмет необходимую сумму, ведь он еще только выходит на профессиональный рынок.

Заметим, что в понятие "купить" входят и куда более сомнительные способы трудоустройства, в том числе посредством выгодных знакомств, браков по расчету и пр. Этот путь — для проходимцев и приспособленцев, с младых лет находящихся не в ладах с законами и нормами морали

4. Отдаться на волю судьбы. Ждать приглашений, стучаться в двери кадровых агентств, расклеивать объявления, слушать объявления о вакансиях по радио и телевидению. Путь приемлемый, но недостаточно эффективный. На поиски работы и профессиональное самоопределение уйдут лучшие силы и время. А они так нужны для будущей работы!

Выходит, что первый путь и самый честный, и самый надежный.


Смотрите также файлы