Файл: Методика обучения катанию на коньках детей 78 лет, занимающихся хоккеем в учреждении дополнительного образования.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 641
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Начальное обучение детей катанию на коньках
1.2 Методика начального обучения катанию на коньках
1.3 Специфика обучения техники катания на коньках в системе обучения хоккею
1.4 Место обучения катанию на коньках в системе обучения хоккеистов
1.5 Эффективность начального обучения катанию на коньках юных хоккеистов
2.1.1 Анализ научной и методической литературы
2.2.3 Методы статистической обработки данных
1.4 Место обучения катанию на коньках в системе обучения хоккеистов
В обучении коньковой дисциплине огромное место занимает наглядность, особенно если мы говорим о младших школьниках, которые еще затрудняются перенести теоретические основы катания в физическую плоскость.
Пример тренера, неоднократная демонстрация каждого упражнения с разных ракурсов, индивидуальная работа с каждым ребенком по исправлению его ошибок в постановке и движении – вот основные принципы эффективности обучения [14].
Кроме безопасного и нетравматичного падения, игроки в хоккее должны освоить способы быстро подниматься на ноги на льду. Это упражнения по опусканию на колено и вставанию из этой позиции, а также кувырки [1].
Передвигаться по льду обучающиеся учатся в первую очередь скользя на двух ногах. В этой позиции движение происходит в результате перемещения центра тяжести тела вперед – для хоккеиста такая стойка является основной.
Далее происходит обучение скольжения на одной опорной ноге, или смена опорной ноги во время движения. Чем быстрей ребёнок освоит одноопорное скольжение, тем быстрей будет расти навык смены опроных скольжений.
При затруднениях в овладении этим видом движения, учащиеся могут поработать в парах, используя друг друга как опору. В дальнейшем во время скольжения можно выполнять приседания (в том числе попеременные на каждую ногу).
В тот момент, когда дети еще только учатся скольжению на коньках, нужно уделить особое внимание постановке конька при толчке и технике выполнения толчка. Допускается обучение с опорой на неподвижный предмет или партнера [14].
Тренер должен быть готов к тому, что на первых этапах освоения движений на льду дети будут демонстрировать неверную посадку, излишне высокую на старте.
Это вполне закономерное явление, которое обусловлено не до конца еще сформировавшимся чувством равновесия, и недостаточной развитостью мышц живота и спины.
Поэтому первые этапы обучения на льду стоит производить в высокой посадке, это упростит задачу для детей и поможет им привыкнуть к движению по льду. В дальнейшем, когда они уверенно освоят эту позицию, можно постепенно обучать их и низкой посадке [23].
Но изучать ее сразу же, с первых шагов, будет ошибочной методикой, потому что такая позиция – со сгибанием колен и наклоном вперед - вызовет у детей большее физическое напряжение и, соответственно, они будут сильнее утомляться. В такой ситуации увеличится количество ошибок, а при регулярной работе они войдут в привычку.
Стремление поднять корпус закономерно при движении по льду, поскольку передвижение на коньках вызывает напряжение в мышцах плеч, живота, спины.
На начальном этапе обучения такое явление как поднятие корпуса во время перемещений по площадке считается естественным. Но такое положение туловища мешает скоростному перемещению юного хоккеиста по площадке. При таком положении возникают сложности пробегания даже десятиметрового отрезка. Особенно дети часто с такой ездой по площадке переходят на перемещение в двух опорном скольжении.
В начале обучения - это следует считать нормальным явлением, хотя именно из-за такого стремления юные хоккеисты не в состоянии одолеть одними толчками даже 10 - 15 м: обязательно 2 - 3 раза переходят на двойную опору, как правило, выпрямляя ноги и опуская голову [1].
Как правило, у начинающих хоккеистов корпус не закреплен в одном положении и наклоняется вперед сильнее или слабее в зависимости от фазы движения. При толчке корпус подается вперед сильнее, при скольжении приподнимается вверх.
Понятно, что при таком движении резко перемещается центр тяжести, мешая устойчивости езды, но при достаточной практике на льду эта проблема решается через несколько месяцев и наклон тела во всех фазах движения остается почти одинаковым, изменяясь незначительно.
Более глубокий наклон корпуса происходит при подтягивании свободной ноги по льду, менее глубокий при подтягивании надо льдом.
Одна из характерных ошибок новичков: желание выпрямить ногу, служащую опорной, но этого делать не нужно, она должна остаться согнутой. Тренеру следует следить за этим.
Немаловажное место в передвижении по льду играет движение руками.
«В начале обучения катанию на коньках руки у детей работают прежде всего в интересах сохранения равновесия (при скольжении разводятся в стороны, а в переходной фазе опускаются). При падениях руки помогают детям подниматься, останавливаться у бортов и т. д. Поэтому до тех пор, пока ребенок не обрел должной устойчивости на коньках (обычно в пределах 2 — 3 месяцев), клюшку давать ему не советуем. Занятия с клюшкой целесообразно проводить отдельно» [27].
Изначально обучающиеся при езде начинают отталкиваться таким образом, что конек излишне клонится внутрь, и не достигают необходимой силы толчка, но при дальнейшем обучении нога привыкает к движению, и толчок становится более четким, сильным.
Научившись держать равновесие, ребята начинают наклонять лезвие конька под меньшим углом. После того как дети смогут резко развернуть конёк в сторону к толчковой ноге, это позволяет детям сохранять большее равновесие. При этом наблюдается лучшее усвоение отталкивания назад-всторону.
Подводя итог вышесказанному, можно отметить: в начале обучения коньковой езде посадка более высокая, еще несовершенная, а двигаются обучающиеся преимущественно двуопорно. При последовательном и регулярном обучении в дальнейшем посадка выправляется и становится ниже, а манера езды склоняется к одноопорному передвижению [10].
О правильном развитии в этом направлении свидетельствует способность ребенка преодолеть расстояние 10-15 метров, согласованно действуя руками и ногами, умение перераспределить свой вес, перенести центр тяжести с одной ноги на другую, правильная техника толчка коньком с расположением его под удобным углом, и умение подводить свободную ногу по кратчайшему пути.
В процессе движения по льду немаловажно вовремя изменить вид скольжения – повернуть, объехать препятствие, остановиться.
«В освоении этих действий лучше всего задействовать различные подвижные игры. Можно внести некоторый соревновательный элемент – предложить ребятам выяснить, кто дальше всех проскользит на сомкнутых ногах, на одной ноге и т.д. Но при этом важно следить, чтобы соперничество не принимало нездоровых форм, и помнить, что тренирующиеся ребята в будущем собираются играть в одной команде и должны испытывать друг к другу чувство партнерства» [24].
Для следующих этапов важно знакомить детей с другими различными движениями во время катания на коньках. Сложность выполнения заданий должна присутствовать на каждом последующем занятии, чтобы всегда был стимул стремиться к выполнению сложных упражнений. Только усложнение заданий и элементов техники игры хоккеиста возможны шаги роста в детско-юношеском спорте.
Для начального этапа обучения передвижению на коньках юных хоккеистов является «группировка» во время перемещений по льду. Группировка необходима часто во время игры в хоккей, и данный навык необходимо сформировать как можно раньше, и как можно более крепко. Уверенная группировка хоккеиста на льду во время движения по прямой, позволяет перейти к следующему этапу – выполнения группировки во время бега по дуге. Это позволяет в дальнейшем разучивать всё более сложные элементы.
При обучении катанию по кругу необходимо следить за тем, чтобы дети могли управлять сначала одним скользящим коньком (наклоняя его по внешнему краю. Другая нога в это время выполняет толчок в сторону-назад, а туловище слегка наклонено в направлении вращения). Упражнение выполняется одновременно 4-5 людьми, равномерно расположенными на круге, нарисованном на льду. «Навыки поворотов помогает дoвольнo прочно закреплять игра «змейка»: дети огибают 3 - 4 препятствия (стойки, кубики), располoженные по прямой в 40 - 50 см oдно oт другогo» [1, 14].
Существуют и специальные упражнения, развивающие навык правильного старта езды. Главное внимание тут необходимо уделить постановке положения плеч и выполнению толчка толчковой ногой. Она должна поворачиваться почти под прямым углом к направлению езды, а отталкивание производится всем лезвием, с переносом усилия на носок.
Существует перечень ошибок, которые часто совершают новички на старте. Это в первую очередь отталкивание носком конька и отсутствие навыка разворота толчковой ногой.
При старте скрёстным шагом, как и при старте переступанием, обучающиеся допускают ошибку, забывая для повторного толчка развернуть ногу, и пронося ее по льду в направлении скольжения. Эти недочеты исправляются в ходе последовательного разучивания движения фаза за фазой в замедленном действии с неоднократной демонстрацией тренером.
Сложности возникают у обучающихся при выполнении остановки во время катания по прямой.
«Начинать разучивать торможение лучше всего в процессе выполнения упражнения «фонарики»: после разбега - объехать 3 - 4 препятствия, поочередно соединяя и разводя носки коньков в процессе скольжения на обеих ногах. В этом упражнении они быстро (после 2 - 3 повторений) усваивают необходимое положение коньков» [14].
1.5 Эффективность начального обучения катанию на коньках юных хоккеистов
Деятельность хоккейного игрока является очень активной по сравнению со многими иными видами спорта, от хоккеиста в течение всей игры требуется огромное напряжение, готовность быстро отреагировать и изменить курс движения, стратегию игры. Таким образом, хоккейный игрок в течение всего игрового времени находится в психологическом и физическом напряжении [34].
Можно утверждать, что рассматриваемый вид спорта выдвигает довольно жесткие требования к физической подготовке и выносливости.
В хоккее можно выделить несколько основных критериев, по которым производится оценка игрока:
1. Координация и маневренность.
2. Скорость передвижения.
3. Гибкость, что особенно важно для позиции вратаря.
Скорость передвижения оценивают по скорости конькового бега, а также слаженности двигательных реакций, способности провести маневр, избежать столкновения, вовремя среагировать на действие соперника или препятствие.
Координационные способности игрока видны по тому, насколько успешно он справляется с синхронизацией движений в сложных двигательных система – одновременное передвижение с помощью ног и ведение шайбы клюшкой и т.п. Кроме того, координация тесно связана со скоростными качествами и задействована в поворотах, избегании препятствия, падениях.
«Многие действия в хоккее требуют от игрока высокой степени подвижности суставов, например, голеностопа, что является следствием развития гибкости. Так же в этом спорте задействованы тазобедренные суставы, коленные, все они не должны «закостеневать», чтобы игрок не терял скорость и подвижность на катке» [23].
Кроме физических характеристик, большое значение имеют и психологические. Подробно рассматривать их не будем, но имеет смысл упомянуть самые важные: