Файл: 1 Организационный раздел 4 2 Практический раздел 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, как уже уточнялось выше, дошкольные группы имеют визуальные диаметрально противоположные характеристики. Не смотря на это, образовательная среда дошкольной группы МБДОУ (далее - № 1) показала более высокий уровень, что подтверждается средней оценкой по подшкалам 5 баллов. Вторая дошкольная группа (далее - № 2) показала минимальный уровень качества образовательной среды, что подтверждается средней оценкой по подшкалам 3,5 баллов. Близкими по средним оценкам в обеих дошкольных организациях является создание условий в части предметно-пространственной среды, присмотра и повседневного ухода за детьми, а также структурирование образовательной программы. Данные подшкалы относятся к аспектам организации пространства и целостной реализации содержания дошкольного образования в России и, по большому счету, остаются в ведении управляющих структур разного уровня, чаще всего федерального, диктующего определенные положения и требования на всей территории РФ. Поэтому организация педагогической деятельности в МБДОУ системна и предопределена нормативными документами, то есть протекает в заведомо предлагаемых условиях. Именно это, считаю, близость характеристик по своему уровню у обеих дошкольных групп.

Остальные подшкалы в дошкольных группах, где главную роль играет имидж МБДОУ и личность педагога, качественно отличаются. Рассмотрим их более подробно. Подшкала III «Мышление и речь» имеет высокую оценку при условии систематического чтения детям художественной литературы и активного использования центра книг, где все книги эстетически привлекательны, красочно иллюстрированны, содержат в себе информацию, интересную для детей. Высокий балл отмечается в группе, где часто общаются с детьми в непринужденной и доброжелательной обстановке, используя открытые вопросы, стимулирующие мыслительную и речевую активность детей. Простое повседневное общение развивает умение детей размышлять, что подтверждается формулировкой вопросов, которые задают дети воспитателю.

Качество данной подшкалы определяет качество всей образовательной среды дошкольной организации, в связи с чем, активизация речевой деятельности педагога во взаимодействии с детьми крайне необходима.

Подшкала IV «Виды активности» достаточно интересна для оценки качества образовательной среды. Представленная самым большим количеством показателей, данная подшкала характеризует условия для реализации мнообразия видов детских деятельностей. Сюда входит и развитие мелкой моторики, и детская изобразительная деятельность, музыка и движение, конструктивная и экспериментальная деятельность, математика и счет, природа и наука, использование интерактивной техники и решение задач этнокультурного многообразия. Выделился общий низкий показатель 28 «Содействие принятию многообразия», которому в группах практически не уделяется внимание. Думаю, это заставит задуматься каждого педагога. В современном мире расцвета неприятия и междуусобной вражды, транслируемой повсеместно, широкомасштабной миграции населения планеты, мы не задумываемся над тем, что есть самое благоприятное время научению детей принимать и понимать разных людей, в том числе людей разных культур – это дошкольное детство. Так же наблюдаются профессиональные трудности в организации свободных и творческих форм игры и занимательного дела. До сих пор педагогам трудно переорентировать себя на другую парадигму педагогической деятельности, где ребенок становится равным участником образовательных отношений. В организации детской деятельности остались формы принуждения, прямого указания, без учета индивидальности детей и интересов детской группы. Этому, собственно, способствуют традиционные формы организации детского коллектива на фронтальные занятия,
предписанные уставными документами, регламетирующие деятельность любой дошкольной организации в РФ. Учительская позиция, направленная на получение быстрого результата, остается ведущей во взаимодействии с детьми. Ее можно наблюдать в четкой формулировке инструкций, ведущей роли педагога в совместной деятельности с детьми, направленной на усвоение разных знаний и умений. В связи с чем, можно сделать вывод о необходимости переорентации профессиональной позиции педагогов в части умения качественно организовать образовательное пространство по видам активности на основе деятельностного и личностно-ориентированного подходов к развитию психики ребенка. Важно оценивать не столько свою педагогическую деятельность, сколько развивающее содержание деятельности детей в предложенных, специально созданных условиях центров группы.

Разное качество образовательной среды имеет подшкала V «Взаимодействие». Данная подшкала, представленная пятью значимыми показателями, является одной из ведущих в определении качества дошкольного образования, т.к. педагогическое взаимодействие определяет развитие ребенка, как и организация образовательного пространства. Взаимодействие пронизывает все аспекты педагогического процесса в организации, от присмотра и ухода за детьми до организации образовательной деятельности. Взрослый для дошкольника является значимой, авторитетной фигурой, неким идеальным ориентиром в развитии личностных качеств, интеллектуальных и творческих способностей, а так же сохранения и укрепления здоровья. Качество профессионального взаимодействия педагога с детьми на протяжении целостного процесса определяется умением организовать деятельность детей с учетом их текущих интересов и включением их в содержание программы, предусмотренной ДОО. Данная подшкала имеет высокое качество при создании условий взаимодействия детей между собой, где педагог создает проблемные ситуации, организует игровую деятельность, в том числе ролевую игру, и сохраняет права на самостоятельную свободную деятельность. В то время низкий показатель качества наблюдается в группе, где, не смотря на достаточно качественный присмотр за детьми, интересы детей не учитываются и организуется деятельность в едином образовательном поле с ориентацией на выполнение обязательных требований программы дошкольного образования при руководстве показателями итоговых результатов освоения образовательной программы.



Еще одна подшкала VII «Родители и персонал», безусловно, значимая в современных условиях реализации дошкольного образования, т.к. родители являются субъектами образовательных отношений. Включенность родителей в образовательный процесс, в общем и целом, далека от совершенства. В целом, по данной подшкале группа № 1 показывает лучшее качество реализации показателей, чем группа № 2 за счет показателей 38 «Условия для родителей», 39 «Условия для удовлетворения личных потребностей персонала», 42 «Сопровождение и оценивание персонала» и 43 «Возможности профессионального роста». Данные показатели повышают качество образовательной среды и являются важными аспектами организации деятельности педагогов и профессионализма организации целостного педагогического процесса. Итак, оценка качества образовательной среды экспертируемых дошкольных групп по данной шкале, где оценка «отлично» соответствует 7 баллам, имеет такие результаты (таблица 8):

Таблица 8 – Качество образовательной среды дошкольных групп в экспретируемых МБДОУ

Подшкала

Группа № 1

Группа № 2

Предметно-пространственная среда

4,0

3,9

Присмотр и повседневный уход за детьми

4,7

4,0

Речь и мышление

5,8

2,5

Виды активности

3,8

2,9

Взаимодействие

5,6

3,8

Структурирование программы

4,3

5,0

Родители и персонал

5,7

3,2



Делая вывод об экспертизе образовательной среды дошкольных групп, можно сказать об удобстве использования данного инструментария, который можно использовать и в качестве самоэкспертизы для определения точек роста профессионализма педагога и целостного понимания качества дошкольного образования с точки зрения субъектности образовательного процесса.



2.2 Управление развитием ДО



В учреждении разработана Программа развития (утверждена приказом от 01.01.2010 г. № 43), составлена на период 2021гг.

Цель создания программы: обеспечение работы МБДОУ в режиме непрерывного развития направленной на целостное и разностороннее развитие воспитанников.

Задачи:

  • совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников;

  • повысить качество образования воспитанников;

  • способствовать повышению профессионального мастерства педагогов, раскрытию их творческого потенциала;

  • повысить компетентность родителей воспитанников по вопросам воспитания и обучения детей;

  • укрепить материально – техническую базу с целью создания пространственно-развивающей образовательно-воспитательной среды для воспитания ценностных качеств личности дошкольника.

Эта программа является долгосрочным планом, призвана определить и реализовать стратегические цели организации:

  • создать условия для полноценного и гармоничного развития ребенка в соответствии с его физическими и психическими возможностями;

  • создать условия для социально – ориентированных форм работы с детьми, основанных на современных программах и технологиях, способствующих реализации образовательных задач и социального заказа.

Определена миссия: под миссией МБДОУ мы понимаем констатацию философии педагогической деятельности, предназначения и смысла существования детского сада. В ходе разработки миссии МБДОУ, мы пришли к выводу, что воспитание в детском саду является первой и очень важной ступенью образования в России. Мы полагаем, что в основу содержания образовательных ценностей должна быть положена идея, исходящая из самой сущности человеческого бытия в цивилизованном обществе. Эта идея может быть сконцентрирована в двух основных понятиях, двух ключевых словах: нравственность и профессионализм.

Технология нравственного воспитания должна исходить из понимания жизнедеятельности ребенка на всем протяжении его пребывания в детском саду. Мы признаем единственный путь: педагог, воспитай ребенка, воспитай его личным примером, своей личностью, своими убеждениями, своей правдой, своим отношением к многочисленным жизненным реалиям, своей аргументацией в оценках.