ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2021
Просмотров: 528
Скачиваний: 1
Это один из рисунков эпоса, сопровождавших рассказ о подвигах Гильгамеша
В эпосе рассказывается как жители Урука, измученные работами, обратились к богам избавить их от царя Гильгамеша. Бог неба Анну велел одной богине сотворить такого героя, который мог бы победить Гильгамеша. Богиня слепила из глины могучего человека-дикаря по имени Энкиду. Силы соперников были равны, и они решили стать друзьями. Эта дружба оказалась верной. Они вместе убили страшное чудовище Хумбабу, которое охраняло лес, и совершили много других подвигов9.
Наиболее стройная система искусств была сформирована в процессе длительного исторического развития в каждой мировой религии на уровне представлений обыденного и теологического, на уровне настроений и действий. Доминанта того или иного уровня в религии определяет оригинальность и своеобразие художественных и, возникающих стихийно, религиозных явлений в процессе взаимодействия всех уровней. Это взаимодействие приводит к синтезирующему искусству и определению общих принципов организации данной системы искусств. Несмотря на стихийность такого процесса, делались попытки практически организовать искусство вокруг церкви. Так, в XIII веке Иоанн Дамаскин реформировал систему византийского литургического пения, создав осмогласие, на основе которой было создано церковное пение10.
Служба в русской православной Троице-Сергиевой Лавре
Религиозным искусством становится театрализованное действо, органически связанное с образной, метафорической природой слова. Например, в православной молитве, церковной службе, в обрядах и церковном пении определяющим элементом является слово. Это значение слова подчёркивают христианские богословы. Слово Божие занимает господствующее положение, а музыка является «только служительницей его – средством к усилению выразительности, к обострению действия слова»11. В православной церкви во время песнопения не используются никакие музыкальные инструменты. Музыкальным инструментом является человеческий голос, поскольку «в пении церковном главная задача совсем не красота…, а глубина, сила, важность и притом не мелодий самих по себе, а в связи с текстом, со словами»12.
Вербное воскресенье в православном соборе Живоначальной Троицы Данилова монастыря
В католической церковной службе музыка более значимая, чем слово. Она не просто может сопровождать молитву, службу, обряды, а также играть доминирующую роль во время службы.
Вместе с тем, слово Божие и здесь имеет большое не только религиозное, но эстетическое и художественное значение
Тексты всех священных книг религий, богаты содержательной образностью. Таковыми, например, являются суры Корана. Тексты Вед и Библии, которые поражают воображение, просятся на язык поэтического, театрального и музыкального образа. В этих текстах черпается вдохновение для создания произведений светского искусства и литературы.
Слово, музыка, театрализованное представление дополняется церковной архитектурой, не менее эмоционально воздействующей, чем само драматическое действие. Церковная архитектура постепенно становилась необходимым эстетическим фоном, связующим воедино всю систему художественного воздействия. «Строгие и скромные храмы византийской базилики, трогательные и интимные церковки Ростово-Суздальской земли, суровые и величественные соборы Новгорода и Пскова, пышные и торжественные церкви московского пятиглавия, стремительно взлетающие вверх готические храмы европейского средневековья, ритмы крыльев буддийской пагоды и плывущие силуэты мусульманской мечети – всё это органично вплеталось в сложную систему искусств мировых религий»13.
В каждой мировой религии и её системе искусств существует ведущее искусство, которое придаёт специфику религии, определяет принцип функционирования данной художественной системы, её реальную жизнь. Например, в буддизме и исламе ведущим является декоративно-прикладное искусство, в христианстве – изобразительное и пластическое искусство. Произведения того и другого искусства для верующих представляют собой предметы культового поклонения. Тем не менее, богословские тексты, библейское слово, музыка, архитектура, скульптура, фрески, мозаика, портреты христианской церкви, иконы Андрея Рублёва и других русских богомазов, скульптурные изображения Будды древнеиндийской художественной школы Матхура и прочее – являются произведениями искусства, отражая существенные стороны исторического конкретного бытия, культуры конкретного народа в совокупности и во всей многогранности.
Вопросы и задания для повторения:
-
Изложите проблему соотношения религии и культуры в историографии.
-
Охарактеризуйте функции религии в обществе.
-
Расскажите об образном отношении к миру через религиозное искусство.
-
В чём значение музыки и слова в богослужении мировых религий?
-
Какие Вы знаете предметы культового поклонения, относящиеся к произведениям искусства?
Глава II. Традиции и обрядность автохтонных религий Африки, Америки, Океании, Австралии
Самобытность и оригинальность древних африканских народов. Идеалы религиозной культуры майя. Особенности религиозной культуры ацтеков. Культурная самобытность островов Океании. Система мифов и образ жизни австралийских племён.
На ранних этапах родового строя основным объектом религиозного поклонения была природа, наделявшаяся разными свойствами в зависимости от географической среды и хозяйственной специализации рода и племени. Так, племена, которые занимались собирательством и примитивным земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена – диким животным. В древних религиозных верованиях отразились также социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом сопровождалась заменой женских духов мужскими. Отправление культа также становится мужским занятием. В эпоху раннеродового строя религиозные верования отражали и реальное равенство соплеменников, поскольку духовные существа носили в основном безличный характер. Люди не знали иерархии духов. В культовой деятельности преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участвовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов ещё не были жёстко отделены от массы верующих. В процессе углубления социальной дифференциации внутри племён происходила сакрализация вождей и усиление их роли в жизни племени. Они становились объектом религиозного почитания при жизни и после их смерти.
§ 1. Самобытность и оригинальность древних африканских религий
Мир традиционных африканских религий весьма разнообразен. Почти каждое африканское племя имело свою самобытную и оригинальную систему верований. Но в этом многообразии есть нечто единое, объединяющее все верования и позволяющее увидеть универсальные типические черты духовной культуры Африки доколонизаторской эпохи.
Одной из характерных черт африканских верований является их консерватизм, позволяющий сохранять в традиционных верованиях религиозные древнейшие пласты первобытного общества – тотемизм, анимизм, фетишизм и культ предков, жертвоприношения и инициации. В традиционных верованиях сохранились самые архаические мифологические мотивы, наиболее древние формы мышления, социальной жизни и практической деятельности. В качестве религиозной модели, представляющей наиболее ранние стадии человеческой цивилизации, могут быть племена коренных африканцев – бушменов. В их мифах, как и у других древних народов Африки, присутствуют мотивы, характерные для любой мифологии – космогония и теогония, возникновение человека и появление в мире смерти, работа бога-демиурга и пантеон подчинённых ему богов, культурные герои и трикстеры. Существуют также мифы, которые объясняют устройство мироздания, космические и атмосферные явления. Эти мифы существуют параллельно и по-разному объясняют одно и то же явление. Например, по одному мифу бушмены верят, что солнце когда-то было человеком, у которого светились подмышки. Если он поднимал руку, земля озарялась солнечным светом, ложился спать – всё погружалось во тьму. Тогда люди забросили его на небо. В соответствии с другим мифом бушмены верили, что когда-то жил человек огонь, у которого светилась голова. Он приносил удачу на охоте, но требовал себе лучший кусок мяса. Тогда люди убили его, каменными ножами отрезали ему голову, насадили её на палку и швырнули на небо. Так на небе появилось солнце, которое проходит путь с востока на запад в поисках своего тела на земле, но не может никак его найти. Луна – представляет собой сандалию человека «древнего народа»14 Миф об этом гласит следующее: «Однажды его дочь положила мокрые сандалии слишком близко к огню, от одной остался лишь пепел, а другая сгорела наполовину. Рассердившись, отец кинул вверх полусгоревшую сандалию, которая стала луной. Брошенный девушкой вверх пепел другой сандалии превратился в звёзды и млечный путь. Солнце преследует своего соперника – луну, отрезая у неё куски мяса; когда луне удаётся вырваться, она понемногу опять обрастает мясом»15.
Появление всех остальных небесных светил, а также летающих насекомых древний миф бушменов также образно объясняет следующим образом. Считается, что млечный путь, красные и белые звёзды на небе появились в результате того, что девушка, рассердившись на мать за то, что та дала ей мало зрелых и молодых кореньев, превратила их в древесную золу и подбросила в небо. Вместе с золой она забросила в небо и кожуру корня куисси, от которой возникла саранча16.
Нередко прародитель демиург носит зооморфные черты, что указывает на изначальную тотемическую природу этого образа и свидетельствует о его архаичности. Так, в мифологии бушменов верховный бог выступает в образе кузнечика-богомола по имени Цагн, который создал солнце, луну, ночь, звёзды, горы, животных, птиц. Кроме того, по одному из мифов бушмены в древности были антилопами, и Цагн превратил их в людей, научил их удачно охотиться, делать капканы, оружие, петь песни, осуществлять ритуальный «танец крови», установил существующие табу, открыл людям названия местностей и пр. У бушменов сохранились ритуальные танцы, в которых девушки изображают черепах или антилоп. Любопытно, что прародитель бушменов Цагн, как в древнейших африканских мифологиях, выступает одновременно и демиургом17, и трикстером, и культурным героем.
Кроме преклонения перед Цагном, у бушменов существует культ предков. Составляющими этого культа является поклонение духам и останкам умерших родственников. Причём существует представление о том, что человек имеет множество душ и он бессмертен. Бушмены верят, что после захоронения трупа плоть снова оживает, из него возникает двойник умершего (гауа), который мало отличается от живого человека, потому что он также охотится за пищей, а утомившись, опять возвращается в могилу.
У африканских народов достаточно активно развит фетишизм как особая форма первобытных религиозных верований, определивших неповторимое яркое искусство Африки. Только здесь можно встретить знаменитые ритуальные маски и барабаны, а также множество других высоко художественных предметов. Среди этих предметов особую ценность имеют пластические и графические изображения африканских культов. К ним относятся скульптурные портреты из камня и обожжённой глины, терракотовые статуэтки примерно V века до н.э.
Европейцами в 40-х годах XX века в Нигерии обнаружены скульптуры и барельефы, изображающие правителей, вождей, жрецов, амулеты, талисманы и прочие предметы высокого искусства, роль которых трудно переоценить в традиционных африканских религиях.
§ 2. Идеалы религиозной культуры майя
Америку до испанского завоевания в XVI веке заселяли племена разных языковых групп и верований, а именно ацтеки, тольтеки, сапотеки, миштеки, тараски, майя. В их самобытной цивилизации сложились раннеклассовые государства. В соответствии с идеалами урбанистической культуры они строили монументальные и величественные храмы и храмовые комплексы. Наиболее цивилизованными из этих народов были майя, появившиеся в Мезоамерике примерно в III – II тысячелетиях до н. э., и ацтеки, империя которых возникла в Мезоамерике в начале XIV века. Эти народы имели письменность, сложный и точный календарь, достижение высокого уровня различных знаний, искусство, богатую и сложную религиозную культуру.
Расцвет цивилизации майя приходится на II – X века н.э. Она охватывала своим влиянием полуостров Юкатан, территории современной Гватемалы, Белиз, части Гандураса, Сальвадора и некоторые штаты Мексики. Существовало несколько племён майя, но особенно отличалось в культурном отношении племя майя-киче. Это племя создало священную «Книгу народа» (Пополь-Вух) объёмом в 8500 страниц. В ней повествуется о творении мира и человека, об устройстве космоса, о подземном царстве мёртвых.
Вселенная по представлениям майя состоит из наземного мира людей, из 13-ти небес и 9-ти подземных миров. Сквозь все небеса по центру вселенной стоит мировое дерево, а по сторонам света – четыре других дерева. С каждой стороной света был связан конкретный цвет и персональный бог дождя (чак), ветра (павахтун), носитель и держатель неба (бакаб). Так, на востоке находились красные чак, павахтун и бакаб, на западе чёрные, на севере белые, на юге жёлтые. Пантеон богов состоял из нескольких групп богов. Каждая группа богов представляла либо конкретную стихию, либо отдельную сферу жизни людей, или природное явление.
Творцом мира и людей майя считали бога Унаба, или Хунаба Ку. В священной «Книге народа» говорится, что Унаба из теста кукурузной муки создал первые четыре человека, от которых пошло человечество. Это были Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам. Майя редко обращались к этому богу, считая его недоступным для людей. Для них верховным богом являлся его сын - владыка небес Ицамна, который был богом Дня и Ночи, первым жрецом, придумавшим иероглифы. Его изображение у майя разное. В кодексах он изображён глубоким стариком без зубов и с впалыми щеками, с орлиным носом, а в некоторых сюжетах с бородой. Кроме этого можно встретить его изображение в виде небесного дракона (ягуара). Позже он становится богом вулканов, подземного огня. А позднее у него появилось множество ипостасей, каждая из которых имела свою специализацию. Так, Ицамна-Кавиль связан с урожаем, Ицамна-Кинич-Ачав – с солнцем, Ицамна-Каб – с землёй и прочее. Существовал специальный бог Кукурузы, имя которому по представлениям некоторых исследователей было Йум Ках или Каш с сильно деформированной головой и постоянной заботой о хорошем урожае. Популярным у майя был и бог смерти Ах Пуч или А Пуч, который изображается в кодексах как череп с обнажёнными рёбрами и позвоночником. Почиталась у майя покровительница всех самоубийц богиня Иштаб.
По представлениям майя мир создавался четыре раза и три из них разрушался всемирным потопом. «Вначале был пир карликов, построивших большие города. Они делали это в темноте, поскольку ещё не было создано солнце. Когда впервые солнце взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом»18. Второй мир был населён преступниками и смыт вторым потопом, третий мир майя смыт третьим потопом. Четвёртый мир населён смешанными людьми полуострова Юкатан. Он тоже будет смыт четвёртым потопом.