ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2021
Просмотров: 533
Скачиваний: 1
-
Расскажите о характерных чертах африканских верований и их мифологических мотивах по устройству мироздания, о космических и атмосферных явлениях.
-
Кто из древних народов Америки создал священную «Книгу народа» и о чём в ней повествуется? Ипостаси и специализация бога Ицамна. Ритуальные игры и представления о подземном мире людей майя.
-
Какие особенности цивилизации и религиозной культуры ацтеков?
-
Назовите наиболее характерные верования коренных жителей островов Океании.
-
Расскажите об особенностях религиозной культуры Австралии.
Глава III. Традиции и обрядность духовной культуры Древнего Египта, Месопотамии и античного мира
Божественное представление египтян о земной жизни. Культы, обряды и праздники Месопотамии. Духовная культура Древней Греции. Духовная культура Древнего Рима.
§ 1. Божественное представление египтян о земной жизни
Сложное напластование верований разных времён и в разных местах представляла собой религия Древнего Египта. Древние египтяне имели множество верховных богов, которые носили не просто разные имена, а некоторые из них в разное время суток назывались по-разному. Например, главный бог Солнца в Египте во время восхода назывался Хепри или Хепрер, в зените – Ра, во время заката – Атум. Боги египтян являлись олицетворением природы и общественного порядка. Важным богом был Птах – бог воды, земли, мирового разума и создателем всего сущего. Считалось, что он вынашивал идею о сотворении мира в своём сердце, а затем с помощью языка, то есть словом дал ей жизнь. Птах в Египте являлся покровителем искусств и ремёсел, изображался в облике человека.
Существовал в Египте и другой миф о боге Нун, который представлял собой первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, превратившийся в Ра. «Из Атума-Ра возникла первая пара богов – бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб – бог земли и Нут – богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду26. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди»27. Осирис воплощал умирающую и воскресающую природу, был богом добра. Сестрой и женой Осириса была богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания Исида (Изида). Она олицетворяла супружескую верность и материнство, и изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Их сын бог Солнца Гор почитался в облике Сокола, побеждающего силы мрака. В одном из почитаемых египтянами мифов сказано, что Осириса убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор в поединке с ним победил Сета и воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глас. Но воскресший Осирис больше не вернулся на землю и стал царём мертвых. Царём живых стал Гор.
Солнечный храм фараона Ниусерра (реконструкция)
Египтяне во всём на земле видели божественное начало, поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам – скарабеям и прочее, считая их своими богами. Религиозные обряды были у них пышными. Например, таким обрядом являлся обряд чёрного быка Аписа, который считался символом плодородия и слугой бога Птаха. Он находился в священном специальном хлеву при храме. За ним ухаживал специальный жрец. При нём был горем коров. Умершего быка бальзамировали и при огромном стечении народа с соблюдением сложного ритуала хоронили. Затем на смену ему подбирали такого же чёрного быка с такими же тридцатью признаками, а именно с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука скарабея и прочее.
Статуэтка богини из гробницы Тутанхамона Бог мудрости и письменности Тот
с головой ибиса.
Богиня Исида с сыном Хором. Ипи, начальник дворца, перед богом
Бронзовая статуэтка конца мёртвых Анубисом с головой шакала.
Нового царства Новое царство.
Из растений египтяне наиболее почитали лотос. Они считали, что из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Среди неорганической природы больше всего почитались заострённые камни, по аналогии с которыми стали строиться обелиски.
Многобожие египтян не способствовало укреплению централизованного государства. Один из фараонов XIV века до н.э. Аменхотеп IV попытался упразднить всех богов, оставив только бога Солнца Атона. Для этого он сделал столицей государства город Ахетанон (нынешнее городище Эль-Амара), сам принял имя Эхнатон (угодный богу Атону), отменил культы других богов, закрыл их храмы, конфисковал храмовое имущество. Но сопротивление могущественного старого жречества и знати было настолько велико, что после Эхнатона, его преемники не сумели сохранить его реформы. Культы старых богов были восстановлены.
Главная доктрина египетской религии – бессмертие души. На основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конец жизни. Умерший непременно должен воскреснуть и продолжить прекрасную жизнь. Согласно их вероучению, человек состоит из тела – Сах, его тени – Шунт, его имени – Рен, его привидения – Ах, проявления сущности – Ба и души человека – Ка, которая является его бессмертным двойником. Со смертью погибает материальная основа человека. Его душа живёт вечно, и если созданы необходимые условия, одно из которых сохранение тела умершего, то душа непременно соединиться со своим телом и умерший воскреснет. Для сохранения тела в Египте возникло искусство изготовления мумий.
Сведения о пути на тот свет, насыщенном препятствиями, подробно описаны в нескольких книгах, где даются советы, как их преодолеть: «Книга мёртвых», «Книга о вратах», «Книга о подземных пещерах», «Книга о том, что есть в другом мире». В них рассказывается также о том, как проходит суд над умершими перед троном Осириса. На одну чашу весов клали сердце усопшего, на другую страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из сорока богов, окружавших Осириса, задавал вопрос умершему, а весы контролировали правильность его ответа. Ответ должен быть всегда отрицательным: «Я не причинил людям зла», «Я не мучил животных», «Я не богохульствовал», «Я не совершал насилия над бедными», «Я никого не убивал», «Я ни к кому не посылал убийц», «Я чист». Взвесив все «за» и «против» Осирис выносил приговор. При неблагоприятном решении умерший попадал в утробу чудовища с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила по имени Амелит – Пожирательницы. После этой второй смерти человек умирал окончательно. В случае положительного решения умерший попадал в царство Осириса, которое не являлось раем и было заселено страшными львами, змеями, скорпионами и крокодилами. Кроме того, там нужно было работать. Если умерший при жизни имел рабов и слуг. Они могли работать за него. Их олицетворяли статуэтки у него в могиле. Заупокойный культ был настолько силён у египтян, что вся их жизнь была посвящена приготовлениям к долгой, безопасной и счастливой жизни после смерти через заботу о погребальной утвари, жертвоприношения, через строительство гробниц, пирамид и обелисков.
Религия египтян отразилась на всей их культуре. Наиболее древние египетские тексты, дошедшие до нас, представляли собой молитвы богам и хозяйственные записи. Занимаясь посевами и жатвой зерна, они создали точный календарь, построенный на наблюдении за небесными светилами. По этому календарю весь год состоял из 365 дней и делился на три сезона, каждый из которых состоял из четырёх месяцев. Древние египтяне примерно тогда же, а именно во II тысячелетии до н.э., первыми в истории человечества изобрели часы – водяные, а также маленькие карманные и солнечные нашейные часики. Обычай мумификации трупов дал толчок развитию медицинской науки в Египте. Было сформулировано учение о кровообращении и сердце как его главном органе, установлена связь между повреждением мозга и расстройством функций частей тела и прочее. Искусство также развивалось на основе египетской религии. Ставился высокий, сужающийся кверху, обелиск в честь бога Ра, верхушка которого покрывалась медью, а сами обелиски – иероглифами. Перед заупокойными храмами возвышались сфинксы, олицетворявшие мудрость, загадочность и силу правителя. Сфинкс представлял собой существо с головой египетского фараона и телом льва. Шедеврами египетского искусства также были статуи фараонов, образцы декоративно-прикладного искусства. Музыка в Древнем Египте называлась «хи» – удовольствие, наслаждение. Ей приписывалась магическая сила. Поэтому для звучания музыки подбирались инструменты не по тембру, а по их мистическим свойствам.
Иначе говоря, египетская культура отразила желание древних египтян воспеть их жажду бессмертия и собственное осознание силы. Второе желание воплотилось в монументальном искусстве.
§ 2. Культы, обряды и праздники Месопотамии
Многообразие богов Месопотамии объясняет обилие культов, обрядов, праздников. Раннешумерские божества IV – III тысячелетия до н.э. выступали, прежде всего, как податели жизненных благ и изобилия. За эти качества их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. По значимости раннешумерских богов можно объединить в три группы. Большую часть группы составляли местные божки, власть которых не выходила за пределы очень небольшой территории. Вторую группу составили боги - покровители крупных городов. Наконец, были боги, которым поклонялись все шумерские города. Самыми могущественными из всех богов были: Ан – бог неба и отец других богов; Энлиль – бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба, изобрёл мотыгу, подарил её людям и почитался как покровитель земли и плодородия; Энки – бог океана и пресных подземных вод. Эти и другие могущественные боги пренебрежительно относились к людям. Поэтому, чтобы смягчить их, обратить их внимание на нужды людей, им посвящались пышные и красивые праздники. История богов Месопотамии стала основой шумеро-аккадской литературы. Она представлена гимнами богам, молитвами, обращёнными к ним, религиозными мифами и легендами.
Наследницей Шумеро-Аккадской цивилизации и культуры стала Вавилония с главным городом Вавилон28. Цари этой страны во II тысячелетии до н.э. сумели объединить области Шумера и Аккада и создать большое Вавилонское царство, расцвет которого пришёлся на время правления шестого царя первой Вавилонской династии Хаммурапи.
С укреплением централизованной власти многие боги постепенно стали упраздняться. Из всех прежних городских богов стал выдвигаться Мардука, который повсеместно почитался как царь богов. В честь этого бога весной совершался праздник нового года, который назывался Хагмук. Праздник посвящался победе Мардука и воцарению его над богами, сотворению им мира и людей и основанию небесного Вавилона. Новый вавилонский год сопровождался драматическими мистериями, которые совершались под чтение «Поэмы семи таблиц» и изображали главнейшие события этой поэмы. На этом празднике в храме, названном «палатой судеб», перед статуями великих богов, то есть как будто на их собрании, жрецы совершали гадания о предстоящем годе. С результатами этих гаданий царь должен был сообразовывать свою внешнюю и внутреннюю деятельность. Праздники заканчивались обрядами, заимствованными из культа шумеро-аккадского бога воды и растительности, ежегодно умиравшего и воскресавшего Таммуза, а также культа его супруги богини плодородия и плотской любви, природы жизни и рождения, изображаемой в виде женщины – дерева, Иштар. Один обряд посвящался смерти и воскресению Бэла-Мардука, при котором читался текст об обстоятельствах смерти и воскресения Бэла. Он напоминает библейскую историю смерти и воскресения Иисуса Христа. Другой обряд изображал брачное сочетание Мардука и его супруги Царпаниту. Этот обряд имел магическое значение обеспечения плодородия.
Вавилоняне верили также в бесчисленных добрых и злых духов и посвящали им свои обряды. Особое место в религиозной культуре вавилонян занимали культы духов рек и каналов. Существовало представление о духах хранителях дома. Им у входа в жилище ставили их изображения. Вавилоняне поклонялись духам умерших, и в определённые сроки осуществляли им жертвоприношения.
Особое внимание к звёздам и планетам вавилонян способствовало быстрому развитию астрономии и математики. Именно они создали шестидесятеричную систему, сохранившуюся до сих пор в исчислении времени – минутах, секундах. Вавилонские астрономы опередили египтян в астрономических наблюдениях, впервые в истории человечества высчитав законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений.
Вавилоняне подчинялись жрецам и царям, но их послушание не было абсолютным. Оно сочеталось с волей одержать победу в борьбе с враждебным окружением. Сознание опасности в окружающем человека мире, сочеталось с желанием насладиться жизнью. Поэтому страхи, суеверие, мистика и колдовство сочетались с трезвой мыслью, точным расчётом и прагматизмом. В вавилонском искусстве почти нет изображения погребальных сцен. В целом религия, искусство и идеология Вавилона были более реалистичны, чем культура Древнего Египта того же периода. Вавилонские жрецы изобрели учение о том, что люди созданы из глины, чтобы служить богам, что человек после смерти любого социального статуса уходит в «страну без возврата» и никогда не будет воскрешён. При этом в Месопотамии верили, что между мёртвыми и живыми существует определённая связь, что мёртвые живым могут давать советы и предостерегать от беды. С целью быть ближе к мёртвым живые хоронили покойников не на кладбищах, а под полом дома или во внутреннем дворике. Такое представление о связи живых и мёртвых укрепляла веру в личного бога человека – илу, который передавался из тела отца в тело сына в момент зачатия.
Религиозные верования обитателей Двуречья отразились в их монументальном искусстве. Особенно важную роль играли, посвящённые богам, храмы, которые функционировали в Месопотамии как культурные и хозяйственные центры городов. Храмы должны были демонстрировать могущество бога. Их классическая форма представляла собой высокую ступенчатую башню – зиккурат, которая опоясывалась выступающими террасами, устремлёнными ввысь и постепенно уменьшающимися в объёме. Самой известной башней является храм бога Мардука в Вавилоне, о котором говорится в Библии29. В главном внутреннем зале храма стояла статуя бога, изготовленная из ценных пород дерева, покрытого пластинками золота и слоновой кости, увенчанная короной. Доступ к статуе был только у жрецов. Остальные жители города могли видеть эту статую только в праздники, когда её проносили по улицам города, чтобы бог благословил город и округу. Святилище бога находилось в верхней башне зиккурата, увенчанной золотом. Там Бог находился по ночам. Для его отдыха в башне было ложе и золочёный стол. Здесь же жрецы вели астрономические наблюдения.
Архитектура Месопотамии, из-за отсутствия камня, была кирпичной, недолговечной, но тяжеловесной, с простыми прямоугольными формами и массивными стенами с куполами, арками и сводчатыми потолками. Архитектура Вавилонии стала прообразом архитектуры Средневековой Европы.
§ 3. Духовная культура Древней Греции
История Древней Греции, связанная с миграцией индоевропейских племён, говоривших на греческом языке (эллинов), восходит к IV тысячелетию до н. э. На островах Эгейского моря, Балканском полуострове и западном побережье Малой Азии расселялись племена ахейцев, ионийцев, дорийцев, эолийцев. В III – II тысячелетии до н. э. здесь сложилась крито-микенская цивилизация. В связи с вторжением с севера дорийских племён эта культура в конце II тысячелетия до н. э. погибла, и наступил тёмный период греческой истории. Затем наступил гомеровский век (XII – X вв. до н. э.), сменившийся эпохой великой колонизации. Эта эпоха характерна усилением связи греков с народами Ближнего Востока, а именно египтянами, вавилонянами и прочее. VI – IV вв. до н. э. – это период классической Греции с целой системой полисов-государств, расцвета религии, философии и искусства.
Завоевание в середине IV в. до н.э. Александром Македонским Греции привело к потере её политической самостоятельности, которая не была восстановлена и после смерти Александра. Однако, страны, последовательно завоёвывавшие Грецию, вплоть до включения её в состав Римского государства, сами находились под влиянием греческой, эллинской культуры, в связи, с чем эта эпоха получила название эллинской.
Все сменяющие друг друга эпохи, естественно, оказывали своё влияние на религиозные верования древних греков. Но вместе с тем в Греции чётко прослеживаются общие для всех древних цивилизаций закономерности эволюции религиозных представлений. Так, на смену архаическим верованиям, связанным с фетишизмом, тотемизмом, магией и почитанием духов предков, приходит вера в богов. Боги имеют антропоморфный образ и олицетворяют стихии природы.