Файл: Глава XI. Социально-защитные технологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2021

Просмотров: 590

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Многие из отечественных технологий социальной работы основываются на социологических концепциях природы отклонений в поведении, согласно которым большинство отклонений – не столько индивидуальная патология, сколько факт социального взаимодействия индивидов, способствующий негативной социализации.

Необходимость сочетания в борьбе с социальными отклонениями как медицинского воздействия, так и социально-профилак-тических мероприятий вплоть до применения санкций, не исключающих и принудительное лечение в пределах действующего законодательства, требует комплексной разработки системы профилактической деятельности органов социальной защиты населения.


Вопросы для самоконтроля


  1. Сущность и формы проявления девиантного поведения.

  2. Классификация отклоняющегося поведения человека.

  3. Профилактика девиантного поведения и его социальная значимость.

  4. Основные подходы к профилактике отклоняющегося поведения среди населения.


Литература


  1. Беличева С.А., Фокин В.М. Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М., 1989.

  2. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

  3. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. М., 1990.

  4. Дети улицы: растущая трагедия городов / Пер. с англ. М., 1990.

  5. Михайловская И.Б., Вершинина Г.В. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М., 1990.

  6. Русинов Г.Б. Мотивация насильственных преступлений несовершеннолетних. Казань, 1991.

  7. Социальная профилактика правонарушения: советы, рекомендации. М., 1990.



11.8. Социальное прогнозирование и методика его внедрения


Социальное прогнозирование является важнейшим элементом механизма познания социальной действительности. Основная цель прогнозирования как метода научного исследования – предусмотреть возможные варианты развития тех или иных процессов и явлений, обозначенных в качестве предмета анализа. Типовая методика социального прогнозирования включает в себя определение объекта и предмета исследования,
диагностику влияния на развитие объекта непосредственных событий, решений, документов и др.; создание исходной модели и ее проекции в будущее с учетом наблюдаемых тенденций; оценку степени достоверности и корректировку исходной модели путем системы экспертного опроса, выработку рекомендаций для выбора оптимальных решений на основе сопоставительного анализа моделируемых объектов.

В социальном прогнозировании используется преимущественно три группы методов:

  • экспертные методы;

  • методы эстраполяции;

  • моделирование.

При экспертной оценке состояния отдельной сферы общества (духовной, социальной, политической), составляющего ее элемента (образование, медицина, культура) или ее компонентов (студенческая экономика, социальная защита пенсионеров, инвалидов) учитывается ряд обязательных положений и методических требований:


  • оценка исходной ситуации (факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние отрасли, структуры, службы);

  • анализ деятельности данных организаций.

В каждом отдельном случае для проведения экспертной оценки определяется круг экспертов, выявляются проблемы, намечается план и время действий, разрабатываются критерии экспертных оценок и др. Для получения надежного и достоверного прогноза очень важно, чтобы экспертная группа была представлена специалистами различных научных школ и ведомств.

В социальном прогнозировании широкое распространение получают методы экстраполяции. Их сущность сводится к тому, что определенная длительная тенденция распространяется, переносится на будущее. Например, результаты анализа состояния образования в одном регионе могут накладываться, переноситься и на другие области. Методы экстраполяции основаны на исследовании динамики прогнозируемого объекта в историческом плане. При этом используются методы исторической аналогии, эвристические методы и др.

Моделирование – многоплановый метод исследования, сфера применения которого по существу не ограничена. Технология моделирования дает возможность проанализировать, например, ряд факторов, обеспечивающих разные уровни жизни (прожиточный минимум, достаточный, социально необходимый, и социально комфортный). Каждый из уровней жизни содержит в себе целый ряд показателей. Методом моделирования рассчитываются возможности их осуществления (экономические, организационные, духовные и т.д.), определяются предполагаемые сроки реализации и др. Необходимо учитывать, что моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами.

В качестве проблемных моделей могут быть использованы уровень жизни пенсионеров в ближайшие 5-10 лет, оценка состояния вузовского образования и его тенденции; статус женщины и ее положения в семье в условиях социальных реформ; моделирование системы переквалификации мигрантов; профессиональной и нравственной модели социального работника и др. К наиболее распространенным методам моделирования в социальной работе можно отнести разработку, анализ и исследование проблемной ситуации, инновационных, эвристических и специальных математических моделей и др. Технология социального прогнозирования является важным инструментом усиления научного потенциала и результативности социальной работы.


Вопросы для самоконтроля


  1. Какие задачи решает социальное прогнозирование?

  2. Дать характеристику основным этапам типовой методики прогнозирования.

  3. Какие методы используются в социальном прогнозировании?


Список рекомендованной литературы


  1. Антонюк Т.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. М., 1986.

  2. Бестужев-Лада И.В., Наместников Г.А. Технология прогнозных разработок социальных процессов. М., 1990.




11.9. Основные модели технологии социальной поддержки за рубежом


Системы государственной социальной поддержки в каждой стране складывались с учетом исторических условий, и, несмотря на схожесть и однотипность решаемых задач, имеют различия в подходах, методах и организационном оформлении.

Государственная система социального обеспечения в США базируется на двух основных формах: социальном страховании и государственном вспомоществовании, которые различаются между собой по источникам финансирования. С 1935 года законом о социальном страховании установлено два вида социального страхования – пенсии по старости и пособия по безработице. Все виды социального страхования (закон 1935 года и поправки к нему принято объединять под названием «Общая федеральная программа»). На уровне штатов США существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Уровень компенсации определяется в процентном отношении к зарплате и составляет до 2/3 ее размеров.

Программа обеспечения гарантированного дохода охватывает престарелых инвалидов и слепых. Федеральное правительство выплачивает денежные пособия в размере 60% дохода, соответствующего «черте бедности». Около половины получателей по этой программе, прежде всего пожилые люди, имеют и пенсии по старости. Программа помощи семьям с детьми предусматривает оказание помощи многодетным с низкими доходами, где глава семьи – вдова, разведенная или мать-одиночка. В ряде штатов пособие предоставляется семьям, где главой семьи является безработный. В рамках продовольственной программы наибольшее распространение получила система реализации продуктовых талонов, которые предоставляются нуждающимся бесплатно или по сниженным ценам, школьных завтраков, обеспечения детским питанием матерей с детьми до года и др. Жилищные субсидии в среднем около 2 тысяч долларов в год получают семьи с низкими доходами.

В США существуют две формы частного страхования – коллективная по месту работы и индивидуальная. Ведущая форма – коллективная. Важное значение имеют частные пенсии. В начале 80-х годов 94% вкладов в пенсионные фонды США вносили предприниматели. Частные пенсии назначаются в случае, если служащий имеет 10 лет непрерывного стажа в одной фирме. Характерной особенностью действующей системы социальной защищенности населения в США в отличие от большинства европейских моделей является ее децентрализация.

Представляет интерес модель социальной защиты Финляндии. С 1984 года в стране действует закон об организации обслуживания и оказания услуг социального характера. В сферу социальной защиты входят здравоохранение, пенсионное обеспечение, уход за престарелыми, детское дошкольное воспитание, помощь многодетным семьям и матерям-одиночкам, инвалидам, безработным; медицинское страхование (по болезни, в связи с несчастным случаем) и т.п. Главная роль в социальной политике страны отводится муниципальным властям, коммунам, которые привлекают к разработке местных генеральных планов, проектированию и организации услуг (медицинских торговых, транспортных и т.д.) общественные движения. Большую помощь оказывает государство, доля которого в расходах на социальные субсидии составляет от 30 до 63%. Для Финляндии так же, как и для США, характерна децентрализация социальной политики (от государства к регионам и коммунам; от них – к микрорайонам и общинам; на третьем этапе – коллективам граждан и даже отдельным лицам).


В Швеции модель социального обслуживания появилась уже в конце XIX века. Во многих городах страны были организованы высшие школы по подготовке специалистов (социономов). Первая школа профессиональных социальных работников была открыта в Стокгольме в 1921 году. Деятельность социальных служб Швеции строится в соответствии с действующим законодательством. Интерес представляют дополнения к законодательным актам – «Об обязательном обслуживании молодежи», «Обязательной помощи алкоголикам и наркоманам» и др. Швеция располагает успешно работающей системой борьбы с наркоманией, которая начала функционировать еще в 60-е годы ХХ века. На государственном уровне наиболее известной организацией является Центральный Союз по антиалкогольному и антинаркологическому просвещению. Основная работа ведется на уровне губерний и коммун. Например, в коммунах города Питсбурга к данной деятельности привлечены учреждения социальной службы, здравоохранения, народного образования, полиции, исправительные колонии, общественные объединения и частные лица, научные институты. Помощь наркоманам осуществляется непосредственно в межрайонных группах (8-10 человек – психолог, медсестра, учитель, социальный работник и др.) под непосредственным контролем Социальной комиссии коммунального управления. Большую работу с данной категорией молодежи ведут наркопатрули. В коммуне города Гетеборга была создана первая наркологическая поликлиника на базе Сальгренской больницы. В школах, гимназиях, вузах большую разъяснительную работу ведут эксперты-наркологи, привлекая к занятиям и родителей.

В США для детей категории «группы риска» существуют три типа программ, построенных на участии несовершеннолетних в определенных акциях и мероприятиях.

Базовые программы полиции ориентированы на включение подростков в атлетические полицейские клубы, различные сообщества «наставник – правонарушитель» и др.

Базовые программы судов по делам несовершеннолетних ставят своей целью реабилитацию юных правонарушителей. Существует четыре типа воспитательных заведений для несовершеннолетних в зависимости от степени лишения свободы («малая», «средняя» и «полная безопасность»). К таким учреждениям относятся школы по перевоспитанию, молодежные лагеря и ранчо, детские дома и закрытые приюты, центры круглосуточного надзора. На период условного осуждения подросткам всегда определяется наставник (социальный работник), который обязан следить за выполнением обязательств осужденным и помогать ему в решении всех проблем.

Базовые программы школ рассчитаны на нормальных детей и «на трудных» подростков (специальные школы), которым уделяется особое внимание и помощь, чтобы избежать изоляции в школе. Мероприятия, направленные на профилактику преступности несовершеннолетних, рассчитаны при этом на всех школьников. В Великобритании Клиффордом Бирсом в 1982 году был образован Национальный Комитет психической гигиены. «Программа предотвращения преступности среди несовершеннолетних» комитета помогла создать «клиники ухода за детьми» по всему миру, стала движущей силой для внедрения идей психической гигиены в школы, что сыграло как положительную, так и отрицательную роль.


Проблема малолетнего материнства обсуждалась в свете стратегии достижения полноценного здоровья в Женеве в 1987 году. Социальная работа с юными матерями в разных странах имеет свои традиционные формы. Интересен опыт оказания помощи матерям-подросткам (12-14 лет) на Ямайке. Решением Центра по делам женщин беременным девушкам была дана возможность продолжать свое образование в школе. Большое значение придается вопросам практического обучения навыкам жизни в семье не только юной матери, но и отца, его ответственности за семейное положение в обществе.

В Англии Ассоциация планирования семьи ввела в действие экспериментальную программу «Виноградная лоза» с целью снижения уровня рождаемости внебрачных детей у молодежи.

В развитых странах со сложившейся рыночной экономикой создана разветвленная система социальной защиты, которая охватывает все категории населения. Важно отметить, что социальные услуги направлены на создание максимально благоприятных условий для нормального функционирования жизнедеятельности человека.



Вопросы для самоконтроля


  1. Дать характеристику системе социальной поддержки за рубежом.

  2. Особенности государственной системы социального обеспечения в США.

  3. Шведская модель социального обслуживания и профилактики девиантного поведения.

  4. Охарактеризовать базовые программы для детей «группы риска» за рубежом.

Список рекомендуемой литературы


  1. Доронкина Е.Г. Организация рекреационной деятельности в США: Учеб. пособие. Тамбов, 1990.

  2. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы / Пер. с англ. М., 1993.

  3. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 1982.

  4. Социальная работа в Германии и Австрии // Соц. работа, 1992. №4.

  5. Фурсов А.И. Краткий курс истории социальной работы за рубежом и в России: Учеб. пособие. М., 1992.



11.10. Основные положения нормативно-правовых документов по проблемам
слабозащищенных категорий подростков и молодежи


Положение человека в обществе и государстве, обеспечение свободы человеческой личности – один из коренных вопросов общественно-социального развития. Конституция РФ как Основной Закон государства и общества закрепляет основные характеристики гражданского общества в единстве экономических, социальных и политических отношений (глава 1). Конституция выступает как своего рода «закон законов». Жизнь человека – высшая социальная ценность, которая имеет абсолютное значение. В Конституции Российской Федерации (ст. 21, 22, 23) соблюдены права, обеспечивающие защиту человеческого достоинства, неприкосновенность личности его частной и семейной жизни.

Социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка, закреплены также в Конституции:

  • право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);

  • право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7.);

  • право на жилье (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоимущим гражданам (ч. 3 ст. 40);

  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч. 3 ст. 41).