Файл: Глава XI. Социально-защитные технологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2021

Просмотров: 591

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • лингвистические (речевые);

  • оптико-кинетические или невербальные (жесты, мимика, пантомимика);

  • паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность и др.);

  • экстралингвистические (паузы, смех, плач и др.);

  • пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения.

Качество и эффективность словесного воздействия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько социальный работник владеет психотехникой речи (системой индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой и др.).

В технологии общения нашли широкое применение методика самотестирования (тесты на определение коммуникативных и организаторских способностей, на определение уровня коммуникативных склонностей и др.), методы психодиагностики, разработана классификация функций человека как субъекта общения. Необходимо системное понимание сущности общения, его многофункциональности и деятельностной природы. Рассмотрение технологии общения осложняется различием трактовок самого понятия «общение» (А.С. Золотнякова, А.А. Бодалев, А.А. Леонтьев, В.Н. Панферов и др.). Социально-педагогический подход к анализу сущности общения опирается на его понимание как механизма влияния общества на личность. Психотехника общения развивается на стыке психологии личности и культурологии, социологии и этнологии, театральной педагогики и социально-педагогического тренинга и т.д.

Социальному работнику необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб.

Если исходить из положения о том, что среди профессиональных функций социальных работников важнейшими следует считать оказание психологической поддержки, выполнение посреднических функций путем взаимодействия с конкретными специалистами, то психологическая подготовка должна включать изучение как общих тенденций психологических проявлений, так и специальных (в зависимости от пола, возраста, профессии, социального статуса и т.д.).

Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник, во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; во-вторых, различать те случаи, когда за «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая, и направлять клиента к соответствующему специалисту; в-третьих, уметь оказать первичную социальную помощь нуждающимся в ней людям; в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологического общения с ними.

В практике социальной работы одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом. Часто социальный работник сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях.


Нередко в помощи социального работника нуждаются люди, которые не могут решить свои проблемы из-за физического состояния (престарелые, одинокие, больные, инвалиды). Кроме того, к социальной помощи прибегают люди, которые не умеют или не знают, как выбрать путь для решения своих проблем, найти силы для реализации своих намерений.

По мере развития человек испытывает ряд переживаний, которые разрушают единство личности, а сложность окружающего мира создает трудности в понимании. Многовариантность мира усиливает разъединение различных частей и препятствует их объединению в единую личность. Все это определяет вполне специфические стратегии и технологию социальной работы. Социальный работник, встречаясь с клиентом, должен учитывать такую характеристику коммуникативного процесса, как избирательность восприятий, на основе которой в процессе общения социального работника и клиента могут возникнуть «разночтения» в интерпретации получаемой и отправляемой информации. Этот фактор, отрицательно влияющий на установление партнерских отношений между социальным работником и клиентом, называется «эффектом смысловых ножниц».

Социальный работник должен учитывать, что такой эффект может возникать, в частности, при несоответствии содержательной структуры передаваемой информации и словесной формы ее передачи, а также при наличии речевых штампов, связанных с определенными социальными установками и стереотипами клиента, что мешает ему воспринимать адекватно информацию, полученную от социального работника.

В процессе работы важно проверять источники информации, которыми пользуется клиент. Среди таких источников могут быть ответы клиента на вопросы о каких-то определенных событиях в прошлом, суждения на основе имеющихся у клиента знаний, мнений, оценок; сведения, полученные на основе собственного опыта и т.д.

В процессе общения с клиентом социальный работник должен показать ему, что часто проблемы возникают вследствие неправильного восприятия и выбора информации. Оценка этой информации часто непонятна другим людям, поэтому обратная связь может восприниматься неадекватно. В данном случае возникает блокировка информации. Для социального работника в таком случае важно найти причины этой блокировки и устранить возникшие «поломки» оценки и обработки информации.

Содержание коммуникации реализуется через различные коммуникативные модели (вербальные и невербальные), в которых раскрывается основа взаимодействия между социальным работником и клиентом). Одной из технологий, используемых социальным работником, является обучение клиента самовыражению и смысловому восприятию. Овладение этими компонентами коммуникативного процесса очень важно для клиента, так как через общение осуществляется вхождение клиента в различные социальные группы, освоение им норм, обычаев, действующих в них, принятие или непринятие которых влияет на характер взаимодействия внутри этих групп.


Для социального работника важно уметь прогнозировать возможные интерпретации той или иной информации, которую он собирается предоставить клиенту. Существенным моментом в этой связи является умение социального работника анализировать и реконструировать информацию, получаемую от клиента для выявления мотивационно-целевой направленности коммуникативных программ и взаимодействий клиента.

В социальной работе на всех уровнях общения нашли применение такие новые методы социальной психокоррекции, как социодраматическая ролевая игра (импровизация личности пребывания в различных ролях), театрализация негативных явлений с перевоплощением своего Я, социально-ролевой тренинг и др. Все вышеперечисленные формы общения помогают человеку посмотреть на стрессовую ситуацию в его жизни «со стороны», найти оптимальные формы психологического и социально-педа-гогического решения проблемы и др. Роль социального работника в процессе общения с людьми, попавшими в трудноразрешимые ситуации, огромна. Общение обладает универсальным характером воздействия. Словом можно и «убить» душу человека, и «воскресить» его к нормальной жизнедеятельности.





Вопросы для самоконтроля


  1. В чем заключается сущность социального общения?

  2. Какие функции и формы социального общения, на Ваш взгляд, особенно важны?

  3. Дать характеристику общению как важнейшему инструменту технологии социальной работы.



Список рекомендуемой литературы


  1. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

  2. Даниленко О.И. Культура общения. Л., 1980.

  3. Добрович Л.А. Общение: наука и искусство. М., 1990.

  4. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида. М., 1976.

  5. Ночевник М.Н. Человеческое общение. М., 1988.

  6. Петровская А.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1982.

  7. Толстых А.В. Взрослые и дети: Парадоксы общения. М., 1988.



11.7. Технология профилактики девиантного поведения


Поведение людей, по определению Я.И. Чилинского, является девиантным, если их поступки или действия не соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе и правилам. Девиация (отклонение) является одной из сторон всеобщего понятия изменчивости, свойственной окружающему нас миру. В живой природе это явление называется мутацией, в неживой – флуктуацией.

Отклонение в поведении людей могут своими последствиями представлять различную опасность для общества. Наиболее серьезными из них являются преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания, проституция, суицид (самоубийство) и др., которые рассматриваются как социальная патология. Девиантное поведение человека – многоплановое социальное явление. В профилактической работе важное значение имеет ранняя диагностика совокупности всех причин, мотивов и обстоятельств, способствующих девиантному поведению индивида или социальной группы.


В настоящее время наблюдается прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения. Необходима концентрация усилий, направленных не только на борьбу с различными последствиями отклонений от социальных норм, но и, главным образом на их предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия человека.

Существует ряд подходов к решению данной проблемы (информационный, социально-профилактический, медико-биологический и др.). Суть информационного подхода заключается в активном использовании средств массовой информации (печать, телевидение, радио, кино и др.) для профилактики девиантного поведения. Но информационные структуры не только не выполняют возложенную на них благородную миссию, но и наносят ощутимый вред, пропагандируя прямо или косвенно человеческие пороки, с которыми общество вынуждено бороться. Отсутствие целевой информации о последствиях, наступающих, например, в случае немедицинского употребления наркотических веществ, затрудняет борьбу с наркоманией. В России в настоящее время, по мнению специалистов, около 3 млн. несовершеннолетних наркоманов. Необходимо создание мощной антинаркотической системы, базирующейся на лучших достижениях зарубежных методик и технологий.

Огромный вред наносит обществу алкоголизм, особенно в среде детей «группы риска». Пьянство родителей, особенно матери, ведет к появлению у детей «алкогольного синдрома». Процент детей-олигофренов, родившихся у матерей, принимавших алкоголь во время беременности, очень высок. Необходима системная и целенаправленная профилактическая работа с будущими родителями, которая должна проводиться с учениками старших классов, ПТУ, технических колледжей, студентами вузов специалистами различных профилей и социальными работниками.

Социально-профилактический подход эффективен тогда, когда профилактические меры будут носить общегосударственный характер. Девиантному поведению людей способствуют такие социальные проблемы, как обнищание значительной части населения, вынужденная миграция и беженство, безработица, бездомность и др., которые разрешимы только на государственном уровне. Под влиянием социально-экономических причин, снижения морально-этического уровня за последние годы наблюдается распространение такого социального порока, как проституция (особенно в подростковой среде) во всех ее видах: женская, мужская, гомосексуальная, костюмированная (под противоположный пол) и др. Исследованиями А.П. Дьяченко установлено, что каждая пятая женщина-проститутка становится ею до
18-летнего возраста, а каждая седьмая – мать одного или двоих несовершеннолетних детей, что, безусловно, имеет пагубное влияние на их нравственное воспитание.


В.Н. Кудрявцев классифицирует социально-профилактические меры девиантного поведения по видам возможных отклонений – на правовые, нравственные, организационные, технические и др.; по стадии (этапу) профилактического воздействия – на контрольно-надзорные, индивидуально-профилактические (воспитательные) и др. В МВД Российской Федерации действует социальное подразделение по борьбе с незаконным производством наркотиков, принята программа по ликвидации их сырьевой базы, совершенствуется структура органов милиции и общественных организаций, их техническое оснащение, что должно способствовать улучшению профилактической работы по предупреждению преступных проявлений среди населения.

Особое место в профилактике девиантного поведения занимает медико-биологический подход, сущность которого состоит в предупреждении возможных отклонений от социальных норм целенаправленными мерами лечебно-профилактического характера (патология на биологическом уровне). Данный метод не исключает, а дополняет предыдущие подходы. Взаимосвязь нравственного и психического здоровья относится к наиболее субъективным факторам, влияющим на совершение преступлений – наиболее опасного вида девиантного поведения. Нарушение психики человека вызывает и такие социальные отклонения, как «уход в себя» (аутизация) или из общества, от людей («биологический» – самоубийство, «социальный» – бродяжничество), либо активную защиту в виде агрессии, что может привести к любым преступным действиям.

За последние годы увеличилось число несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением. Во многих случаях их образовательный уровень составляет 1-3 класса, некоторые вообще не умеют читать и писать. В соответствии с приказом «Об организации обучения в специальных учебно-воспитательных учреждениях» от 13.05.96 № 24-М основными задачами данных заведений являются обеспечение психологической, медицинской и социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения или основного общего, или начального профессионального образования. Преступное поведение, осуждаемое обществом и его социальными институтами, подлежит социальной коррекции. Во-первых, она необходима потому, что общество должно охранять себя от элементов, вносящих дезорганизацию в социальные отношения (на разном уровне – от межличностных и групповых до более всеобщих); во-вторых, такая социальная коррекция позволяет обществу реабилитировать лиц, возвратившихся из заключения, т.е. вернуть им возможность нормального образа жизни.

Значительное место в реабилитации профилактики преступлений отводится социальной работе. Она ведется не только с предкриминальными лицами и группами, но и с лицами, уже совершившими преступление. Например, в настоящее время в крупных городах США применяется метод интеграции в девиантные группы подростков социальных работников, принимающих непосредственное участие в социализации их отклоняющегося поведения. Социальный работник вступает в контакт с «шайкой» в условиях привычной для них среды и пытается переориентировать деятельность подростков. Работа с такими группами требует специальной профессиональной подготовки, например, знания «теории промежуточной группы» известного западного психолога Л. Яблонского. Активная социальная работа с лицами пограничной формы поведения позволяет обществу значительно сократить число преступников.