ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2021
Просмотров: 622
Скачиваний: 2
А) Велика роль одежды в представлении человека. Умение подобрать одежду, а еще важнее – носить ее по-хорошему манерно составляет важную часть имиджирования. По одежде можно судить о вкусах человека, его материальном и социальном положении. Это своеобразная визитная карточка.
Существует несколько назначений одежды, например, социально-ролевое. На ряде предприятий имеется фирменная одежда. Она характеризуется не только определенным фасоном, но и разнообразием цвета. На таких предприятиях по рабочей одежде можно легко отличить рабочих от служащих.
Есть салонная одежда – для официальных встреч – это фрак и смокинг. Так, во фраке без пальто или плаща по улицам не ходят, а смокинг не надевается на мероприятия, начинающиеся до 17 часов (многие отечественные эмигранты в поисках работы за границей не раз убеждались, насколько они нелепо выглядели на визите у работодателя в мятом и без галстука костюме).
Существуют еще и классический, традиционный, экстравагантный стили, и каждый из них, дополняя друг друга, все же уместен каждый в своем конкретном случае, включает в себя элементы, характерные только для него.
Еще Ж. Сименон в своих рассказах показывал, насколько одежда преображает людей, какой несет в себе информативный потенциал, характеризующий личность.
Другое назначение одежды – функциональное. Куда вы идете – на работу, в гости, официальный прием? Неприлично пойти в ресторан в спортивной одежде. Как говорится – всему свое время.
Существует такое понятие – одеваться со вкусом. Оно универсально по своей трактовке, ибо вкусы людей зависят от многих обстоятельств. Среди них ведущая роль отводится общей культуре, материальным возможностям, возрасту.
Имеется некий стандарт «хорошего вкуса». Чтобы его выдержать, надо при выборе одежды и ее ношении принимать во внимание эстетику времени, социальный статус.
Б) украшения, аксессуары.
Предназначение украшений – придавать человеку некий шарм. Ношение украшений – это показатель не материальных возможностей, а культуры и изысканности.
Специалисты по имиджу считают, что деловой человек обязательно должен иметь кожаный, желательно темно-коричневый атташе-кейс, пишущую ручку достойного класса, очки, которые действительно придают лицу деловое выражение, авторитетность. Оправа к ним должна быть пластмассовой или роговой. Не стоит носить на работе темные очки, так как человек в таких очках, как показывают исследования, не вызывает должного доверия.
Итак, существует множество мелочей, которые придают вашему образу и стилю индивидуальность и которые незаменимы для делового человека.
Список рекомендованной литературы
1. Психология управления. Курс лекций. М., 1997.
2. Практическая психология для менеджеров. М., 1996.
12. 10. Социально-психологический климат в коллективе
В современных условиях развития общества постоянно растет интерес, и не только среди социальных психологов, социологов, но и практических работников к явлению, которое получило название морально-психологического, нравственного или социально-психологического климата коллектива.
Этой теме посвящено большое количество публикаций, в которых рассматриваются как общие вопросы, связанные с характеристикой природы, роли и факторов климата, так и специальные вопросы данной проблемы: регулирование и управление, формирование и совершенствование социально-психологиче-ского климата коллектива.
Социально-психологический климат – это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей прогресса, но и одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, человеческих отношений и человеческих общностей.
Не только в социологии, но и в психологии, утвердилась точка зрения, согласно которой главной структурной образующей СПК является настроение. А.Н. Лутошкин в своей книге «Психологический климат первичного производственного коллектива» писал, что психологический климат коллектива – это общий настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, к окружающим событиям. Главным, что образует психологический климат, является эмоциональное состояние или настроение коллектива. Настроение – это как бы итог всех событий, происходящих вокруг человека, которые отражаются в его чувствах, отношениях, переживаниях.
Таким образом, климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
Одной из сторон здорового психологического климата является организация материального и морального стимулирования работников. Требование соблюдения принципа единства материальных и моральных стимулов к труду подтверждается самой жизнью. Необходимо иметь в виду, что само материальное поощрение имеет свою нравственную оценку. Материальное вознаграждение, полученное в коллективе, предстает не только как материальное вознаграждение, но и как признание заслуг данного работника перед коллективом, как благодарность коллектива за добросовестный труд.
Возрастание моральных стимулов идет не за счет умаления роли материальных стимулов, а наряду с ними. Необходимо постоянно иметь в виду, что преуменьшение, а тем более игнорирование моральных стимулов, способствует раздуванию (особенно у менее сознательной части работников) психологии корыстолюбия, неверия в высокие нравственные качества людей. Поэтому очень важно, как уже отмечалось, чтобы материальное поощрение применялось наряду с общественным признанием заслуг работников, с широким моральным стимулированием. Важное значение имеет своевременность поощрения. Это благотворно скажется на социально-психологическом климате коллектива и будет способствовать развитию творческого подхода к делу.
В тесной связи с правильным использованием материальных и моральных стимулов для формирования здорового психологического климата в коллективе находится работа по воспитанию дисциплины труда.
Дисциплина и организованность – важнейшие показатели жизнедеятельности коллектива. Дисциплина и организованность отражают социально-психологический климат коллектива. И здесь поучителен опыт замечательного педагога А.С. Макаренко. Учитывая, что дисциплина и труд – решающие условия успешного воспитания в коллективе, он продумал систему аргументов, подтверждающих их необходимость для каждого человека и творческой жизни человека, творческой жизни коллектива:
– дисциплина нужна коллективу для того, чтобы он быстрее достигал поставленных целей;
– дисциплина необходима, чтобы каждый отдельный человек развивал умение преодолевать препятствия и совершать трудную работу;
– в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов его отдельных членов;
– дисциплина украшает коллектив и каждого члена коллектива;
– дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, более свободное положение и создает уверенность в своем праве и своих возможностях;
– дисциплина проявляется не только тогда, когда человек делает что-либо приятное, но и когда он выполняет что-либо тяжелое, неожиданное, требующее большого напряжения, потому что убежден в необходимости и полезности этого для коллектива.
Огромной силой, цементирующей коллектив, от которой зависит социально-психологический климат в нем, выступает сформированное и функционирующее на основе общественных отношений коллективное мнение работающих в коллективе.
Коллективное мнение – это сложившаяся на основе общности интересов, целей и задач коллектива в процессе общения его членов совокупность относительно устойчивых (в отличие от коллективного настроения) представлений о всех сторонах жизни и деятельности данного коллектива и его членов: характере взаимоотношений между людьми, деятельности общественных организаций, условиях и характере труда, социально-бытовых условиях и т.д.
Формирование общественного мнения в коллективе – весьма сложный процесс, ибо оно складывается прежде всего на основе общих экономических и идеологических факторов, действующих в обществе. В то же время на него оказывают влияние взаимоотношения работников данного коллектива, уровень мышления членов коллектива, их эмоциональное состояние и т.д.
А.К. Уледов выделяет три этапа формирования общественного мнения:
на первом – люди непосредственно переживают событие, рассуждают о нем, оценивают его. Это период возникновения представлений в сфере индивидуального сознания;
на втором – мнение переступает границы индивидуального сознания и захватывает сферу общественного сознания. Это этап живого обмена между людьми представлениями, взглядами и оценками;
третий этап – объединение различных мнений вокруг основных точек зрения по предмету обсуждения и формулирование общего мнения.
Как показывает практика, где выше степень развития общественного мнения, эффективнее внедряются и закрепляются более прогрессивные формы взаимоотношений между людьми, там последовательнее ведется борьба за утверждение нравственных принципов, против всех отрицательных явлений, там здоровый климат.
Одной из закономерностей развития общества является преемственность традиций. В традициях проявляется устойчивость, они выступают в качестве своеобразного условия дальнейшего совершенствования общества.
Традиции выступают как фактор здорового психологического климата в коллективе. Что же такое традиции? На поставленный вопрос нельзя ответить категорично. При существующем разночтении в определении понятия «традиции» весьма сложно определить основные направления их исследования. Так, в словаре по этике они определяются как разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.
В энциклопедическом словаре говорится, что в качестве традиций выступают определенные общественные установления, нормы поведения, идеи, обычаи, обряды и т.п.
Традиция (от лат. слова – передача, предания) – это естественный коммуникативный механизм общества. От того, насколько эффективно он работает, во многом зависят последующие успехи в развитии человечества. Через традиции осуществляется материализация духовных достижений общества. Например, нравственные традиции по своей сути есть концентрация морального опыта старших поколений, своеобразное общее достояние людей. Через них осуществляется коммуникативная функция морали – передача духовных ценностей и опыта от поколения к поколению.
Традиции наряду с общественным мнением и настроениями образуют систему наиболее устойчивых социально-психоло-гических состояний, в единстве характеризующих общественную психологию социальных групп, трудовых коллективов, различных неформальных объединений. Традиции являются также одним из элементов общего социально-психологического механизма организации людей и их поведения. Чем локальнее социальная сфера, тем значительнее в ней роль таких социально-психологических состояний, как групповое настроение, общественное мнение, морально-психологическая атмосфера, традиции.
Нельзя обойти стороной и эмоции, как фактор психологического состояния человека. Психологическое состояние человека – это внутренние переживания, которые выражают его отношение к фактам, явлениям и сопровождаются чувственным тоном. Все, что происходит с нами и вокруг нас – не проходит мимо, а вызывает эмоциональное отношение, т.е. отношение человека к миру проявляется в форме эмоций – сильного чувства, проявляющего в сильном возбуждении или наоборот. Иногда даже разум не способен взять верх над эмоциями. Эмоциональное возбуждение мобилизуют силы человека, он иногда может сделать нечто невозможное, «прыгнуть выше головы» – такова сила эмоционального состояния человека.
В последнее время появилось много публикаций, рассматривающих проблему эмоций человека. В одном из источников, а именно в книге Б.И. Додонова «Эмоции как ценность», дана следующая классификация эмоций:
1) альтруистические эмоции (альтруизм – лат. «добро», «нежность») – это потребность в оказании помощи, покровительства; это чувство нежности, участия, умиления, жалости, чувство ответственности за кого-либо;
2) коммуникативные эмоции (коммуникация – связь, общение) – основываются на потребности в общении, желании поделиться переживаниями, найти отклик на свои переживания, чувство обожаемости кого-либо;
3) глорические эмоции (глория – лат «слава») – связаны с потребностями в самоутверждении; основная цель – пожинание славы, стремление завоевать почет;
4) пугнические эмоции (пугна – лат. «борьба») – это потребность в преодолении опасности и далее возникновение интереса к борьбе; это чувство спортивного азарта, чувство сильного эмоционального напряжения (этим отличаются каскадеры, альпинисты, которые не могут жить без трудностей;
5) романтические эмоции – представляют собой волнующее чудо окружающего мира, чувство значительности происходящего, ожидание некого чуда;
6) гностические эмоции (гносис – лат. «знание») – представляют собой интеллектуальное чувство; чувство нового, в котором хочется отыскать знакомое, привычное, понятное. Это стремление преодолеть противоречие, радость открытия;
7) эстетические эмоции – в основе которых – жажда красоты, чувство возвышенного и величественного, чувство волнующего драматизма («сладкая боль», «горьковатость – приятное чувство одиночества»);
8) гедонистические эмоции (гедонизм – греч. «удовольствие») – связаны с удовольствием потребностей в душевном комфорте: приятно от вкусной пищи, тепла и т.д. Это чувство безмятежности (например, приятное бездумное возбуждение на танцах);
9) акизитивные эмоции (акузацьон – франц. «приобретение») – связаны с чувством, которое возникает от приобретения каких-то вещей, коллекционирования и т.д.
10) праксические эмоции (Пракситель – древнегреческ. скульптор, мраморные статуи которого отличаются чувственной красотой, одухотворенностью) – возникают от процесса работы, которая доставляет удовольствие. Это любование своим трудом, ощущение удовлетворенности от своей работы.
Таким образом, знание о возможном эмоциональном состоянии конкретного человека позволяет правильно регулировать взаимоотношения в коллективе, проводить профилактические меры по улучшению СПК его членов.
Особую роль среди всех других факторов формирования социально-психологического климата коллектива играют отношения руководства и подчинения, весь комплекс функций, выполняемых руководителем. Руководитель должен уметь создавать в своем коллективе здоровый социально-психологический климат, подавая подчиненным личный пример скромности, человечности, справедливости, тактичного обращения с людьми, простоты и аккуратности. Все это, разумеется, должно осуществляться не за счет снижения требовательности к подчиненным, послабления в вопросах дисциплины или создания панибратских отношений. Высокая требовательность к людям есть признак уважения к ним, проявления веры в их силы и способности.