ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2021
Просмотров: 624
Скачиваний: 2
В любой общности людей обязательно появляется свой неформальный лидер, пользующийся авторитетом и общим признанием. Такой авторитетный член коллектива обычно обладает способностью эффективного общения, легко вступает в контакты с другими людьми и может влиять на моральный климат в коллективе. С таким неформальным лидером необходимо считаться, т.к. его влияние на коллектив может быть не только положительным, направленным на достижение общих целей, но и отрицательным, разрушительным.
Руководитель должен знать неформальных лидеров своей организации и установить с ними деловые и личные контакты, должен уметь воздействовать на него, понимать его мотивы поведения и методы влияния на коллектив.
Кто же обычно становится лидером в организации? Какими чертами характера он обладает?
Исследования особенностей человека, обладающего качествами лидера, отражены в следующей таблице [3]:
Качества, наиболее часто встречающиеся у лидеров
Группа качеств |
Характеристики качеств |
Физиологические качества |
Приятная внешность (лицо, рост, фигура), голос, хорошее здоровье, высокая работоспособность, энергичность. |
Психологические качества |
Властность, амбициозность, агрессивность, уравновешенность, независимость, смелость творчества, самоутверждение, упорство, мужество. |
Интеллектуальные качества |
Высокий уровень интеллекта: ум, логика, память, интуитивность, энциклопедические знания, широта кругозора, проницательность оригинальность и быстрота мышления, образованность, чувство юмора. |
Личностные качества |
Деловые качества: организованность, дипломатичность, надежность, гибкость, обязательность, инициативность, ответственность, самостоятельность, рискованность. Личностные качества: доброжелательность, тактичность, участливость, честность, порядочность, коммуникабельность. |
Некоторые из указанных качеств определены генетической основой личности, но большинство определяются воспитанием, приобретаются и развиваются в практической деятельности. Слабость выдвигаемых результатов исследований в том, что перечень важнейших качеств лидера можно было бы продолжать. Очевидно, что главные качества лидера – гибкое, нестандартное мышление, харизматические свойства личности и владение искусством воздействия на оппонентов и коллектив.
Лидерство – не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство – на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Менеджер – человек, направляющий работу других и несущий персональную ответственность за ее результаты:
– имеет тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям, они кем-то устанавливаются;
– строит свои отношения с подчиненными соответственно тем ролям, которые они выполняют в формальном процессе принятия решения;
– обеспечивает достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонения от плана.
Лидер – человек, воодушевляющий и вселяющий энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего;
– сам устанавливает свои цели и использует их для изменения отношения людей к делу;
– подбирает людей, которые понимают, разделяют его взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении;
– строит свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их.
Путь руководителя-менеджера к лидерству начинается с момента его назначения на руководящую должность, так как слияние роли руководителя и лидера в одном лице желательно и перспективно. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.
Дуглас Мак Грегор разработал теорию лидерства, выделив руководителей двух типов «Х» и «У».
Согласно теории «Х»:
– люди не любят трудиться и при возможности избегают работы;
– у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
– больше всего люди хотят защищенности;
– чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Лидер такого типа, обладая достаточной властью, навязывает свою волю исполнителям, единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, часто резок с людьми, всегда приказывает. Все новое таким руководителем воспринимается осторожно или вообще не воспринимается, в управленческой работе он пользуется одними и теми же методами. Таким образом, вся власть сосредоточивается в руках такого руководителя, получившего название автократа.
Как правило, руководитель становится автократом тогда, когда он по своим деловым качествам стоит ниже подчиненных, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Такой стиль руководства не стимулирует инициативу подчиненных, что делает невозможным повышение эффективности работы организации.
Представление демократического руководителя Мак Грегор назвал теорией руководителя «У», и ее содержание сводится к следующим позициям:
– труд – процесс естественный; если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней;
– если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
– приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели;
– способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.
Руководитель, использующий демократический стиль, стремится решать вопросы коллегиально, информировать подчиненных о положении дел, правильно реагировать на критику. В общении с подчиненными вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часть управленческих функций делегирует другим специалистам, доверяет подчиненным. Требователен, но справедлив.
Руководитель с либеральным стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности.
В практике управления встречаются и такие понятия, как бюрократический, псевдодемократический и анархический стили. Они не являются отдельными разновидностями стилей, а могут рассматриваться как форма деформации названных выше стилей руководства.
Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк». Таким образом, можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Стили руководства стали объектом исследования с момента зарождения менеджмента как науки, поэтому, кроме названного поведенческого подхода Д. Мак Грегора к теории стилей, известны и другие: это подход с позиций личных качеств, сторонники которого сделали попытку определить соотношение между наличием конкретных личных качеств и эффективностью руководства. Но практика показала, что человек не всегда становится руководителем, если он обладает необходимым набором личных качеств; ситуационный подход базируется на предположении, что стили руководства и личные качества менеджера более всего соответствуют определенным ситуационным факторам: качествам подчиненных, характеру поручений, имеющейся информации. Существуют и много других подходов к стилю руководства. Таким образом, стиль руководства – это совокупность методов и приемов менеджера по отношению к подчиненным в процессе управления, и поэтому можно предположить, что стиль руководства в определенной мере – это искусство. Видимо поэтому исследователям не удалось до сих пор разработать стройную и единую теорию стилей.
Контрольные вопросы и задания
1. Что включает в себя организационная основа должностной власти?
2. Что такое личная власть?
3. В чем главные отличительные особенности менеджера и лидера?
4. Каковы основные качества, встречающиеся у лидера?
5. Что включает в себя теория «Х» Д. Мак Грегора?
6. Как можно охарактеризовать демократический стиль руководства?
7. Что такое стиль руководства?
8. Какие существуют подходы к теории стилей?
Список рекомендуемой литературы
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М., 1996.
2. Глущенко В.В. Менеджмент. Системные основы. Изд. 2-е. Железнодорожный, 1998.
3. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учеб. для вузов по специальности «Менеджмент». М., 1999.
4. Менеджмент. Учеб. пособие / Под общ. ред. канд. эк. наук, доцента Ж.В. Прокофьевой. М., 2000.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
6. Основы менеджмента и маркетинга / Под общ. ред. докт. эк. наук, проф. Р.С. Седегова Минск, 1995.
12.8. Психологические аспекты менеджмента
Деловая этика взаимоотношений
Менеджер – это профессия, которая требует не только призвания и квалификации, но и поведения, соответствующего принятым в рыночной экономике нормам. Незнание или умышленное нарушение таких норм делает его поведение непредсказуемым, а поэтому опасным для деловых отношений. Деловой этикет начинается с этикета общения. В условиях перехода к рынку сфера общения расширяется и становится необходимым фактором коммерческого успеха. В этой связи важно, чтобы руководитель каждый факт своего общения с людьми рассматривал как реализованную или упущенную возможность завоевания их доверия. Поэтому в морально-этической подготовке менеджера особое значение приобретает технология общения, основанная на соблюдении ряда специфических правил и требований делового этикета.
Этикет – это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Деловой этикет включает в себя систему правил, традиций и условности поведения в различных ситуациях, а также распорядок проведения официальных встреч.
Этикет актов официального общения принято называть протоколом. Деловой этикет определяет этические нормы поведения людей и при деловых контактах.
Современные нормы делового протокола и этикета общеприняты и основываются на теории и практике дипломатического общения. Применительно к предпринимательской деятельности они менее категоричны и допускают больше возможностей маневрирования с учетом конкретных деловых ситуаций.
Основы современного делового этикета были заложены Генеральным регламентом Петра I, в котором обобщены зарубежные нормы этикета, благодаря чему были облегчены деловые контакты с зарубежными партнерами.
Поступки, связанные с незнанием этикета, деталей деловых процедур, очевидных для другой стороны, могут вызвать отрицательные эмоции и негативно повлиять на результаты переговоров и делового сотрудничества.
Современный деловой этикет основан на четырех основных принципах:
– вежливости;
– простоты;
– достоинства;
– хорошего воспитания.
При этом следует учитывать национальную специфику общения и сложившиеся в обществе стереотипы.
Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или в инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»). Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделяет шесть следующих основных принципов:
1. Пунктуальность (делайте все вовремя).
2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего).
3. Любезность, доброжелательность и приветливость.
4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).
5. Внешний облик (одевайтесь как положено).
6 Грамотность (говорите и пишите хорошим языком).
Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором – с помощью переписки или технических средств.
Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребительных из них выделяются следующие – убеждение, внушение, принуждение.
Убеждение – воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков. Убеждение – ненасильственный, а значит, и нравственно предпочтительный метод влияния на партнеров по общению.
Внушение – как правило, не требует доказательств и логического анализа факторов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывается под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательного подражания.
Принуждение – наиболее насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным последствиям. Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях.
На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения.
Практика показывает, что восемьдесят процентов времени в работе менеджера проходит в контактах с людьми. Поэтому невозможно представить себе систему управления без деловых переговоров.
Отсутствие умения вести деловые переговоры, в частности у руководителей, является пробелом в их профессиональной подготовке и экономически обходится намного дороже, чем это кажется на первый взгляд. Но важен не только экономический эффект делового общения. Из взаимной беседы, говоря словами древнего философа Гераклита, люди извлекают пользу, получают больше знаний. Деловая беседа (переговоры) – одна из форм получения деловой информации, активизации интеллектуальных возможностей ее участников.