Файл: Лекция Лагерная проза в русской литературе 2 половины хх века.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 206
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В первой части романа отражено скольжение страны на дно насилия и бесправия ещё в ленинские времена. Вторая книга – самая «давящая», рассказывает о классическом периоде ГУЛага. В то же время, автор даёт понять, и здесь не все потеряли человеческий облик, здесь также происходит поверка жизненных идеалов. Наиболее порядочными людьми в условиях лагеря оставались либо верующие (их убеждения не позволяли творить зло, и они готовы были принять мученичество), либо истинные интеллигенты, «чьи интересы и воля к духовной стороне жизни настойчивы и постоянны». Наиболее просветлённая – третья книга «Архипелага». Автор показывает, что обстановка в лагерях после войны стала меняться. Приходит большое количество военнопленных – людей, прошедших через всё и не намеренных терпеть унижения. Фронтовики стали уничтожать уголовников, доносчиков. Советская власть к тому времени поняла, что слишком распустила уголовников, и смотрела сквозь пальцы на происходящее. Начинаются побеги из лагерей. Вершина противостояния – первое в СССР вооружённое восстание заключённых в Экибастузе (1951). Описывая подобные выступления, Солженицын показывает, что строй, основанный на насилии, обречён и рано или поздно будет свергнут. Этой мысли особенно боялась власть.
Произведение построено как путеводитель по неизвестному архипелагу, а сам автор выступает как его первооткрыватель. Сам Солженицын характеризует «Архипелаг» как художественное исследование и поясняет, что всей полноты документов у него не было, поэтому он прибегает к художественной типизации. Пока сочинялся «Архипелаг», автор ни разу не имел возможности прочитать его целиком, от начала до конца. Этим он объясняет шероховатости художественного плана.
Гонорары от продажи романа переводились в Фонд Солженицына, откуда впоследствии передавались тайно в СССР для оказания помощи политическим заключённым и их семьям.
В СССР «Архипелаг» был полностью опубликован только в 1990 году (впервые отобранные автором главы были опубликованы в журнале «Новый мир», 1989, № 7—11).
Словосочетание «Архипелаг ГУЛаг» стало нарицательным, часто используется в публицистике и художественной литературе, в первую очередь по отношению к пенитенциарной системе СССР 1920-х — 1950-х годов.
Отношение к «Архипелагу ГУЛаг» (как и к самому А. И. Солженицыну) и в XXI веке остаётся весьма противоречивым, поскольку отношение к советскому периоду, Октябрьской революции, репрессиям, личностям В.И. Ленина и И.В. Сталина сохраняет политическую остроту.
9 сентября 2009 года «Архипелаг ГУЛаг» внесли в обязательную школьную программу по литературе для старшеклассников.
В 1956 г. Солженицыну позволили вернуться в Центральную Россию, а вскоре и реабилитировали. Он жил в Рязани и работал учителем. Произведения его, за исключением «Одного дня Ивана Денисовича» (о жизни заключенных) не публиковались. Рассказ этот появился в журнале «Новый мир» в 1962 г. с личного одобрения Н.С. Хрущева. Вступив после этого в Союз писателей, Солженицын наконец получил доступ к журналам. Но цензуру преодолеть не смог и вскоре начал посылать свои работы в русские зарубежные (и заведомо антисоветские) журналы.
После этого Солженицыным занялся КГБ, а его рассказы и стихи перестали принимать. За границей же они набирали все большую популярность. Теперь он открыто встал против власти, публично выступая с критикой. В 1969 г. его исключили из Союза писателей и начали травить в прессе. После присуждения Нобелевской премии последовали предложения уехать из страны, но Солженицын отказывался.
Борьба обострилась в 1973 г. Солженицына объявили клеветником. В ответ он опубликовал за границей «Архипелаг ГУЛАГ». Для КГБ это стало последней каплей. «Предателю родины» и «литературному власовцу» оставалось две дороги – стать заключенным психбольницы или тюрьмы или же уехать в эмиграцию. Подобный выбор вставал прежде перед И. Бродским. В январе 1974 г. Политбюро ЦК КПСС обсуждало этот вопрос, и по предложению Ю. Андропова решено было Солженицына выслать.
12 февраля писателя задержали, обвинили в измене Родине и лишили советского гражданства. На следующий же день Солженицына посадили на самолет и отправили в Западную Германию. Из всех библиотек и книжных магазинов изъяли его произведения. Вскоре и семья диссидента покинула СССР. Они поселились в Швейцарии. Солженицын помогал советским политзаключенным и их семьям, продолжал публиковать свои работы.
Казалось бы, писатель был героем-изгнанником, гонимым борцом за правду. Однако, не все так однозначно. Не зря некоторые называли его Лженицыным, находили в его работах противоречия, во взглядах – совершенно недемократический, а националистический реакционный дух.
За период с 1978 по 1991 год в Париже было издано собрание сочинений Солженицына, составившее 20 томов. На родине публикация произведений писателя возобновилась с 1989 года. Указом Президента СССР в 1990 году А. Солженицыну было возвращено гражданство, писатель был удостоен Государственной премии в области литературы за книгу «Архипелаг ГУЛАГ», однако от её получения отказался.
4. Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982)
Почти двадцать лет своей жизни Варлам Шаламов провел в лагерях. Впечатления от тяжелых условий работы на Дальнем Востоке легли в основу произведений писателя — «Колымских рассказов» и стихотворений из цикла «Колымские тетради». Эти книги принесли Шаламову славу «Достоевского XX века» в СССР и за рубежом еще при жизни.
В созданной В. Шаламовым книге «Колымских рассказов» раскрывается весь ужас лагеря и лагерной жизни. Рассказы Шаламова увидели свет уже после книг Солженицына, который, казалось бы, все написал о лагерном быте. И при этом проза Шаламова буквально переворачивает душу, воспринимается как новое слово в лагерной тематике.
Варлам Шаламов родился 18 июня 1907 года в Вологде. Отец будущего писателя Тихон Шаламов был священником, его жена Надежда Воробьева была учительницей. Кроме Варлама, в семье Шаламовых было еще четверо детей.
И отец, и мать Шаламова были образованными людьми. Тихон Шаламов владел четырьмя иностранными языками, Надежда Воробьева была выпускницей женской гимназии. Они дали детям хорошее домашнее образование. Варлам Шаламов уже в три года умел читать — начинал с приключенческих повестей, а в подростковом возрасте изучал труды философов. В раннем детстве он стал писать стихи.
В 1914 году Шаламов поступил в Губернскую мужскую гимназию имени императора Александра I Благословенного. Отец Шаламова хотел, чтобы после гимназии будущий писатель поступил в семинарию и стал священником, хотя сам Шаламов о службе в церкви не мечтал.
В 1917 году произошла Февральская, а затем Октябрьская революция. Шаламовы пострадали от смены власти: «Отцу мстили все — и за всё. За грамотность, за интеллигентность.<…> Из дома нас выкинули, выбросили с минимумом вещей. В нашу квартиру вселили городского прокурора». После революции гимназию, где учился Шаламов, преобразовали в единую трудовую школу. Ее будущий писатель и закончил в 1924 году. Отец предлагал ему остаться в Вологде и пойти в местную семинарию, однако Шаламов отказался. Он переехал в Москву, где стал дубильщиком на Кунцевском кожевенном заводе. В столице он посещал литературные кружки, ходил на вечера поэзии. Несколько раз Шаламов давал уроки малограмотным рабочим, учил их писать. Он вспоминал:
«Жизнь моя поделилась на две классические части — стихи и действительность».
В 1926 году Шаламов решил поступить в университет. Он подал документы в Московский текстильный институт и в МГУ на факультет советского права. Приняли будущего писателя в оба учреждения, но выбрал он Московский университет. Об учебе Шаламов писал: «В Московском университете <…> диспуты были особенно остры. Всякие решения правительства обсуждались тут же».
В те же годы Варлам Шаламов посещал встречи литературной группы ЛЕФ, писал для ее журнала «Новый ЛЕФ», был сотрудником радиогазеты «Рабочий полдень». Несколько раз Шаламов участвовал в антиправительственных митингах, а 7 ноября 1927 года побывал на антисталинской демонстрации к десятилетию революции, которая прошла под лозунгами «Выполним завещание Ленина!» и «Долой Сталина!». Спустя полтора года его арестовали в подпольной типографии, где печатали «Завещание Ленина» — письмо Ленина, в котором он дал оценку своим соратникам и негативно отозвался о Сталине. Следствия писатель ждал в Бутырской тюрьме.
Шаламова обвинили в контрреволюционной деятельности, участии в троцкистском заговоре и приговорили к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Срок он отбывал в Вишерском лагере в Пермской области, где строил Березниковский химический комбинат. О лагере Шаламов позднее писал: «Что мне дала Вишера? Это три года разочарований в друзьях, несбывшихся детских надежд. Необычайную уверенность в своей жизненной силе. Я выдержал пробу — физическую и моральную. Я крепко стоял на ногах и не боялся жизни. Я понимал хорошо, что жизнь — это штука серьезная, но бояться ее не надо. Я был готов жить».
На свободу Шаламова выпустили в октябре 1931 году. Писатель вернулся в Москву. Его знакомый по ЛЕФу, фотограф Леонид Волков-Ланнит устроил Шаламова в журнал «За ударничество». Вскоре он стал публиковаться в изданиях «За овладение техникой» и «За промышленные кадры». Там печатали пропагандистские и агитационные материалы, тексты о достижениях первой пятилетки. О своей журналистской работе Шаламов писал: «Лучше быть продавцом магазинным, чем в газете работать».
Шаламов сочинял стихи, которые «писались, но не показывались никому», бывал на встречах с литераторами. Одним из любимых поэтов Варлама Шаламова этого периода был Борис Пастернак, литературный вечер которого он посетил в 1933 году:
«Я сидел, забившись в угол в темноте зала, и думал, что счастье — вот здесь, сейчас — в том, что я вижу настоящего поэта и настоящего человека — такого, какого я представлял себе с тех пор, как познакомился со стихами».
Писал Шаламов и рассказы. В 1936 году в журнале «Огонек» опубликовали его «Три смерти доктора Аустина», а вскоре в «Литературном современнике» напечатали еще один рассказ писателя — «Пава и дерево».
В 1937 году Шаламова вновь арестовали за контрреволюционную деятельность. Его обвиняли в связях с троцкистами и попытках свергнуть советскую власть. Шаламов вспоминал: «С первой тюремной минуты мне было ясно, <…> что идет планомерное истребление целой “социальной” группы — всех, кто запомнил из русской истории последних лет не то, что в ней следовало запомнить». Писателя сослали на Колыму, на исправительно-трудовые работы в Северо-восточный лагерь.
«Голые, безлесые, каменные зеленоватые сопки стояли прямо перед нами, и в прогалинах между ними у самых их подножий вились косматые грязносерые разорванные тучи. Будто клочья громадного одеяла прикрывали этот мрачный горный край. Помню хорошо: я был совершенно спокоен, готов на что угодно, но сердце забилось и сжалось невольно. И, отводя глаза, я подумал — нас привезли сюда умирать…»
Варлам Шаламов о Колыме, рассказ «Причал ада»
На Колыме Шаламов работал на приисках, добывал золото. Несколько раз писатель попадал в лагерную больницу из-за истощения. В 1942 году срок Шаламова закончился, но его не освободили из-за доноса, в котором писателя вновь обвинили в контрреволюционной деятельности. Сам Шаламов считал, что его осудили «в войну за заявление, что Бунин — русский классик». На этот раз писателю дали десять лет лагерей. Шаламов работал лесорубом, землекопом, добывал уголь. В 1945 году он вновь попал в больницу, был при смерти, а после выздоровления решил сбежать: «Я ни о чем не думал, да и думать на морозе нельзя — мороз отнимает мысли, превращает тебя быстро и легко в зверя. Я шел без расчета, с единственным желанием выбраться с этой проклятой бесконвойной командировки». Побег не удался. После возвращения в лагерь писателя определили на работы на штрафном прииске «Джелгала», где условия были тяжелее, чем на обычных приисках. Шаламов писал: «После многочасовой изнурительной работы люди будут ползти по обледенелым, вырубленным в снегу ступеням, хватаясь за обрывки обмороженного тальника, ползти вверх, выбиваясь из последних сил, таща на себе дрова — ежедневную порцию дров для отопления барака»