Файл: М. А. Измайлова деловое общение учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1505

Скачиваний: 32

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

237
5. При выступлении чаще используйте первое и второе
лицо местоимений, а не третье. Большинство ваших заявле- ний должны начинаться с: я, вы, мы, нам. Он, она, они и их — безличные местоимения, и они могут придать вашей речи тон лекции.
6. Печатайте текст речи через два интервала внутри
текста и через три между абзацами.
7. Подчеркните те слова или фразы, которым необходимо
придать особое значение.
8. Напишите слово “ПАУЗА” рядом с теми пунктами, где
нужно сделать драматическую паузу.
9. Оставьте справа и слева широкие поля. Сделайте пометки об использовании аудиовизуальных и других средств.
10. Попрактикуйтесь в чтении речи. вы должны научиться произносить ее при минимальном использовании написанного текста.
11. Читайте так, как вы говорите, а не так, как читаете.
8. Семь способов организации выступления
1. Хронологический способ. Расположите свои идеи в хро- нологической последовательности: “В прошлом мы делали
А, теперь Б, но вскоре мы будем способны делать В”.
2. Тематический способ. Сгруппируйте идеи согласно ос- новным логическим подразделам своего выступления и ответьте на вопросы: КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА, КАК И ПОЧЕМУ. Такой способ является примером простой, логической и тематической структуры выступления.
3. Пространственный способ. Используйте эту структуру, чтобы выразить идеи, в которых размещение чего-либо имеет первостепенное значение: “Три возможных места для располо- жения наших новых филиалов...”
4. Способ выделения решающей проблемы. Определите природу проблемы, обозначьте ее причины, а затем предложите ее решение.
5. Причинно-следственный способ. Представьте в деталях причины данных условий или ситуаций и опишите их основные последствия или эффекты.
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml

238
6. Способ сравнительной оценки выгоды. Покажите, что предложенная вами программа принесет большую выгоду по сравнению с другими.
7. Способ удовлетворения. Опишите потребности данной аудитории, а затем приступайте к объяснению того, как их удовлетворить.
9. Одиннадцать принципов построения выступления
1. Решите, каким образом вы хотите склонить аудито-
рию на свою сторону. В этом состоит цель вашего выступления.
Завершите предложение: “Когда я закончу говорить, аудито- рия...”.
2. Что вы знаете об аудитории? Как вы собираетесь вос- пользоваться особенностями аудитории ради своей цели и как вы собираетесь преодолеть то, что может послужить помехой для вас?
3. С помощью метода “мозгового штурма” выработайте
центральные идеи своего выступления и отработайте момен-
ты, на которых вы хотели остановиться. Не беспокойтесь о порядке появления идей или о взаимоотношении между ними, просто фиксируйте их, а затем сделайте “карту идей”. На боль- шом листе бумаги в центре напишите цель своего выступления, затем напишите центральные идеи в том порядке, в каком со- бираетесь излагать, отмечая их на лучах, исходящих из центра по всем направлениям.
4. Объедините ряд близких идей в группы. Какие идеи или группы идей являются основными? Соедините эти группы стрел- ками. Хорошая речь, как правило, состоит из трех-пяти частей.
Если у вас их получилось больше, то вы или хотите очень много сказать, или не до конца отметили все группы. Какие группы являются дополнительными? Проведите пунктирные линии от этих групп к основным, которые они дополняют.
5. Отражают ли эти группы оптимальную структуру
вашего выступления?
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml


239
6. Напишите тезисы своего выступления. Теперь вы готовы превратить свою “карту” в тезисы, которые послужат вам под- сказкой. Центральные идеи и поддерживающие их группы идей — все это идеи трех уровней. Используйте римские цифры для того, чтобы отметить центральные идеи. Для каждой центральной идеи подберите от одной до пяти вспомогательных идей, каждая из которых может иметь еще больше идей для подкрепления.
Пополняйте свои записи дополнительными пунктами, если они придут вам в голову.
7. Какие из пунктов могут быть усилены или упрощены
с помощью визуальных средств? Какие образы вам больше всего хотелось бы, чтобы слушатели запомнили? Подготовьте рисунки, диаграммы, отметьте в тезисах последовательность их демонстрации.
8. Напишите выступление. Как вы привлечете внимание аудитории? Как вызовете интерес к своему выступлению?
Что собираетесь сделать для того, чтобы установить доверитель- ные отношения с аудиторией? Как вы заслужите ее уважение?
Каким тоном вы собираетесь начать? Что хотите сказать о цели своего выступления? У вас 20 секунд на то, чтобы ответить на вопрос каждого сидящего перед вами: “С какой стати я должен вас слушать?”
9. Напишите заключение. В заключении необходимо вер- нуться к цели вашего выступления: те изменения в аудитории, ради которых вы выступаете, должны быть закреплены в за- ключительной части выступления. Установите связь между заключением и началом выступления.
10. Подготовьтесь к обсуждению и ответам на вопросы.
Если вас попросили произнести импровизированную речь и у вас нет времени для выполнения 1–10 пунктов:
11. Сформулируйте три наиболее важных вопроса и отве-
чайте на них. Эти вопросы выполняют роль центральных идей вашего выступления, а также определяют его цель. Задайте во- просы, начинающиеся со слов: кто, что, где, когда, почему и как.
Или же обсудите: “Три причины...”, “Три важные особенности...”,
“Три шага...” и т. д. Чем дольше вы говорите, тем больше вы обес-
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml

240
печиваете себя вспомогательными идеями, необходимыми для того, чтобы документал но подтвердить и развить те центральные идеи, которые вы отобрали для выступления.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

10. Восемнадцать способов добиться уверенности
при публичном выступлении
1. Выработайте правильное отношение к своим страхам.
Твердо знайте: аудитории редко бывают враждебно настроенны- ми; вам не надо быть красноречивым оратором, чтобы добиться успеха; вы редко выглядите столь нервозным, как перед вы- ступлением, а небольшое количество адреналина не принесет вреда. Помните, что даже самые профессиональные ораторы испытывают волнение, прежде чем подняться на трибуну.
2. Анализируйте свою аудиторию. Чем больше вы узнаете о своей аудитории, тем более уверенно вы себя будете чувство- вать.
3. Готовьтесь, готовьтесь, готовьтесь! Чем лучше вы будете знать тему, тем большим знатоком и темы и аудитории вы будете себя считать.
4. Сделайте “успокаивающие” записки. Используйте тот формат, который удобен. Запишите свою “хореографию”, чтобы напомнить себе, когда сделать паузу, когда подчеркнуть что-то важное, когда обратиться к аудиовизуальным средствам и т. д.
5. Представьте свой успех. За две недели до своего высту- пления каждый вечер перед сном представляйте картину сво- его успеха: аудиторию, взрывающуюся аплодисментами после каждого вашего слова, уверенную улыбку на своем лице, себя, убежденно говорящего.
6. Используйте аудиовизуальные средства, чтобы снять
с себя часть напряжения. В том случае, когда вы очень нервни- чаете, не правда ли, было бы неплохо направить эти пронизываю- щие глаза в иное направление, чтобы немного расслабиться?
7. Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь!
Потренируйтесь три или четыре раза до своего выступления, делайте это, пока вы не будете удовлетворены своей речью. Ни в коем случае не тренируйтесь в день своего выступления!
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml

241
8. Заранее осмотрите помещение, в котором вам пред-
стоит выступить. Это самое лучшее место для того, чтобы попрактиковаться в произнесении своей речи.
9. Расслабьтесь, отдохните и избегайте любого возбуж-
дения. Как можно лучше отдохните ночью перед выступлением; ограничьтесь в употреблении спиртных напитков и кофе.
10. Делайте выступление и заключение своевременно.
11. Обеспечьте нормальную температуру, хорошее осве-
щение и соответствующую вентиляцию. Дремлющая аудито- рия расстроит ваши планы на успех.
12. Оденьтесь так, чтобы ваш костюм способствовал
успеху. Наденьте то, что вам очень идет.
13. Расходуйте энергию до выступления. Сделайте что- нибудь энергичное прямо перед тем, как отправиться на высту- пление. Постарайтесь прогуляться или подняться по ступенькам вашего дома.
14. Установите визуальный контакт с несколькими дру-
желюбными лицами. Защитите себя взглядами людей, которых вы знаете, или тех, кто невербально выражает свою поддержку.
15. Говорите громко, чтобы разогнать тревогу. Это помо- жет вам освободиться от нервозности.
16. Используйте свое остроумие, а не заготовленные
шутки, которые могут и не сработать. Не забывайте, что вы являетесь наиболее простым объектом для спонтанного смеха, поэтому если вы запланировали шутку, то будьте уверены, что в ней нет ни этнического, ни сексуального намека — лучше не шутить, чем оскорбить.
17. Постарайтесь не допускать ошибок. Не пугайтесь, если допустите их, большинство слушателей вряд ли даже обратят на них внимание. А извинения только ослабят ваши позиции.
18. Не держите себя слишком серьезно. Естественно, что вы хотите произнести хорошую речь, но не преувеличивайте значение своего выступления. Для других ваше выступление не кажется таким выдающимся событием, как для вас. Кроме того, если вы будете слишком заумным, то вряд ли ваша аудитория
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml


242
запомнит, что вы так долго говорили, как бы вам этого не хоте- лось. Научитесь смеяться над своими промахами.
11. Шесть способов сделать речь
еще более воздействующей на аудиторию
1. Используйте переходы, чтобы связать свои идеи вме-
сте. Переходами могут быть те слова, фразы или предложения, которые помогают вам переходить от одного пункта вашей речи к другому. Наиболее простым переходом является нумерация ваших пунктов (во-первых, во-вторых...). Другой переходной стратегией является постановка вопросов и ответов на них. Вы можете повторить фразу из предыдущего предложения и раз- вить ее. Обычные слова, такие как: кроме того; к тому же; в то же время; с другой стороны; фактически; следовательно; между тем — могут также служить переходами. Меняйте способы пе- реходов. Любой из них перестанет действовать после повторного применения.
2. Используйте повторение, чтобы заострить внимание
слушателей.
3. Используйте антитезы, чтобы произвести незабывае-
мый эффект. Эта техника состоит в помещении противополож- ных идей в рамках аналогично расположенных слов.
4. Подчеркивайте важную мысль, задавая риторический
вопрос.
5. Рисуйте для аудитории словесные картины с помощью
аналогий, сравнений или метафор.
6. Обращайтесь к аудитории, используя правило трех чи-
сел. Серии из трех идей всегда кажутся более выразительными, чем из двух, четырех и более.
12. Двенадцать способов взволновать своих слушателей
1. Выберите ту тему, которая волнует вас. Измените по- рученный вам доклад так, чтобы он вызвал в вас бурю эмоций.
2. Хорошо выспитесь.
3. Не ешьте тяжелой пищи перед выступлением.
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml

243
4. Ознакомьтесь с помещением и аудиторией. Тогда вы сможете заниматься только своим выступлением.
5. Расскажите кому-нибудь перед выступлением о том,
как вы возбуждены.
6. Не отклоняйтесь от скорости 120 слов в мин, только
если не захотите произвести эффект. Эта скорость является средней для произнесения речи; лучшие ораторы говорят со скоростью 200 слов в мин. Если вы снизите темп ниже 120 слов в мин, ваши слушатели начнут гадать, что произошло.
7. Используйте голос для воздействия. Чтобы удержать интерес своих слушателей, меняйте громкость, скорость, высо- ту и ударения. Понижайте голос, чтобы подчеркнуть последние слова.
8. Выучите свое выступление настолько хорошо, чтобы
произносить его и смотреть прямо на аудиторию. Говорите убежденно, энергично, захватите аудиторию в плен своими глазами.
9. Используйте микрофон только в случае необходимости.
В комнате с хорошей акустикой и аудиторией, не превышающей пятидесяти человек, лучше говорить без микрофона. Намного удобнее, если есть возможность переносить микрофон или при- крепить его к одежде, чем стоять перед слушателями на одном месте.
10. Используйте микрофон должным образом. Не прика- сайтесь к нему после того, как вы начали говорить. Не отвора- чивайтесь и не отступайте от него без повышения голоса. Если вы хотите привлечь внимание аудитории к какому-то пункту, придвиньтесь к микрофону и говорите более низким и тихим голосом.
11. Не стойте на месте, подходите к своим слушателям.
Как только вы покинете лекторское место и встанете у передних рядов кресел, аудитория почувствует, что между вами и ней существует какая-то связь.
12. Показывайте свое воодушевление с помощью движений,
жестов и разных поз. Говорите с личностями, а не с аудиторией.
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml


244
Приложение 3
Тренинги и упражнения
Упражнение 1
“Поплавок в океане”
Цель: научиться контролировать себя во время конфликт- ных ситуаций.
Инструкция. Займите удобное положение, закройте глаза, войдите в расслабленное, восприимчивое состояние сознания.
Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане...
У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел... Вы движетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны... Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность!.. Попытайтесь ощутить эти толчки и вынырива- ния... Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, подушку моря под вами, поддерживающую вас... Проследите, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане.
Упражнение 2
“Детектив”
Цель: отработка умения дословно повторять сказанное партнером.
Инструкция. Предлагаю всем встать и сыграть в детектив.
Каждый из нас будет автором этого детектива. Я придумываю первую фразу, например: “Рано утром мисс Марпл услышала телефонный звонок”. Я передаю этот мяч Жене. Теперь она будет продолжать сочинять наш детектив. Но прежде чем произнести следующую фразу, она должна точно повторить то, что сказала я. Следующий за Женей человек должен будет сначала повто- рить то, что сказала Женя, а потом произнести свою фразу и т. д.
Итак, прежде чем вносить свой вклад в совместное творчество, мы сначала повторяем то, что сказал предыдущий “автор”. Есть ли какие-нибудь вопросы?.. Начинаем...
Для того чтобы оживить упражнение, можно посадить всех участников спиной в кругу и предложить им сочинять свои
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml

245
фразы, основываясь на тех звуках, которые будут раздаваться в центре круга. В остальном инструкция такая же — сначала нужно повторить то, что было сказано предыдущим партнером, а потом произнести свою фразу. В этом варианте упражнения в центре круга остается тренер с некоторыми подсобными ма- териалами. Он может звонить в колокольчик, стучать каким-то твердым предметом о стул, рычать, хохотать, свистеть, пыхтеть, а также переливать воду из одного стакана в другой (это обычно вызывает хохот) и использовать еще массу других возможно- стей. После каждого “звукового сигнала” тренер сам назначает того, кто будет говорить, в случайном порядке. Важно, чтобы у каждого была возможность высказаться. Лучше, если такая возможность каждому будет предоставлена дважды.
При подведении итогов упражнения тренер может задать вопрос: “Что было труднее — сочинять свою фразу или повто- рять чужую?” Иногда половина участников говорит — сочинять, а другая половина — повторять. Однако чаще участники призна- ют, что повторять сложнее, когда ты сконцентрирован на том, что будешь говорить сам.
“Сухой остаток” упражнения. Если ты слишком занят своими мыслями, ты не всегда в состоянии повторить сказанное партнером. Однако повторению можно научиться.
Упражнение 3
Что это за товар?
Цель: отработка техники формулирования уточняющих вопросов.
Инструкция. Разделите участников на пары. Один играет роль покупателя, другой — продавца. Покупатель получает карточку с описанием того товара, который он хочет приобрести, например: “Вы ищете в подарок другу дорогую перьевую ручку известной фирмы”. Задача продавца — задавая вопросы, понять, что требуется покупателю.
Затем участники меняются ролями.
Заранее приготовьте карточки с “товарами” для покупа- телей.
Узнайте стоимость написания на заказ студенческих и аспирантских работ http://
учебники.информ2000.рф/napisat-diplom.shtml
Вернуться в каталог учебников http://
учебники.информ2000.рф/uchebniki.shtml