Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на работе, в процессе наблюдений за природой. Проблемные ситуации в этом случае возникают, когда студенты пытаются достичь своих практических целей. Обычно студенты формулируют задачу в результате анализа.
3. Постановка учебных практических задач объяснять явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, мастерской, лаборатории и т. д.
4. Поощрение студентов к анализу фактов и явлений действительности, порождая противоречия между обыденными понятиями и научными представлениями об этих фактах.
5.Составление предположений (гипотез), формулирование выводов и их экспериментальная проверка.
6. Мотивация студентов сравнивать, сопоставлять и противопоставлять факты, явления, правила, действия, которые приводят к проблемной ситуации.
7. Поощрение студентов к предварительному обобщению новых фактов. В этом случае возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет свойства новых фактов, необъяснимые их признаки.
8. Ознакомление студентов с фактами, которые необъяснимыми и привели в историю науки к формулированию научных проблем. Обычно эти факты и явления, похоже, противоречат идеям и представлениям студентов, что объясняется неполнотой, недостатком знаний.
9. Организация междисциплинарного общения.
10. Различные задачи, переформулировка вопроса.
Дидактическая ценность этой классификации обусловлена тем, что она помогает учителю выбирать конкретные способы создания проблемных ситуаций.
Опираясь на предлагаемые классификацией методы, я разработала определенный набор методов для создания проблемной ситуации на уроках.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
–Подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;
–Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
–Столкновение учащихся с неоднозначным способом решения;
–Предложение рассмотреть задачу с различных позиций;
–Задания на сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
–Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
–Определение проблемных теоретических и практических заданий (например, исследовательских);
–Постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции»).
Я попыталась продемонстрировать эти методы с помощью основных категорий проблемного обучения:
– проблемный вопрос;
– проблемная задача;
– проблемная ситуация.
Проблемная ситуация возникает, проблемный вопрос, проблемную проблему. Проблемная ситуация с точки зрения психологической науки - это ситуация, когда человек не может достичь цели с помощью известных ему знаний и методов действия, это вызывает у него искреннее недоумение «почему это не работает»? Для понимания этой проблемы существует внутренняя потребность ученика. Эти эмоции включают дополнительное внимание к проблеме, заставляя нас снова и снова проверять, на каком этапе и почему существует неразрешимая ситуация. Кроме того, специфика предмета информатики такова, что быстрые темпы создают для учителя ряд проблем, с которыми учителя не сталкиваются (постоянное изменение операционных устройств и т. д.).
Не каждый вопрос проблематичен. Если вопрос окажется слишком легким для школьников, это повлияет на область фактического развития детей и не станет мотивирующим началом для обучения, не будет проблемой для ребенка. Если вопрос слишком сложный, он также не будет мотивировать, поскольку у студентов нет знаний и навыков для ответа на вопрос.
Все эти вопросы направлены на чтение учебника или прослушивание объяснений учителя, чтобы дети могли запомнить информацию, которую они понимают и помнят. Действие включает такие когнитивные процессы, как внимание, восприятие, память, презентация. Но можем ли мы сказать, что, отвечая на эти вопросы, дети думают? ты можешь представить? Возможно нет. Зачем? Потому что репродуктивные проблемы и не включают студентов в состояние психической трудности, противоречия. Другими словами, вопросы не создают проблемной ситуации. Очевидно, что без репродуктивных проблем в образовании нельзя делать, поскольку они позволяют вам контролировать степень понимания и усвоения информации учащимися, фактический материал.
-
Сравнительная характеристика проблемного и традиционного обучения.
Традиционное обучение и проблемное обучение – это две разные методики, которые имеют свои плюсы и минусы. Обе методики применяются в школах и вузах, но некоторые учебные заведения отдают предпочтение традиционному обучению, в то время как другие выбирают проблемное.
Традиционное обучение – это методика, которая базируется на традиционных методах преподавания, таких как лекции, чтение учебников и последующие контрольные работы. Этот метод акцентирует внимание на теории и навыках, которые необходимо запоминать, что достигается повторением и применением изучаемых тем на практике.
Традиционная система обучения была основана в 17-ом столетии Я.А. Коменским и И.Ф Гербартом. В ее основе лежит классно-урочный стиль обучения. Такая система основывается на приоритет знаний в процессе обучения, которые способны развить личность учащегося. Само обучение не направлено на развитие учащегося. Классно-урочная система обучения основывалась на объединении учащихся в группы о возрастной признак и уровня развития, которые в последствии обучались вместе, проходя все этапы обучения. Занятия проходят по установленной программе, расписанию и в урочной форме. Приоритетная роль в процессе обучения отводится педагогу. Он является авторитетом. Потребности отдельной личности, ее желания и стремления не учитываются при данной организации.
Традиционная система обучения базируется на основных педагогических принципах:
–принцип научности – основан на идеи о том, что в процессе обучения невозможно получить ложные и неправдоподобные знания, они могут быть только неполными;
–принцип природосообразности - предполагает следование обучения за развитием. Процесс обучения полностью зависит от развития;
–принцип последовательности – обучение является поэтапным процессом, проходящим несколько стадий: начиная с простого, элементарного, постепенно усложняясь;
–принцип доступности – программы образования строятся на основе доступности информации для учащихся. Знания начинают даваться учащимся с простых, понятных, известных, переходя к неизвестным, более сложным и объемным;
–принцип наглядности – программы обучения предполагают применение наглядных методик и средств в учебно-воспитательном процессе, позволяющих воспринимать научную информацию, посредством задействования органов чувств;
– принцип сознательности и активности – учащийся должен быть ознакомлен с целевым назначением образования, знать задачи, поставленные на уроке и проявлять познавательную активность;
– принцип учета возрастных особенностей развития – программы образования строятся на основе возрастной специфики развития учащихся и их способностей, отвечающих возрасту.
С другой стороны, проблемное обучение – это методика, которая акцентирует внимание на решении проблем и их рассмотрении с точки зрения практических задач, стимулируя учащихся к творческому мышлению и наблюдению. Этот метод больше ориентирован на практику, в то время как теоретические знания считаются вторичными.
Одним из главных отличий между этими двумя методиками является подход к обучению. Традиционное обучение ориентировано на передачу знаний и навыков в установленном порядке, позволяя ученикам запоминать их последовательно, в соответствии с календарным планом. В проблемном же обучении ученикам предоставляются задачи, которым нужно найти решение своими силами, приобретая знания и навыки по мере необходимости.
Однако использование каждого из этих методов может иметь свои плюсы и минусы. Например, традиционное обучение может помочь ученикам освоить большое количество информации за короткий промежуток времени. Проблемное же обучение может помочь ученикам развить свои практические навыки, что может оказаться полезным в дальнейшем.
Таким образом, традиционное и проблемное обучение имеют свои преимущества в зависимости от целей, которые ставятся перед учеником и школой (см. таблицу 1). Обе методики могут помочь ученикам получить знания и навыки, но в то же время, каждая из них имеет свои особенности, которые могут помочь или затруднить процесс обучения.
Таблица 1. Сравнение традиционного обучения с проблемным
Традиционное | Проблемное |
1. Материал дается в готовом виде, учитель обращает внимание прежде всего на программу. | 1. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических задач. |
2. В устной подаче или через учебник возникают проблемы, преграды и трудности вызванные временным выключением учащегося из дидактического процесса. | 2. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигает здесь высокого уровня. |
3. Темп передачи информации ориентирован на более сильных, средних или слабых учащихся. | 3. Темп передачи сведений зависит от учащегося или группы учащихся. |
4. Контроль школьных достижений только частично связан с процессом обучения; он не является его органической частью. | 4. Повышенная активность учащихся способствует развитию позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной проверки результатов. |
5. Отсутствует возможность обеспечения всем учащимся стопроцентных результатов; наибольшую трудность представляет применение информатизации в практике. | 5. Результаты преподавания относительно высокие и устойчивые. Учащиеся легче применяют полученные знания в новых ситуациях и одновременно развивают свои умения и творческие способности. |
Итак, данная таблица отражает различия традиционного и проблемного обучения. Использование данных методов обучения требует от учителей грамотного подхода и обучения, чтобы достичь наилучших результатов в обучении учащихся.
Выводы к главе 1.
В первой главе подробно рассмотрены виды проблемного обучения и отличия проблемной задачи от проблемного вопроса. Таким образом, проблемная задача, включает в себя ряд действий, и студентам необходимо провести частичный поиск метода действия или недостаточных данных. Особенностью проблемного обучения, на мой взгляд, является то, что оно может максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения, познания, исследования и мышления. С этой точки зрения, процесс учения должен моделировать процесс продуктивного мышления, Центральным звеном которого является возможность открытия, возможность творчества. На основе предложенной классификации методов и приемов я разработала определенные приемы для создания проблемной ситуации, которые перечислены в 1 главе.
Так же данные приёмы удобнее всего демонстрировать через основные категории проблемного обучения, которыми являются:
– проблемный вопрос
– проблемная задача
– проблемная ситуация
Проблемная ситуация создается, когда учитель использует проблемный вопрос, проблемную проблему. Проблемная ситуация с точки зрения психологической науки– это ситуация, когда человек не может достичь цели с помощью известных ему знаний и методов действия, это вызывает у него искреннее недоумение «почему это не работает?». Есть личная заинтересованность и внутренняя потребность студента понять эту проблему. Эти эмоции включают в себя дополнительное внимание к проблеме, заставляют нас снова и снова проверить на каком этапе и почему возникает неразрешимая ситуации