ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 2635
Скачиваний: 1
Хорошо реконструирован у восточных славян бог грозы Перун, который ассоциируется с подобными богами индоевропейской древности. В мифе индоевропейцев показана борьба Бога Грозы с змеевидным противником, похитившим воду. Борьба заканчивается победой Бога Грозы, который возвращает в мир благодатный дождь. Образ Перуна отчётливо персонифицирован. В «Повести временных лет» культовое изображение Перуна было антропоморфным. Оно имело серебряную голову и золотые усы. Но достоверных фрагментов мифологии Перуна в древних текстах славян науке не известны49. Заимствованными у других народов в пантеоне славянских богов были: бог солнца Хорс из аланской мифологии – xur «солнце»; Симаргл – прототип иранского Симурга – огромного мифологического орла, соотнесённого с верхним миром. Есть предположения, что бога Симаргла представляли на Руси в виде образа собако-птицы50.
Два других бога славянского пантеона Стрибог и Даждьбог являются исконно славянскими51. О Стрибоге упоминается в «Слове о полку Игореве», где сказано, что ветры являются Стрибожьими внуками. Его имя – это славянское новообразование, состоящее из двух слов: иранского – bogъ и славянского – sterti (распространять, простирать)52.
К общеславянским прототипам относится и бог Велес (Волос) – бог богатства, плодородия, хранитель скота, владыка подземных живительных соков, которые питают злаки и скот. Он был богом всех, кто кормится от земли, а значит всей Руси, в отличие от Перуна – бога княжеской дружины. В эпоху христианизации Велес слился с образом святого Власия, который почитался в крестьянской среде покровителем крупного рогатого скота. Фрагменты культа Велеса инкопорированы в народное почитание святых Флора и Лавра – покровителей коневодства, святого Василия Кесарийского – покровителя свиноводства. Фольклорные и этнографические данные свидетельствуют в пользу совмещения в синкретической религии культов Велеса и святого Николая53.
Помимо общепризнанных верхних богов, в славянский пантеон вошли божества среднего мира, населённого людьми. К таковым, например, относился бог огня Сварог. Домашний огонь считался святым вплоть до XIX века. В крестьянской среде нельзя было при огне браниться, плевать в него и делать другие непотребные действия, оскорблявшие домашний огонь. Огонь считался идеей дома, а глава семьи назывался огнищанином. Культ бога Рода выражал идею единства поколений, уходившей своими корнями в глубокую древность за пределы отдельной семьи. Этот бог выражал также отдельный культ княжеских родоначальников54. К божествам среднего мира относились и общеславянские образы дев судьбы, которые определяли долю новорождённого. Образ этих рожаниц совмещался с поклонением Богородице55.
К богам низшего уровня у древних славян относились духи, оборотни, бесы, название которых происходит от болгарского слова бяс (дикая ярость, злоба) и македонского – бес (бешенство, ярость, злоба), а также другие представители славянской демонологии. О демонологии древних славян можно судить по данным этнографии и фольклористики. К наиболее враждебным и опасным бесам относилась «группа полудемоном человеческого происхождения». Эту группу составили люди, которые ушли в мир иной неестественным путём без узаконенных обрядов, а потому не порвавших с земной жизнью и вредивших живым. К ним относились упыри (ходячие покойники с богровым лицом и хвостом), вурдалаки, ведуницы, отчасти русалки и прочее56.
Помимо низших богов, находившихся на границе земного и загробного миров, религиозное сознание древних славян сохранило образы призраков потустороннего мира: манья – безобразный призрак умершей старухи, которая ищет по свету погубленного ею сына; духи, олицетворявшие болезни – тресея, огнея, мимохода, лихорадка; смертоносные существа женского рода, приносившие смерть – марухи, мора, кикиморы (уродливые, косоглазые с заиканием и немотой), водяной (старик с одутловатым лицом, длинной зелёной бородой, раздутым животом) и т.д. Все эти персонажи низшей мифологии разделены в соответствии с архаическим представлением древних славян о картине мира на чужих (диких, неосвоенных пространствах) и своих. К чужим, например, относились водяной, леший, болотник, а к своим, то есть освоенным, привычным для людей и домашней атмосферы – домовой, овинник, дворовый, полевой и прочее57. Группа существ низшей мифологии представляла персонифицированные понятия о судьбе. Таковыми стали Доля, Недоля, Нужа, Лихо, Горе, Среча, Несреча, Усуд и т.д. К этим понятиям примыкают и этические понятия – Правда, Кривда. В религиозном славянском языке существует понятие чёрт. Название этого демонологического существа родственно слову «бес», но имеет не только общеславянские, но и индоевропейские признаки. Чёрт не ограничен конкретной территорией на земле и потустороннего мира. Он не ограничен также временем года, может появляться всегда и везде, даже в церкви, «на зов или без зова», во что угодно превращаться58. При этом любимое место пребывания чертей на перекрёстках, развилках дорог, на порубежных местах времени. Это свидетельствует о наличии у древних славян магии и мифологии.
У древних славян был очень развит культ предков. Он основывался на уходящую корнями в индоевропейскую древность веру в существование бессмертной души. Душа предков выступала в роли помощников для живых родственников, если усопший умер естественной смертью и прошёл все стадии жизни. Чтобы сохранить все стадии жизни для умерших в молодые годы, древние славяне соблюдали ритуал погребения с ритуалом свадьбы, а именно хоронили в свадебных одеждах, с изготовлением свадебного деревца, с участием в похоронной процессии дружка. Считалось, что этот ритуал восполнял пропущенные звенья жизненной цепи59. На русском севере древних славянских кладбищ ещё во второй половине I тысячелетия н. э., полагая, что усопший частью своего существа, продолжал жить в могиле, погребали его головой на закат солнца, чтобы его лицо могло озаряться первыми лучами восхода. Могила представлялась, как дом умершего. Поэтому за ней старались ухаживать. Существовал также обряд кормления предков на могилах.
Затем протославянская эпоха пережила крутой перелом в погребальном обряде. При этом ранний обряд захоронения продолжал существовать. До конца I тысячелетия н. э. у славян была преобладающей древнеевропейская традиция кремации. Тело сжигали, собирали кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах. В «Повести временных лет» рассказано об этом обряде у вятичей. Считалось, что так усопший отправлялся в дальние края, причём, не только сухопутным, но и водным путём60. Имеет праславянскую природу и поминальный обряд зажигания свечей, пускания их на дощечках по течению воды. Он основан на представлении о воде как стихии, соединяющей мир живых и мёртвых.
Вопросы и задания для повторения:
-
Каковы религиозные предпосылки бесстрашия кельтов и их презрения смерти.
-
Назовите имена богов кельтов и расскажите об обряде жертвоприношения им.
-
Изложите религиозные представления древних германцев о возникновении мира.
-
Каковы были религиозные ритуалы и магические коллективные обряды у древних германцев.
-
Расскажите об исторических предпосылках особенностей религиозной культуры и этимологии древних славян, об особом отношении их к земле.
-
Назовите имена, уровни и функции славянских божеств. Культ предков у древних славян.
Лекция V. Языческая культура Индии и Китая.
Ведическая религиозная культура. В середине II тысячелетия до н. э. в Индию вторглись воинственные, иранского происхождения, кочевые племена арьев и осели на её территории. С приходом этих племён связано возникновение древнейшего памятника индийской словесности Веды61, которые написаны на санскрите62. Эпоха создания ведического канона получила название ведического периода, а религиозные представле-
ления этого времени – ведической религией.
Ведический календарь
В ведической литературе содержатся сведения о войне, борьбе за власть, о тяжёлом созидательном труде. Все эти сведения наполнены божественным откровением. Основу ведической культуры составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов
и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы
для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний). Наряду с религиозными аспектами веды включали басни, сказки, и
даже элементы сатиры. Вначале Веды передавались устно из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы. Позднее ведическую литературу дополнили религиозно-философские комментарии – Упанишады и Араньяки, посвящённые различным вопросам ведической теологии. Изучению Вед придавалось исключительно большое значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц. Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами представлены двумя эпическими поэмами: Махабхарата («Великая война потомков Бхараты»), которая состоит из 107 тысяч двустиший; Рамаяна («Сказание о подвигах Рамы»), состоящая из 24 тысяч двустиший. Тексты этих поэм оформились во второй половине I тыс. до н. э. Поэмы рассматриваются как священные книги, руководство при решении спорных вопросов. Герои поэм – Кришна и Рама включены в религиозный индусский пантеон как воплощение бога Вишну. Известная заповедь «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому» впервые прозвучала в строках Махабхараты. Ведическая литература содержит сведения различных областей знаний, в частности, знания о земледелии, по медицине, геометрии, о ремёслах, военной технике, астрономии и пр.
Среди ведических богов отсутствует иерархия и система взаимосвязи. В разных ведических книгах даётся различное их количество. Самой большой цифрой, определяющей количество ведических богов, является 3339. Боги олицетворяют космос и природу, определённая их часть – качества души. Наиболее популярным богом является Индра, олицетворявший силу, плодородие, мужское начало. Он – бог-громовержец, воин и молодой царь богов. Он дружелюбен к ариям, вдохновляет поэтов и певцов. Другой бог Варуна – судья и хранитель закона – царит над миром, богами и людьми, посылая возмездие за грехи в виде болезней и бедствий. Бога огня – Агни – один из жрецов похитил с неба, а бог дождя носил имя Сома. В честь многочисленных ведических богов совершались обряды, жертвоприношения. Сначала жертвами были животные, потом фигурки из теста, а также молоко и жидкая каша. Веды довольно туманно повествуют о сотворении мира. То ли он создан из некой пустоты, то ли его первоосновой стал тысячеглазый, тысяченогий, тысячеголовый первочеловек Пуруша, расчленённый богами. У ариев, существовало царство бога мёртвых Ямы. В загробном мире человек встречается с тенями своих предков, получает новое тело, наделённое здоровьем и красотой63.
Древние свидетельства религиозных верований Китая. В XIV веке до н.э. сложилось одно из первых государств Китая Шан. (1384-1111 годы до н.э.), завоёванное племенами арии и инь. Образовалось государство Инь, завоёванное в XI веке до н.э. племенем Чжоу. Сформировалось Чжоуское государственное образование (1027-777 годы до н.э.)64, распавшееся к VII веку на несколько самостоятельных царств. «В VIII веке до н.э. Западный Чжоу попал под влияние Восточного Чжоу. Период с V по III век до н.э. китайские историки определяют как эпоху «Борющихся царств», где ведущая роль принадлежала царству Цинь. Под эгидой этого сильнейшего царства во второй половине III века до н.э. произошло объединение Китая в централизованное государство. Острая борьба крупных царств за гегемонию нашла отражение в борьбе философско-политических и этических школ»65. Как показывают археологические исследования, уже 100-50 тысяч лет назад у предков китайцев стало зарождаться религиозное самосознание. В ходе раскопок горной пещеры Джоукоу дянь, расположенной в предместьях Пекина, были обнаружены захороненные тела головами в сторону верхнего участка пещеры. Раскопки свидетельствуют о важности похоронного ритуала для пещерного человека. У пещерных людей существовала вера в загробную жизнь.
В эпоху правления династии Шан развитие получил культ поклонения предкам. Об этом свидетельствуют надписи на костях или черепашьих панцирях, обнаруженных при раскопках. Шанское общество было очень суеверным и обращалось к своим предкам с просьбой указать способ действия похоронной церемонии, военной победы, хорошего урожая и прочее. Со временем для этих просьб утвердилось верховное божество Шан ди. Каждый предсказательный ритуал жёстко контролировался правителем вплоть до династии Чжоу. В эпоху «Западногго Чжоу», его правитель стал Сыном Неба, «земным воплощением поднебесной». Это представление о правителе сохранилось и в императорском Китае до XX века66.
Древние китайские религиозные верования, такие как культы поклонения Небу и Земле, а также культы поклонения предкам, несколько изменённые Конфуцианством и другими китайскими религиозными верованиями, сохранились и в наши дни.
Лекция I. Национальные религии Индии.
Зарождение индийской национальной религии относится к III тысячелетию до н. э. – периоду, так называемой, протоиндийской цивилизации, современницы древнего Египта и Месопотамии. Религия Индии родилась среди земледельческих племён, населявших долину реки Инда, и тесным образом связана с земледельческими культами, которые были подчинены цели увеличения плодородия. Именно поэтому в ней почиталось женское и мужское начало. Женское начало отражено в найденных глиняных фигурках с ярко выраженными женскими половыми признаками. Сексуальная мужская сила была выражена в статуэтках баранов и буйволов. Культ буйвола, почитаемого в древности как олицетворение плодородия и власти царя, сохранился в Индии до сих пор.
Ведическая религиозная культура, как основа национальных религий Индии. В середине II тысячелетия до н. э. в Индию вторглись воинственные, иранского происхождения, кочевые племена арьев и осели на её территории. С приходом этих племён связано возникновение древнейшего памятника индийской словесности Веды67, которые написаны на санскрите68. Эпоха создания ведического канона получила название ведического периода, а религиозные представления этого времени – ведической религией.
В ведической литературе содержатся сведения о войне, борьбе за власть, о тяжёлом созидательном труде. Все эти сведения наполнены божественным откровением. Основу ведической культуры составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов и песнопений), Яджур-Веда (молитвенные формулы для совершения жертвоприношений), Атхарва-Веда (сборник песнопений и заклинаний).
Наряду с религиозными аспектами Веды включали басни, сказки и даже элементы сатиры. Вначале Веды передавались устно из поколения в поколение. Затем жрецы обработали и записали их. При этом каждая Веда стала иметь свои ритуальные комментарии – Брахманы.
Позднее ведическую литературу дополнили религиозно-философские комментарии – Упанишады и Араньяки, посвящённые различным вопросам ведической теологии.
Изучению Вед придавалось исключительно большое значение и приравнивалось к незыблемым нравственным нормам: принесению жертв богам, помощи страждущим, гостеприимству, кормлению животных и птиц.
Древнейшие стихотворные предания и легенды, дополненные героическими стихами, философскими, религиозными, правовыми и хозяйственными трактатами представлены двумя эпическими поэмами: Махабхарата («Великая война потомков Бхараты»), которая состоит из 107 тысяч двустиший; Рамаяна («Сказание о подвигах Рамы»), состоящая из 24 тысяч двустиший.