ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
80 5) используемая музыка не соответствует содержанию исполь- зуемого на данном этапе «текста».
6 этап. Медитативные техники, которые подключатся к ви- зуализации (5 этапу), «сливаясь» с ним, позволяют более эффектив- но усваивать такой метод психической саморегуляции как «уста- новки».
Стоит учитывать при организации и проведении сеанса релакса- ции: данный этап используется не в каждом алгоритме, что определя- ется целью сеанса.
Ошибка организации и проведения сеанса релаксации на данном этапе: не верно сформулированные и не соответствующие цели сеанса установки, которые занимают важное место при проведении медита- тивных техник.
7 этап. Выведение человека из состояния глубокой расслаблен- ности необходимо осуществлять постепенно, заменяя его состоянием активизации (последнее возможно с отсрочкой и при условии осуще- ствления эффективной релаксации в процессе всего сеанса).
Стоит учитывать при организации и проведении сеанса релак- сации:
1) при использовании признаков транса, на «выходе» убирать
«трансогенность» голоса;
2) применять установки с использованием глаголов совершен- ного вида;
3) при глубоком погружении клиента в состояние расслаблен- ности / трансовое состояние, дать больше времени на выход.
Ошибка организации и проведения сеанса релаксации на данном этапе: резкое и слишком быстрое выведение человека из состояния глубокой расслабленности (особенно стоит учитывать при использо- вании признаков транса).
8 этап. Обратная связь обязательна для диагностики и оценки психологом состояния клиента, а также сбор соответствующей ин- формации позволяет осуществить коррекцию следующих сеансов, адаптируя их, основываясь не только на ситуативные факторы
(1 этап), но и опираясь на индивидуальные особенности клиента (ли- бо категории клиентов).
Стоит учитывать при организации и проведении сеанса релакса- ции: при актуализации у клиента эмоций и чувств во время сеанса релаксации, предложить доработать при необходимости (в данном случае, имеется в виду психологическое сопровождение).
81
Ошибки организации и проведения сеанса релаксации:
1) отсутствие организации и проведения обратной связи;
2) однозначность высказываний тренера и категоричность вы- водов по результатам проведенного сеанса (нарушение принципа ин- терпретации).
9 этап. Происходит закрепление позитивного настроя и моби- лизация активности организма за счет малоактивных упражнений, адекватных для применения состоянию клиентов на данном этапе ра- боты.
Стоит учитывать при организации и проведении сеанса релак- сации:
1) данный этап используется не в каждом алгоритме, что опре- деляется целью сеанса;
2) в основном применяется при работе с группой.
Ошибки организации и проведения сеанса релаксации на дан- ном этапе: использование физически активных упражнений. Такой вариант не подходит для данного этапа, поскольку организму нужно время, чтобы самостоятельно выйти из состояния расслабленности.
Заключительная часть алгоритма сеанса релаксации.
Заключительная часть включает в себя информирование кли- ента о его состоянии и возможных пострелаксационных реакциях как отсроченном результате (как, чаще, в виде активизации, так и, реже, в виде «досыпания» – в зависимости от актуального состояния).
Стоит учитывать при организации и проведении сеанса релакса- ции: внимание клиентов сразу после сеанса релаксации может быть несколько рассеяно.
Ошибка организации и проведения сеанса релаксации на данном этапе: информирование клиента в виде негативных либо неверно сформулированных установок.
«Секреты» организации и проведения
сеанса релаксации
Также есть свои «секреты» организации и проведения сеанса ре- лаксации, которые стоит учитывать во время всего процесса.
Стоит учитывать при организации и проведении сеанса релаксации:
1) важно установить тренеру и сохранять в течение всего про- цесса сеанса релаксации плавность речи и спокойствие голоса, что в свою очередь зависит от собственного дыхания тренера;
82 2) для сбора информации и последующей ее и интерпретации рекомендуется «боковым зрением» наблюдать за реакциями (слезы, смех, самопроизвольные движения мышц, поведенческая активность и др.) клиента(ов);
3) при работе с группой следует по ходу инструкции напоми- нать клиентам, что они могут выполнять ее в своем ритме;
4) голос тренера также как музыка идет фоном в процессе сеан- са релаксации, но в сравнении с музыкой «фоном первого плана».
Ошибки организации и проведения сеанса релаксации:
1) мало времени, уделенного на каждый из компонентов алго- ритма сеанса релаксации и как следствие при недостаточности време- ни, отведенного на весь сеанс, недостижимость цели;
2) быстрая/ слишком активная/ тихая (когда не слышно клиенту или приходится прислушиваться) речь;
3) безинтонационность/ излишняя интонационность;
4) сбивчивое дыхание тренера;
5) музыка громче, чем речь;
6) необоснованные паузы в речи тренера по ходу проведения сеанса релаксации;
7) не доработана используемая техника (требует своей модифи- кации либо адаптации под конкретный запрос).
Помимо содержательной стороны релаксационного сопровож- дения (составление алгоритм сеанса релаксации в соответствии с це- лью) за эффективную реализацию данного процесса отвечают специ- ально созданные для этого условия [3, с. 17–18].
Технологичность процесса реализации
сеанса релаксации
Технология сеанса релаксации – это методика работы специали- ста при оказании релаксационно-психологической помощи, представ- ляющая собой совокупность способов, используемых при управлении психоэмоциональным благополучием людей за счет снижения и нивелирования внешних и внутренних стрессоров, используя уп- ражнения и психологические техники саморегуляции, а также релак- сационно-психологическим сопровождением как в ходе индивиду- ального, так и группового сеанса релаксации [3, с. 19–20].
Сеанс релаксации, как психологическая технология, представля- ет собой комплекс релаксационных мер и приемов, направленных
83 на управление собственным психоэмоциональным состоянием, как следствие, физическим (саморегуляцию), что схематично изображено на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Технология сеанса релаксации (авторский вариант)
По рисунку видно, что цель запроса определяет алгоритм сеанса релаксации, которых, в свою очередь, – шесть. По авторскому вари- анту алгоритм сеанса релаксации имеет 9 этапов, что представлено в табл. 2.1. Каждый из этапов имеет основной способ саморегуляции, но применяться может из возможных четырех, которые определены авторами, занимающимися вопросами управления собственным пси- хофизиологическим состоянием.
Каждый из способов может реализовываться психотехниками, релаксационными способами и упражнениями, которых множество.
Контрольные вопросы и задания
1. Что понимается под сеансом релаксации?
2. Какие цели может преследовать сеанс релаксации?
3. Какие условия необходимо создать при организации и прове- дении сеанса релаксации?
4. Как схематично выглядит алгоритм сеанса релаксации?
5. Дайте определение понятия «технология сеанса релаксации».
84 6. Отработайте релаксационные мероприятия: дыхательные тех- ники, аутотренинг, визуализация и медитативные техники, упражне- ния, позволяющие управлять тонусом мышц.
7. Отработайте применение признаков транса по Милтону Эрик- сону.
8. Составьте алгоритм сеанса релаксации исходя из поставлен- ной цели.
9. Подготовьте, организуйте и проведите сеанс релаксации в полном алгоритме.
10. Подготовьте, организуйте и проведите сеанс релаксации в соответствии с целью.
11. Составьте программу сеансов, где релаксация представлена как психологическая технология.
85
ПОСЛЕСЛОВИЕ
В связи с высокой стрессовостью нашей жизни, а также с учетом таких отличительных особенностей работы психолога, как высокая энергозатратность и психоэмоциональная включенность личности специалиста, трудно переоценить необходимость изучения методов саморегуляции и психологической разгрузки.
Поскольку развитая саморегуляция – это качество, необходимое при изменениях, происходящих в условиях окружающей среды, зна- ния методов саморегуляции способны привести к сохранению внут- ренней стабильности человека, работая через системы разных уров- ней. Если сказать точнее, то саморегуляция – это процесс управления собственным психофизиологическим состоянием, в том числе пове- дением.
И прежде чем учиться управлять процессами в рамках своей профессиональной деятельности, специалисту важно уметь управлять собой. Это не только залог сохранения себя в профессии (профилак- тика от эмоционального выгорания) и в жизни (сохранение своего психосоматического здоровья), но и залог успешной реализации себя в профессии (качество выполняемых работ).
Образование как в высшей школе, так и в дополнительном про- фессиональном образовании, строится не только на формировании знаний, умений и навыков, но и, необходимых для реализации про- фессиональных функций, компетенций. В связи с этим, саморегуля- ция, связанная с обеспечением самоорганизации различных видов психической активности человека, – это тот навык, который способ- ствует формированию целого ряда профессиональных компетенций.
86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Золотокрылин А. Практика психической саморегуляции. Пен- за : Золотое сечение, 2011. 480 с.
2. Личностные и когнитивные аспекты саморегуляции деятель- ности человека. М. : Психологический ин-т РАО, 2006. 320 с.
3. Марина И. Е. Организация и проведение сеанса релаксации
[Электронный ресурс] : учеб. пособие. – Красноярск: СибГТУ,
2016. 100 с. URL: http://library.sibgtu.ru/jirbis/index.php?option=com_ irbis&Itemid=88889143 (дата обращения: 15.03.2019).
4. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность чело- века. М. : Наука, 2010. 519 с.
5. Александров А. А. Аутотренинг. СПб. : Питер, 2012. 240 с.
6. Алиев Х. М. Открой свой мир! вКЛЮЧи внутренние резервы.
СПб. : Питер, 2011. 208 с.
7. Вагин И. Мастер-класс Игоря Вагина. Лучшие психотехники.
СПб. : Питер, 2006. 224 с.
8. Васютин А. М. «Психохирургия или психотерапевтические техники нового поколения». М. : «Никола 21 век», 2004. 657 с.
9. Гейссельхарт Р. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации.
М. : Омега-Л, 2006. 118 с.
10. Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. СПб. : Речь, 2005. 60 с.
11. Гримак Л. П. Психология активности человека: Психологи- ческие механизмы и приемы саморегуляции. М. : ЛИБРОКОМ, 2014.
368 с.
12. Дыхательная гимнастика / авт.-сост. Л. Орлова. Минск :
Харвест, 2006. 64 с.
13. Игумнов С. А., Жебентяева В. А. Стресс и стресс-зависимые заболевани. СПб. : Речь, 2011. 346 с.
14. Каматтари Д., Баскакова В. 10+1 методов расслабления. М. :
Институт общегуманитарных исследований, 2012. 160 с.
15. Кермани К. Аутогенная тренировка. М. : ЭКСМО-Пресс,
2002. 448 с.
16. Ключников С. Ю. Мастер саморегуляции. Как реализовать потенциал сознания: упражнения и психотехники. Система созна- тельной саморегуляции. М. : Беловодье, 2008. 484 с.
17. Макартычева Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. СПб. : Речь, 2006. 192 с.
87 18. Монина Г. Б., Раннала Н. В. Тренинг «Ресурсы стрессо- устойчивости». СПб. : Речь, 2009. 250 с.
19. Шапарь В. Б., Россоха В. Е., Шапарь О. В. Новейший психо- логический словарь / под общ. ред. В. Б. Шапаря. Ростов н/Д : Фе- никс, 2005. 808 с.
20. Пасечник Л. В. Реабилитация депрессивного состояния у де- тей. М. : ТЦ Сфера, 2007. 96 с.
21. Полякова О. Н. Стресс: причины, последствия, преодоления.
СПб. : Речь, 2008. 144 с.
22. Практикум по психологии состояний : учеб. пособие. СПб. :
Речь, 2004. 480 с.
23. Стишенок И. В.Тренинг уверенности в себе: развитие и реа- лизация новых возможностей. СПб. : Речь, 2006. 240 с.
24. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост : пер. с англ. М. : Мир, 2004. 2095 с.
25. Шевцова И. В. Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста. СПб. : Речь, 2007. 192 с.
26. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции.
СПб. : Питер, 2012. 256 с.
88
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень ключевых слов
Алгоритм сеанса релаксации
Аутогенная тренировка
Визуализация
Внешние и внутренние факторы саморегуляции
Дыхание
Медитация
Методы саморегуляции
Методы психологической разгрузки
Нервно-мышечная релаксация
Ошибки организации и проведения сеанса релаксации
Правила организации и проведения сеанса релаксации
Прогрессивная мышечная релаксация
Психическая саморегуляция
Саморегуляция
Сеанс релаксации
Способы саморегуляции
Стресс
Технология сеанса релаксации
Управление дыханием
Управление образом
Управление словом
Управление тонусом мышц
Условия организации сеанса релаксации
Условия проведения сеанса релаксации
89
Учебно-теоретическое издание
Марина Ирина Евгеньевна
МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ
И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ
Учебное пособие
90
Редактор К. С. Мирошникова
Оригинал-макет и верстка М. А. Светлаковой
Подписано в печать 12.10.2019. Формат 60×84/16. Бумага офисная.
Печать плоская. Усл. печ. л. 5,3. Уч.-изд. л. 5,8. Тираж 50 экз.
Заказ . С 281/19.
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 24.49.04.953.П.000032.01.03 от 29.01.2003 г.
Редакционно-издательский отдел СибГУ им. М. Ф. Решетнева.
Отпечатано в редакционно-издательском центре
СибГУ им. М. Ф. Решетнева.
660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31.