Файл: Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ орел 2022.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
VIII. Особенности проектирования образовательных программ для организации летнего отдыха
Дополнительное образование в детском лагере направлено на решение следующих задач:
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- выравнивание начальных возможностей развития личности ребёнка;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- укрепление психического и физического здоровья ребёнка;
- выбор индивидуального образовательного пути;
- самореализация личности ребёнка и педагога.
Дополнительное образование в детском оздоровительном учреждении предполагает выстраивание индивидуальной траектории развития учащихся. Необходимо более полно использовать воспитывающую среду оздоровительного лагеря для реализации детьми своих возможностей. Именно дополнительное образование сегодня позволяет реализовать личностную функцию образования и является неотъемлемой частью воспитательной системы лагеря, не только предоставляя детям свободу выбора деятельности и делая досуг более содержательным, но и помогая им в социальном и профессиональном самоопределении.
Типовая модель 1. «Краткосрочная образовательная программа»
Типовая модель 1 образовательной программы для организации летнего отдыха детей реализуется в лагере с дневным пребыванием и представляет собой перечень дисциплин, по каждой из которых проводится 1-2 занятия, (учебный план) и комплекс воспитательных досуговых и оздоровительных мероприятий, которые объединены общим игровым сюжетом (концепцией). Дети посещают занятия и мероприятия по желанию.
Основной целью образовательной программы данной модели является помощь в определении интересов детей и подростков; ее характерной особенностью – организация образовательного досуга и оздоровительной деятельности. Образовательная программа предоставляет возможность обучающемуся в условиях образовательного досуга попробовать себя в различных видах деятельности и, при желании, продолжить обучение по данному направлению в течение учебного года.
Пример учебного плана образовательной программы типовой модели 1:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа летнего лагеря с дневным пребыванием социально-педагогической направленности «Название лагеря».
Дисциплины | Трудоемкость (кол-во ак.ч.) | Формы аттестации |
Фотография | 4 | педагогическое наблюдение |
Скалолазание | 4 | |
Акварель | 4 | |
Батик | 4 | |
Скрапбукинг | 4 | |
ИТОГО объем программы | 20 |
Типовая модель 2. «Краткосрочная модульная образовательная программа»
Типовая модель 2 образовательной программы для организации летнего отдыха детей реализуется в лагере с дневным пребыванием и представляет собой набор краткосрочных образовательных модулей (учебного плана) и комплекса воспитательных досуговых и оздоровительных мероприятий, которые объединены общим игровым сюжетом (концепцией). Дети могут выбрать 1-2 образовательных модуля для освоения, определив тем самым для себя индивидуальный учебный план. Основной целью образовательной программы данной модели является самоопределение детей и подростков, расширение их компетентности в выбранном виде деятельности.
Программа реализуется, как правило, на стартовом уровне сложности. Для детей, ранее занимающихся данными видами деятельности, программа может быть реализована и на базовом, и на продвинутом уровне. Так как программа является краткосрочной, целесообразно формировать группы для освоения программы на одном уровне сложности.
Программа может быть любой из шести направленностей дополнительного образования (художественной, технической, естественнонаучной, социально-педагогической, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной), а также может быть интегрированной и состоять из модулей нескольких направленностей дополнительного образования.
Пример учебного плана образовательной программы типовой модели 2:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профильной смены определенной направленности «Название смены» летнего лагеря с дневным пребыванием.
Модули (по выбору) | Трудоемкость (кол-во ак.ч.) | Формы аттестации |
Футбол | 20 | контрольные нормативы |
Волейбол | 20 | контрольные нормативы |
Каратэ | 20 | показательное выступление |
Ритмика | 20 | показательное выступление |
Шахматы | 20 | турнир |
ИТОГО объем программы | 20 – 40 | |
Типовая модель 3. «Летний модуль»
Типовая модель 3 образовательной программы для организации летнего отдыха детей представляет собой дополнительный образовательный модуль в долгосрочной образовательной программе, которую в течение учебного года осваивал обучающийся, а также комплекс воспитательных, досуговых и оздоровительных мероприятий, которые объединены общим игровым сюжетом (концепцией). «Летний модуль» обучающиеся осваивают по желанию: модуль реализуется в лагере с дневным пребыванием. Образовательная программа предоставляет возможность обучающимся на различных уровнях (стартовом, базовом, продвинутом) продолжить образовательный процесс в летний период, разнообразив содержание изучаемых дисциплин, закрепив полученные в течение учебного года навыки, а также позволяет существенно повысить воспитательный потенциал образовательной программы.
«Летний» образовательный модуль реализуется на тех же уровнях сложности, что и вся долгосрочная программа. Занятия могут быть организованы как в разных группах по каждому уровню сложности, так и в одной группе для детей, осваивающих программу на разных уровнях сложности.
Пример учебного плана образовательной программы типовой модели 3:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа определенной направленности по определенному виду деятельности.
Дисциплины (модули) | Трудоемкость | Формы аттестации | ||
уровень сложности | кол-во ак.ч. | |||
Изобразительное искусство | стартовый | 72 | выставка работ | |
базовый | 144 | выставка работ | ||
продвинутый | 216 | выставка работ | ||
Летний модуль. Пленэр | стартовый, базовый, продвинутый | 20 | выставка работ | |
ИТОГО объем программы | | 432 – 492 | |
Типовая модель 4. «Заочная школа»
С развитием информационно-телекоммуникационных сетей заочная форма обучения все чаще применяется образовательными организациями с одновременным использованием дистанционных образовательных технологий (так называемое, обучение offline). Такая форма обучения позволяет, с одной стороны, самостоятельно и гибко выстраивать свой график занятий, изучать программный материал в подходящем именно для конкретного обучающегося темпе, самостоятельно определять глубину и широту изучения основных дидактических единиц, но, в то же время, позволяет получать информационную и консультационную помощь и поддержку от педагога, опосредованный текущий контроль за освоением программного материала. Вместе с возможностью взаимодействия обучающегося и педагога, территориально находящихся на значительном друг от друга расстоянии, такая организация образовательного процесса делает его чрезвычайно востребованным.
Заочная форма обучения может применяться в любой из рассмотренных трех типовых моделей образовательных программ для организации летнего отдыха, а также для реализации любых дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в другой (учебный) период.
Типовая модель 4 образовательной программы для проведения заочных школ, в том числе в летний период, представляет собой образовательный модуль, реализуемый в заочной форме, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, осваиваемый детьми, как в домашних условиях, так и в условиях лагеря с дневным пребыванием. Лагерь с дневным пребыванием и образовательный модуль для заочного обучения могут быть организованы как на базе одного учреждения, так и на базе разных учреждений (в сетевой форме), что особенно актуально для удаленных территорий.
Основные понятия и правовые нормы
Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме (п. 2 ст. 17 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»).
Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией