Файл: Рабочая программа дисциплины Теория механизмов и машин Направление подготовки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Пензенский государственный технологический университет»
(ПензГТУ)
Факультет промышленных технологий
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
О.А. Голышевский
«___»______________2020 г.
Рабочая программа дисциплины
Теория механизмов и машин
Направление подготовки
15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение
машиностроительного производства»
Профиль подготовки
Технология машиностроения
Уровень высшего образования
БАКАЛАВРИАТ (прикладной)
Пенза
2020
1 Планируемые результаты обучения по дисциплине
1.1 Цель освоения дисциплины
Программа дисциплины «Теория механизмов и машин» (далее – дисциплина) предназначена для студентов, обучающихся по направлению подготовки 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» (профиль подготовки – Технология машиностроения.
Целью освоения дисциплины является: формирование знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности и компетенций в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) данного направления подготовки, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 1000.
1.2 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Перечень дисциплин, наряду с данной дисциплиной формирующих компетенции (согласно учебному плану), с указанием этапов (семестров) формирования компетенции приведён в таблице 1.2.1.
Таблица 1.2.1
Компетенция | Текст компетенции | *Этап (семестр) формирования компетенции |
Индекс дисциплины по учебному плану | Название дисциплины, формирующей компетенцию | |
Выпускник должен обладать: | ||
ОПК-4 | способностью участвовать в разработке обобщенных вариантов решения проблем, связанных с машиностроительными производствами, выборе оптимальных вариантов прогнозируемых последствий решения на основе их анализа | |
Б1.Б.12 | Химия | 1 (семестр 1) |
Б1.Б.8 | Математика | 1 (семестры 1, 2) |
Б1.Б.11 | Физика | 1 (семестры 1, 2) |
Б1.Б.19 | Материаловедение | 1 (семестры 2, 3) |
Б1.Б.9 | Теория вероятностей и математическая статистика | 1 (семестр 3) |
Б1.Б.14 | Теоретическая механика | 1 (семестр 3) |
Б1.В.ОД.2 | Процессы и операции формообразования | 2 (семестры 3,4) |
Б1.Б.16 | Сопротивление материалов | 2 (семестр 4) |
Б1.Б.10 | Дискретная математика. Численные методы. Методы оптимизации | 2 (семестр 4) |
Б1.В.ДВ.3.1 | Основы инженерного творчества | 2 (семестр 4) |
Б1.В.ДВ.3.2 | Основы научных исследований | |
Б1.Б.17 | Теория механизмов и машин | 2 (семестр 4) |
Б1.Б.18 | Детали машин | 3 (семестр 5) |
Б1.Б.23 | Теория автоматического управления | 3 (семестр 6) |
ФТД.3 | Системы приводов технологического оборудования | 3 (семестр 7) |
Б3.Д.1 | Государственная итоговая аттестация. Подготовка и защита ВКР | 3 (семестр 8) |
ПК-2 | способностью использовать методы стандартных испытаний по определению физико-механических свойств и технологических показателей материалов и готовых машиностроительных изделий, стандартные методы их проектирования, прогрессивные методы эксплуатации изделий | |
Б1.Б.19 | Материаловедение | 1 (семестры 2,3) |
Б1.Б.16 | Сопротивление материалов | 2 (семестр 4) |
Б1.Б.17 | Теория механизмов и машин | 2 (семестр 4) |
Б2.П.3 | Производственная практика. Преддипломная практика | 3 (семестр 8) |
Б3.Д.1 | Государственная итоговая аттестация. Подготовка и защита ВКР | 3 (семестр 8) |
*При указании этапов формирования компетенций используются следующие обозначения:
1 – начальный этап формирования компетенции,
2 – промежуточный этап формирования компетенции,
3 – завершающий этап формирования компетенции.
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны иметь знания, умения, навыки, характеризующие этапы формирования компетенций (таблица 1.2.2).
Таблица 1.2.2
Номер/ индекс компетенции | Содержание компетенции (с указанием, при необходимости, части компетенции, формируемой данной дисциплиной) | В результате освоения дисциплины обучающиеся должны | ||
знать | уметь | иметь навыки и (или) опыт деятельности | ||
ОПК-4 | способностью участвовать в разработке обобщенных вариантов решения проблем, связанных с машиностроительными производствами, выборе оптимальных вариантов прогнозируемых последствий решения на основе их анализа | – основные положения анализа и синтеза механизмов технологического оборудования, связанных с машиностроительными производствами | – выполнять расчеты по структурному, кинематическому, кинетостатическому и динамическому анализу и синтезу механизмов технологического оборудования машиностроения | – выбора оптимальных вариантов конструктивных решений механизмов технологического оборудования машиностроения на основе их анализа |
ПК-2 | способностью использовать методы стандартных испытаний по определению физико-механических свойств и технологических показателей материалов и готовых машиностроительных изделий, стандартные методы их проектирования, прогрессивные методы эксплуатации изделий | – стандартные методы проектирования механизмов технологического оборудования различных видов | – использовать стандартные методы проектирования механизмов технологического оборудования машиностроения | – выполнения расчетов по проектированию механизмов технологического оборудования машиностроения на основе их анализа |
2 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина (Б1.Б.17) «Теория механизмов и машин» относится к числу обязательных дисциплин базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
Для освоения дисциплины необходимы знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, полученные в результате освоения дисциплин «Химия», «Математика», «Физика», «Материаловедение», «Теория вероятностей с элементами математической статистики», «Теоретическая механика», «Процессы и операции формообразования», «Дискретная математика. Численные методы (на базе Matlab). Методы оптимизации», «Сопротивление материалов».
Знания, умения, навыки и (или) опыт деятельности, полученные студентами в процессе изучения дисциплины «Теория механизмов и машин», является основой для последующего изучения дисциплин «Экология», «Основы инженерного творчества», «Основы научных исследований», «Детали машин и основы конструирования», «Системы приводов технологического оборудования», успешного прохождения производственной практики и преддипломной практики, а также государственной итоговой аттестации.
3 Объём дисциплины
Объём дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 академических часов.
На контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся (СРС) выделено:
по очной форме обучения: контактная работа – 49 академических часов;
СРС – 23 академических часа;
подготовка к экзамену – 36 академических часов;
4 Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам)
4.1 Структура дисциплины по видам учебных занятий
Структура дисциплины по видам учебных занятий приведена в таблице 4.1.
Таблица 4.1
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины (модуля) | семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Форма промежуточной аттестации (по семестрам) (зачет /экзамен) | |||||||
Всего | Контактная работа | Самостоятельная работа | |||||||||
Лекция | Практические занятия | Лабораторные занятия | Др. виды контакт. работы | ||||||||
1. | Анализ механизмов | 4 | 25 | 8 | 10 | - | - | 7 | Экзамен (ЭР) | ||
2. | Синтез механизмов | 4 | 28 | 6 | 6 | 8 | - | 8 | |||
3. | Динамика машин | 4 | 19 | 2 | - | 8 | 1 | 8 | |||
| Подготовка к экзамену | 4 | 36 | | | | | | 36 | ||
| Общая трудоемкость, в часах | | 108 | 16 | 16 | 16 | 1 | 23 | 36 |
4.2 Содержание разделов по видам учебных занятий
Разделы (темы) лекционных занятий
№ п/п | Наименование темы | Трудоемкость, академ. час |
Раздел 1. Анализ механизмов | ||
1 | Основные понятия теории механизмов и машин. Виды механизмов | 2 |
2 | Структурный анализ механизмов | 2 |
3 | Кинематический анализ механизмов | 2 |
4 | Кинетостатический анализ механизмов | 2 |
Раздел 2. Синтез механизмов | ||
5 | Синтез передаточных механизмов | 2 |
6 | Синтез кулачковых механизмов | 2 |
7 | Синтез рычажных механизмов | 2 |
Раздел 3. Динамика машин | ||
8 | Динамика машин | 2 |
Всего, академ. час | 16 |
4.2.2 Разделы (темы) лабораторных работ
№ п/п | Наименование темы | Трудоемкость, академ. час | |
Раздел 2. Синтез механизмов | |||
1 | Обмер цилиндрических прямозубых эвольвентных зубчатых колес | 4 | |
2 | Построение эвольвентных профилей зубьев методом обката (огибания) | 4 | |
Раздел 3. Динамика машин | |||
3 | Уравновешивание вращающихся масс | 8 | |
Всего, академ. час | 16 |
4.2.3 Разделы (темы) практических занятий
№ п/п | Наименование темы | Трудоемкость, академ. час | |
Раздел 1. Анализ механизмов | |||
1 | Структурный анализ механизмов | 4 | |
2 | Кинематический анализ механизмов | 6 | |
Раздел 2. Синтез механизмов | |||
3 | Определение передаточного отношения сложного зубчатого механизма | 6 | |
Всего, академ. час | 16 |
4.2.4 Курсовое проектирование / Курсовая работа
Не предусмотрены учебным планом.
4.2.5 Расчетно-графические работы (РГР) / Контрольные работы
Тема РГР: «Анализ и синтез механизмов технологического оборудования машиностроения».
Материалы для выполнения расчетно-графической работы размещены в электронном виде в электронной информационно-образовательной среде вуза на образовательном портале, по направлению подготовки 15.03.05 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (бакалавриат), курс «Теория механизмов и машин» (URL-адрес: http://edu.penzgtu.ru/course/view.php?id=962 ).
Варианты заданий приведены в приложении А «Фонд оценочных средств по дисциплине».
5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
5.1 Виды самостоятельной работы обучающихся
Для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине отводится 23 академических часа.
Самостоятельная работа по дисциплине включает в себя:
-
подготовку к текущим лекционным занятиям; -
выполнение практических заданий; -
подготовку и выполнение лабораторных работ; -
выполнение курсового проекта (КП); -
подготовку к текущему контролю и промежуточной аттестации.
5.2 Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся включает в себя:
-
ФГОС ВО данного направления подготовки; -
рабочую программу дисциплины; -
рейтинговую карточку студента (показывает количество модулей в семестре, факторы для оценивания результатов обучения, весовые коэффициенты факторов, этапы текущего контроля и промежуточной аттестации); -
методические рекомендации для подготовки к выполнению лабораторных работ; -
методические рекомендации для выполнения курсового проекта (КП); -
тесты для текущего контроля и промежуточной аттестации; -
фонд оценочных средств по дисциплине.
Учебно-методические материалы по дисциплине размещены в электронном виде в электронной информационно-образовательной среде вуза на образовательном портале, по направлению подготовки 15.03.05 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (бакалавриат), курс «Теория механизмов и машин» (URL-адрес: .http://edu.penzgtu.ru/course/view.php?id=962 ).
6. Фонд оценочных средств по дисциплине для проведения промежуточной аттестации обучающихся