Файл: Задача отразить основные методы технического обслуживания и ремонта системы охлаждения двигателя трактора мтз 82.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3.2. Принцип работы системы охлаждения двигателя трактора МТЗ-80/82

Система охлаждения служит для отвода тепла от нагретых деталей и поддержания нормального температурного режима работающего двигателя.

Средняя температура в цилиндрах работающего двигателя около 1000 С. Раскаленные газы в процессе работы нагревают стенки цилиндра, поршня и головки блока.

Если двигатель не охлаждать, то смазка сгорит, в результате чего повысится износ деталей, снизится их прочность, могут возникнуть заклинивание поршней из-за их расширения и другие неисправности.


Рис.4. Схема системы охлаждения: 1 — шторка радиаторов, 2 — радиатор, 3 — вентилятор, 4 — термостат, 5 — термометр, 6 — водяная рубашка основного двигателя, 7 — водяная рубашка пускового двигателя, 8 — водораспределительный канал, 9 — водяной насос, 10 — сливной краник.
Значительный отвод тепла от двигателя (переохлаждение) приводит к снижению его мощности и экономичности вследствие ухудшения процесса смесеобразования. При этом увеличиваются потери на трение, так как свойства масла ухудшаются. Для нормальной работы двигателя температура воды должна составлять 80—95 С.

В рассматриваемых двигателях применяется жидкостная система охлаждения с принудительной циркуляцией. В эту систему входят водяная рубашка 6 охлаждения блока и головки цилиндров, радиатор 2, водяной насос 9 и вентилятор 3, а также вспомогательные устройства: водо распределительный канал 8, термостат 4, соединительные шланги, краники слива и указатель 5 температуры жидкости (термометр). Охлаждающей жидкостью служит вода.

При работе пускового двигателя до начала проворачивания коленчатого вала основного двигателя происходит термосифонная циркуляция воды. Под действием разности температур вода циркулирует из водяной рубашки цилиндра пускового двигателя в его головку, а затем направляется в водяную рубашку головки блока основного двигателя. Отдав тепло головке блока цилиндров, вода по соединительному патрубку поступает опять в рубашку цилиндра пускового двигателя.

Во время работы основного двигателя принудительная циркуляция воды в системе охлаждения создается центробежным водяным насосом.

Центробежный водяной насос 9 забирает воду из нижнего бака радиатора в водяную рубашку 6 двигателя, где она нагревается от стенок цилиндров. В холодном двигателе вода из водяной рубашки направляется термостатом к водяному насосу, минуя радиатор, в прогретом — в верхний бак радиатора. Проходя из верхнего бака в нижний по многочисленным трубкам, вода охлаждается. Воду охлаждает поток воздуха, создаваемый вентилятором и поступающий между трубками. Из нижнего бака радиатора вода вновь нагнетается насосом в водяную рубашку двигателя.


Благодаря высокой скорости движения разность температур воды, выходящей из рубашки охлаждения и входящей в нее, небольшая (4—7°С), что создает благоприятные условия для равномерного охлаждения двигателя.

На обоих двигателях применяется закрытая система охлаждения. Она характеризуется тем, что радиатор герметически закрыт, только при повышенном или пониженном давлении он сообщается с атмосферой. Это достигается установкой на радиаторе паровоздушного клапана. В закрытой системе охлаждения уменьшается потеря жидкости в результате испарения. В такой системе можно поддерживать более высокую температуру воды, что создает благоприятные условия для работы двигателя.


а б

Рис. 5. Водяной насос двигателя Д-240:

а – устройство, б – привод. 1 – корпус, 2 – крыльчатка, 3 –валик, 4 – уплотнительное устройство, 5 – верхний патрубок, 6 – масленка, 7 – шкив, 8 – крестовина вентиляторов, 9 – генератор, 10 ремень.
Дистанционный термометр предназначен для контроля температуры воды в системе охлаждения. Указатель термометра помещен на щитке контрольных приборов, а датчик — в верхнем баке водяного радиатора.

1.3.3. Техническое обслуживание системы охлаждения

Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения следует выполнять следующие правила.

Заливать в систему охлаждения чистую, желательно мягкую, воду. Внешним признаком мягкой воды является способность ее хорошо мылиться. Рекомендуется использовать воду, слитую из системы охлаждения, гак как в ней содержится меньше известковых солей.

Жесткую воду можно смягчить кипячением в течение 30 мин, а также добавить в нее тринатрийфосфата. В зависимости от степени жесткости растворяют 10—20 г тринатрийфосфата на 10 л горячей воды.

Радиатор надо заполнять до уровня горловины верхнего бака, а во время работы не допускать, чтобы уровень воды был ниже 3 см от верхней плоскости заливной горловины.

Доливать воду в систему охлаждения перегретого двигателя следует постепенно и обязательно при работающем двигателе. В зимнее время года нельзя заливать слишком горячую воду в холодный двигатель. От резкой смены температуры в головке цилиндров и блоке могут образоваться трещины.

Нельзя работать при температуре воды в радиаторе выше 100 С.



Проводя техническое обслуживание трактора, тракторист обязан ежесменно проверять уровень воды в радиаторе, при испарении антифриза доливать воду, устранять подтекание воды. Сильная течь воды из сливного отверстия в корпусе водяного насоса свидетельствует о том, что детали уплотнительного устройства насоса износились и их следует заменить. Если наблюдается большой выход воды при отсутствии течи, проверяют состояние паровоздушного клапана.

Через каждые 60 ч. работы следует смазывать подшипники водяного насоса. Для этого необходимо очистить масленку от пыли и сделать 3—4 нагнетания солидола шприцем. Проверять натяжение ремня вентилятора. При нормальном натяжении ремня вентилятор должен провернуться от усилия 8 кгс (80 Н), приложенного к краю лопасти. Допускается проверка натяжения ремня (28, б) нажатием большим пальцем руки. От усилия 5 кгс (50 Н) ремень должен прогнуться на 10—15 мм. Натяжение ремня регулируют смещением генератора.

Через каждые 960 ч. работы необходимо промывать систему охлаждения специальным раствором для удаления накипи (например, 100 г стиральной соды и 50 г керосина на 1 л воды). Поработав на тракторе с залитым раствором одну смену, слить его и промыть систему охлаждения чистой водой.

При сезонном техническом обслуживании проверить работу термостата и термометра. Термостат вынимают из корпуса и опускают в ванночку с горячей водой. При температуре 70 С отверстие основного клапана термостата начнет открываться и при температуре 85 °С оно полностью откроется. Полный ход клапана около 9 мм.

Показания дистанционного термометра сравнивают с показаниями жидкостного термометра, опущенного в заливную горловину радиатора. Если термостат или дистанционный термометр неисправны, их необходимо заменить.

Неисправность системы охлаждения заключается обычно в перегреве двигателя. Причины перегрева воды в радиаторе следующие: недостаток воды в системе охлаждения, закрытые жалюзи радиатора, отложение накипи или загрязнение в водяной рубашке, ослабление или замасливание ремня вентилятора, перегрузка двигателя, неисправность термостата, срез штифта крыльчатки водяного насоса.


1.3.4. Ремонт узлов системы охлаждения

Возможные неисправности системы охлаждения в процессе работы приведены в таблице.
Таблица

Возможные неисправности системы охлаждения


Неисправность

Причина возникновения

Способ устранения

Двигатель с

жидкостным

охлаждением

перегревается


Закрыты шторка или жалюзи радиатора .

Мало жидкости в системе

Охлаждения.

Слабо натянут ремень вентилятора.

Замаслен ремень вентилятора.

Наличие накипи или грязи

в системе охлаждения.

Перегрузка двигателя.

Не полностью открыт клапан термостата.

Открыть шторку или жалюзи радиатора.

Долить охлаждающую

жидкость в радиатор до

нормального уровня.

Отрегулировать натяжение ремня вентилятора.

Снять ремень, вытереть

его насухо и протереть

тальком.

Очистить и промыть содовым раствором систему охлаждения.

Уменьшить нагрузку двигателя, включив пониженную передачу.

Заменить термостат


продолжение таблицы



Двигатель с воздушным охлаждением перегревается (температура моторного масла выше 120 °С)

Закрыты жалюзи.

Слабо натянут или оборван ремень вентилятора.

Замаслен ремень вентилятора.

Засорена защитная сетка вентилятора или в летнее время не снят дроссельный диск.

Засорено межреберное пространство цилиндров и головки блока цилиндров.

Масляный радиатор в летнее время выключен.

Засорено оребрение масляного радиатора или лопаток вентилятора. Перегрузка двигателя.

Открыть жалюзи.

Заменить или отрегулировать ремень вентилятора.

Снять ремень, вытереть его насухо и протереть тальком. Очистить защитную сетку или снять дроссельный диск. Очистить межреберное пространство цилиндров и головки блока цилиндров. Включить масляный радиатор.

Очистить масляный радиатор и вентилятор.

Уменьшить нагрузку на двигатель, включив низкую передачу.

Двигатель с жидкостным охлаждением переохлаждается (в зимний период)

Отсутствует утеплительный чехол.

Открыта шторка радиатора.

Надеть утеплительный чехол.

Закрыть шторку радиатора.




Характерные дефекты узлов системы охлаждения: износ и повреждения деталей водяного насоса и вентилятора, течь и повреждения радиатора.

Наиболее часто встречающиеся дефекты водяного насоса и вентилятора: износ корпуса, втулок и валиков в местах их сопряжений, корпусов и валиков по посадочным местам под подшипники, валика в сопряжении с крыльчаткой, излом фланцев, трещины деталей, износ и повреждение резьбы.

Износ валиков в сопряжении со втулками, подшипниками, крыльчаткой определяют измерением сопряженных деталей. Об износе можно также судить по качанию валика в сопряженной детали.

Ремонт водяного насоса и вентилятора.

Трещины в корпусе водяного насоса и вентилятора, а также в кронштейне и фланце кронштейна водяного насоса заваривают биметаллическим электродом. Применяют нанесение состава на основе эпоксидной смолы ЭД-6.

В случаях заварки мест, образующих водяную рубашку, корпус водяного насоса проверяют на герметичность керосином.

Обломанные части фланца корпуса водяного насоса и вентилятора приваривают чугунным прутком (при газовой сварке) или биметаллическим электродом. После сварка сопрягающиеся плоскости проверяют на плоскостность. При износе корпуса водяного насоса и вентилятора в сопряжении со втулками валика в корпус запрессовывают втулки, увеличенные по наружному диаметру, или запрессовывают втулки нормального размера с нанесением на сопрягаемые поверхности состава на основе эпоксидной смолы.

При износе посадочных мест под подшипники ставят стальные кольца (втулки) или наваривают изношенное место (корпус водяного насоса и вентилятор) с последующей обработкой на нормальный размер. Применяют нанесение состава на основе эпоксидной смолы ЭД-6.

Износ шкива вентилятора по ручьям для ремня допускается до 1,0 мм на сторону. Износ проверяют щупом, вводя его между шаблоном, изготовленным по профилю ручья нового шкива, и стенкой ручья изношенного шкива. Резьбу восстанавливают обычным порядком.

В изношенное отверстие под валик в крыльчатке водяного насоса запрессовывают стальную втулку, предварительно расточив отверстие на 4—6 мм. При наличии валиков ремонтного размера или при наращивании шейка валика отверстие в крыльчатке развертывают на ремонтный размер.

Изношенные лопасти крыльчатки наваривают газовой сваркой чугунными прутками. Торец крыльчатки обтачивают до нормального размера. Более рациональный способ - опрессовка крыльчатки термореактивными прессматериалами, например волокнитом. После ремонта крыльчатку водяного насоса статически балансируют.