Файл: Тема Основы организационной и учебнометодической деятельности преподавателей медицинских высших и средних учебных заведений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ход занятия
№ | Этапы | Действия | Действия | Организационные формы | Методы работы |
п/п | занятия | преподавателя | обучающихся | работы | |
Рекомендуемый план ( технологическая карта серии уроков (темы, раздела)):
Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность преподавателя и деятельность обучающихся.
Примечание: в колонках технологической карты следует указывать конкретные задания, вопросы, учебные пособия и т.д.
Раздел (тема):
Общая проблема:
Цели и задачи:
Квалификационные требования:
-
должен знать -
должен уметь -
Тип определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения. -
Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.): -
урок изучения нового учебного материала. -
урок совершенствования знаний, умений и навыков. -
урок обобщения и систематизации знаний. -
урок контроля знаний, умений и навыков. -
комбинированный. -
Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) : -
урок по первоначальному формированию умений и навыков. -
урок совершенствования умений и навыков. -
урок по выполнению комплексных заданий (работ).
Вид занятия определяется формой совместной деятельности преподавателя и студентов, которая доминирует на уроке:
-
лекция. -
беседа. -
самостоятельная работа. -
практическая работа. -
лабораторная работа. -
конференция. -
семинар. -
контрольная работа. -
зачет. -
деловая игра. -
экскурсия. -
смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени). -
Дидактическая структура занятия (основные этапы занятия) включает в себя следующие дидактические задачи:
-
Мотивация и стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых знаний. -
Формирование новых понятий и способов действий. -
Применение понятий и способов действий.
Наиболее эффективно, когда на уроке, решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).
Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др. Способы организации деятельности преподавателя и студентов (по Молчан Л.Л.):
-
Фронтальный. -
Индивидуальный. -
Парный. -
Коллективный.
Средства обучения - это орудия деятельности преподавателя и обучаемых. Средства обучения могут быть вербальные, печатные, звуковые, экранные, объемные, технические.
Методы обучения - путь исследования или познания, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность, подчиненная решению конкретной задачи. В дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебновоспитательных целей:
- методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа);
- методы работы обучающихся (упражнения, самостоятельная работа);
- по источнику получения знаний:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
в) практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)
Информационно-рецептивный.
Репродуктивный.
Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Приемы обучения — часть метода, его этап. Овладеть приемами — значит найти путь реализации метода, последовательность учебных действий, закрепляющихся в навыках и привычках.
Приемы делятся на логические (постановка проблемы, выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения); организационные (запись плана, ответ по плану, ответ у доски, демонстрация, наблюдение по плану, разделение работы по операциям);
технические (вопросы на доске, анкеты, прикрепление рисунков к доске, использование таблиц, постановка вопросов).
Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).
Методическая цель для каждого занятия подразумевает:
-
создание условий для формирования знаний, умений и навыков; -
развития способностей; -
воспитания качеств личности и т.д.
Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.
Межпредметные и внутри предметные связи: графическое изображение того, где могут быть использованы полученные в ходе занятия знания, связь с другими учебными дисциплинами, значимость изучаемой темы для всей дисциплины.
Схема интегративных связей
«Истоки» — указываются дисциплины, на которых изучались элементы данной темы ранее.
«Выход» — указываются дисциплины, на которых изучение темы получит продолжение, а также выход на производственную практику и профессиональную деятельность.
Истоки: Выход:
Пример интеграционных связей
Методическая разработка лекции
Лекция представляет собой систематическое, последовательное, монологическое
изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера.
Цель лекции - организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся
по овладению программным материалом учебной дисциплины.
Задачи лекции:
-
обеспечить формирование системы знаний по учебной дисциплине; -
учить умению аргументированно излагать научный материал; -
формировать профессиональный кругозор и общую культуру; -
отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания; -
оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.
Функции лекции:
-
информационная - изложение системы знаний; -
мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста; -
ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения -
учебного материала; -
воспитательная - формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.
Структура методической разработки лекции
-
Титульный лист -
Содержание -
Методические рекомендации по проведению лекции: -
Название лекции
Вид лекции -
указывается в случае использования активных методов (технологий) обучения (т.н. нетрадиционные виды лекций: лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация и т.д.)
Формируемые компетенции: указываются компетенции, на формирование которых направлено содержание лекции.
Учебные цели: указываются учебные цели лекции. Необходимо помнить, что лекция формирует только уровень представлений, независимо от ее типа и места в учебном процессе.
Продолжительность лекции: 2 часа
Место проведения: аудитория
Оснащение: методическое: схемы, видеофильмы, наглядные пособия, методическая разработка лекции;
материально - техническое: таблицы, плакаты, оборудование и материалы, приборы ТСО.
• План лекции
Включает в себя название, педагогическую цель, описание и хронометраж этапов.
План лекции необходимо представить в таблице.
| Название этапа | Описание этапа | Педагогическая цель этапа | Время этапа |
| | | | |
| | | | |
Структура лекции и, соответственно, названия этапов, определяются типом лекции и содержанием, выносимым на лекцию. Любая лекция всегда имеет первый - организационный этап и заключительный - последний .
Описание этапа представляет собой формулировку основных пунктов содержания лекции, которые должны соответствовать содержанию учебной программы.