Файл: Тема Основы организационной и учебнометодической деятельности преподавателей медицинских высших и средних учебных заведений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Ход занятия




Этапы

Действия

Действия

Организационные

формы

Методы

работы

п/п

занятия

преподавателя

обучающихся

работы





Рекомендуемый план ( технологическая карта серии уроков (темы, раздела)):
Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность преподавателя и деятельность обучающихся.

Примечание: в колонках технологической карты следует указывать конкретные задания, вопросы, учебные пособия и т.д.

Раздел (тема):

Общая проблема:

Цели и задачи:

Квалификационные требования:

  • должен знать

  • должен уметь

  • Тип определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения.

  • Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  • урок изучения нового учебного материала.

  • урок совершенствования знаний, умений и навыков.

  • урок обобщения и систематизации знаний.

  • урок контроля знаний, умений и навыков.

  • комбинированный.

  • Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) :

  • урок по первоначальному формированию умений и навыков.

  • урок совершенствования умений и навыков.

  • урок по выполнению комплексных заданий (работ).


Вид занятия определяется формой совместной деятельности преподавателя и студентов, которая доминирует на уроке:

  • лекция.

  • беседа.

  • самостоятельная работа.

  • практическая работа.

  • лабораторная работа.

  • конференция.

  • семинар.

  • контрольная работа.

  • зачет.

  • деловая игра.

  • экскурсия.

  • смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

  • Дидактическая структура занятия (основные этапы занятия) включает в себя следующие дидактические задачи:

  • Мотивация и стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых знаний.

  • Формирование новых понятий и способов действий.

  • Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке, решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др. Способы организации деятельности преподавателя и студентов (по Молчан Л.Л.):

  • Фронтальный.

  • Индивидуальный.

  • Парный.

  • Коллективный.

Средства обучения - это орудия деятельности преподавателя и обучаемых. Средства обучения могут быть вербальные, печатные, звуковые, экранные, объемные, технические.

Методы обучения - путь исследования или познания, способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность, подчиненная решению конкретной задачи. В дидактике метод обучения означает упорядоченный способ достижения учебно­воспитательных целей:

- методы работы преподавателя (рассказ, объяснение, беседа);

- методы работы обучающихся (упражнения, самостоятельная работа);

- по источнику получения знаний:


а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

в) практические методы (обучающиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

Информационно-рецептивный.

Репродуктивный.

Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Приемы обучения — часть метода, его этап. Овладеть приемами — значит найти путь реализации метода, последовательность учебных действий, закрепляющихся в навыках и привычках.

Приемы делятся на логические (постановка проблемы, выявление признаков, сравнения, выводы, обобщения); организационные (запись плана, ответ по плану, ответ у доски, демонстрация, наблюдение по плану, разделение работы по операциям);

технические (вопросы на доске, анкеты, прикрепление рисунков к доске, использование таблиц, постановка вопросов).

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого занятия подразумевает:

  • создание условий для формирования знаний, умений и навыков;

  • развития способностей;

  • воспитания качеств личности и т.д.

Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Межпредметные и внутри предметные связи: графическое изображение того, где могут быть использованы полученные в ходе занятия знания, связь с другими учебными дисциплинами, значимость изучаемой темы для всей дисциплины.

Схема интегративных связей



«Истоки» — указываются дисциплины, на которых изучались элементы данной темы ранее.

«Выход» — указываются дисциплины, на которых изучение темы получит продолжение, а также выход на производственную практику и профессиональную деятельность.

Истоки: Выход:
Пример интеграционных связей





Методическая разработка лекции

Лекция представляет собой систематическое, последовательное, монологическое

изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера.

Цель лекции - организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся

по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции:

  • обеспечить формирование системы знаний по учебной дисциплине;

  • учить умению аргументированно излагать научный материал;

  • формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

  • отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях знания;

  • оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.

Функции лекции:

  • информационная - изложение системы знаний;

  • мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;

  • ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения

  • учебного материала;

  • воспитательная - формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.

Структура методической разработки лекции

  • Титульный лист

  • Содержание

  • Методические рекомендации по проведению лекции:

  • Название лекции

Вид лекции -
указывается в случае использования активных методов (технологий) обучения (т.н. нетрадиционные виды лекций: лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация и т.д.)

Формируемые компетенции: указываются компетенции, на формирование которых направлено содержание лекции.

Учебные цели: указываются учебные цели лекции. Необходимо помнить, что лекция формирует только уровень представлений, независимо от ее типа и места в учебном процессе.

Продолжительность лекции: 2 часа

Место проведения: аудитория

Оснащение: методическое: схемы, видеофильмы, наглядные пособия, методическая разработка лекции;

материально - техническое: таблицы, плакаты, оборудование и материалы, приборы ТСО.

План лекции

Включает в себя название, педагогическую цель, описание и хронометраж этапов.

План лекции необходимо представить в таблице.




Название

этапа

Описание этапа

Педагогическая цель этапа

Время

этапа

































Структура лекции и, соответственно, названия этапов, определяются типом лекции и содержанием, выносимым на лекцию. Любая лекция всегда имеет первый - организационный этап и заключительный - последний .

Описание этапа представляет собой формулировку основных пунктов содержания лекции, которые должны соответствовать содержанию учебной программы.