Файл: Тема Основы организационной и учебнометодической деятельности преподавателей медицинских высших и средних учебных заведений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.Воплощение плана занятия (реализация). Цель ПЗ выполняет также и частично-мотивационную функцию и часто стимулирует студентов к изучению данной темы и работе над ней. Главным результатом этого этапа учебной деятельности должно быть формирование логического клинического мышления студентов, отработка умений и практических навыков. Важной частью ПЗ на клинических кафедрах является курация больного, а так же разборы клинических ситуационных задач для отработки знаний перед курацией или при отсутствии тематических больных. Всё это обеспечивает быструю и верную ориентировку в постоянно изменяющихся конкретных педагогических ситуациях, активизирует учебную деятельность студента, стимулирует и синтезирует его познавательную деятельность.

Выделяют следующие этапы, через которые проходит познавательная деятельность студента на практических занятиях:

1. Объяснения преподавателя. Этап теоретического осмысления работы.

2. Показ. Этап инструктажа.

3. Проба. Этап, на котором 2-3 студента выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством преподавателя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.

4. Выполнение работы. Этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Преподаватель на этом этапе особенное внимание уделяет тем студентам, которые плохо справляются с заданием.

5. Контроль. На этом этапе работы студентов принимаются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, скорость и правильное выполнение задания.

Основная часть ПЗ должна быть стандартизирована, но некоторые детали и элементы могут рождаться в процессе учёбы. Важным моментом педагогического творчества является умение вступить в контакт со студентами, внешний вид педагога, его жесты, позы, мимика и т.д. Эффективность проведения ПЗ зависят также от психологического климата и демократического отношения в группе, педагог должен быть не только хорошим рассказчиком, но и слушателем, не раздражаться на студентов, всегда отвечать положительно, ошибки исправлять корректно, терпеливо.

Педагог не может позволить себе выразить своё отношение к студенту: грубостью, презрением, высокомерным тоном, корректность должна соблюдаться и при выборе дистанции общения. Выделяют 3 допустимые дистанции общения педагога со студентом:


публичная -3,5 м - на лекциях

деловая - 3,4 -1,2 м - допускается на ПЗ.

личная (дружеская) - 1,2 - 0,45 м - допускается на ПЗ.

Необходимо помнить, что излишняя фамильярность не только не украшает педагог, но и снижает коэффициент усвоения студентов. Психологическое общение со студентами - это важная деталь достижения цели ПЗ и успешного его проведения.

Структура ПЗ состоит из 4 классических этапов:

I. Вводный этап (до 15 мин.).

Организационные моменты, которого состоят из: переклички, обращения внимания на внешний вид студентов, объяснения студентам цели и мотивации данной темы ПЗ. Студент должен уточнить, что он должен знать, что уметь, где использовать полученные данные.

II. Контроль исходного уровня подготовки студентов.

Этот этап может включать в себя контроль исходных данных, полученных студентом на предыдущих занятиях и курсах по интегрированным дисциплинам, а так же и уровень подготовки студентов к настоящему ПЗ. Могут быть использованы любые формы контроля: устные, письменные, тесты, оценочные листы клинического мышления (ОЛКМ в целом или его фрагменты). Формы контроля может выбрать сам педагог или рекомендованы рабочей программой. Успех зависит от уровня подготовленности группы, творческого подхода педагога к разбору результатов контроля самостоятельной работы студентов и совместной корректировки базисных знаний. Всё это обеспечивает готовность студента к текущей учебно- практической деятельности и восприятию нового материала.

III. Основной этап:

На этом этапе педагог должен добиться достижения цели и задач ПЗ. Отрабатывается и закрепляется содержание материала. Выбор метода обучения прерогатива кафедры и педагога, основанная на следующих требованиях: согласованность теории с фактами, точность и определенность понятий стандартный подход и системность изучаемого материала. Успех тренировочного этапа обеспечивают интерактивный методы обучения в группах: «мозговой штурм» и многие другие. На клинических кафедрах обязательно включаются: работа у постели больного, клинические разборы, работа с медицинской документацией, ситуационные задачи, деловые игры, алгоритмы, ОЛКМ и др. В первую очередь требуется подготовленность педагога, если эти методы использовать хаотично, без подготовки они обречены на провал и могут отрицательно повлиять на уровень усвоения.



4 уровня усвоения:

1. Репродуктивная деятельность (повторение ранее усвоенного): а) По узнаванию материала с подсказкой извне. б) Самостоятельное воспроизведение изученной информации.

2. Продуктивная деятельность.

3. Умение решать задачи в нетипичных ситуациях на основе ранее полученных знаний. Получение субъективно новой информации, ранее усвоенным способом.

4. Творчество (НИРС) - продуцирует получение объективно новой информации новыми методами.

Уровень усвоения определяется характером кафедры и спецификой темы ПЗ.

На теоретических кафедрах и пропедевтических кафедрах необходимо добиться в основном 2 уровня:

- чёткое и точное воспроизведение хорошо изученного материала

- на факультетских кафедрах - содержание усваивается на 2-ом уровне , и только у одарённых студентов или при изучении тем, связанных с угрозой жизни больного требуется 3-ий уровень

- на госпитальных кафедрах должно быть усвоение на 3-ем уровне, т.е. формируется умение постановки дифференциального диагноза и назначение лечения в нетипичных ситуациях.

Для одарённых студентов и магистров надо добиваться, но не требовать IV - уровня.

IV. Этап проверки качества

Этап сформированной мыслительной и практической деятельности. Заключительный контроль, резюме занятия, использование упрощённых формул запоминания, ответы на вопросы. Ни один вопрос или ошибка студента не должны остаться без обоснованного ответа.

Важным моментом является поощрение активных студентов, вознаграждение за интересную информацию, творческую деятельность отличившихся студентов.

Работая со студентами, важно установить с ними обратную связь в отношении их участия в учебном процессе и качества выполняемых ими заданий. На всех этапах ПЗ обучаемые, как правило, отдают себе отчёт в своих достижениях и в том, на что необходимо затратить дополнительные усилия. Они имеют полное право на обратную связь для подтверждения своей самооценки, коррекции, если это необходимо, и дальнейшего роста.


Преимущества практического занятия:

Обучение проходит более успешно, если сопровождается практическими действиями.

Пока один студент выполняет практические задания, другие могут наблюдать и комментировать.

Преподаватель может непосредственно общаться с меньшим числом участников.

Предоставляется возможность для конструктивной обратной связи и закрепления материала со стороны преподавателя.

Успешное применение навыков укрепляет чувство уверенности студента в самом себе.

Выявляет для студента то, что нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Приближает абстрактное обучение к реальности.

Помогает связать воедино ключевые моменты учебной программы.

– – Переносит центр внимания на студента.

Закрепляет пройденный материал.

Позволяет преподавателю увидеть моменты, требующие повторного рассмотрения.

Советы преподавателю:

1. Заранее подготовьте все основные и вспомогательные материалы

2. Подготовьте конкретные вопросы, задействованные в практическом занятии

3. Внимательно слушайте и наблюдайте за происходящим в аудитории

4. Находитесь рядом с участником, выполняющим практические действия

5. Постарайтесь, чтоб каждый студент смог принять участие в практическом действии

6. Поддерживайте честную, прямую и незамедлительную обратную связь

7. Следите за тем, чтобы обратная связь со стороны других студентов была уважительной, заботливой и конструктивной.

 

2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Большинство педагогов знакомы с традиционными методами обучения и считают их надёжными, удобными и конкретными. Основное внимание в них сосредоточено на предмете изучения. Преподаватель становится раздающим информацию, «заполняющим пустые сосуды». Но «ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». (К . Ушинский)

Переход к альтернативным методам обучения с акцентом на студента, известным уже многие годы, позволят активизировать роль студента, не ограничиваться занятиями в аудитории, стимулировать самостоятельную работу и творческую деятельность студентов. В настоящем разделе даётся описание некоторых учебных методов, позволяющих оптимизировать учебный процесс в группе.


 

3. СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

 

Во многих медицинских ВУЗах мира, в Голландии, Дании, Австралии, Англии успешно используется активное обучение, основанное на проблемах (ООП), сконцентрированное на клинических и научных проблемах. В основе ООП лежит разбор конкретного случая из практики, т.е. ситуационных задач, подготовленных педагогами. Использование ситуационных задач способствует формированию клинического мышления студента, поощряет творческий спор, значительно стимулирует студентов и даёт или чувство удовлетворенности от своей работы.

В литературе выделяются следующие типы проблемных ситуационных клинических задач (Дианкина М.С.):

1. Задачи с недостающими исходными данными, для решения которых нужно получить дополнительные сведения из анамнеза заболевания, инструментальных и лабораторных исследований и т.д. Только при этих самостоятельно полученных студентом значимых данных возможно осуществить диагностику и назначить лечение.

2. Задачи с избыточными исходными данными, содержащие сведения не представляющие необходимые основания для диагностики и лечения заболевания. Эти задачи содержат некий «информационный шум» для его последовательного исключения из мыслительной деятельности студентов по нахождению правильного ответа.

3. Задачи с неопределенностью в постановке вопроса, требующие дополнительных рассуждений по идентификации причин и следствий, утверждений и обоснований, явлений и признаков на разных этапах течения заболевания.

4. Задачи с противоречивыми (частично неверными) сведениями в условии, отражающими: результаты исследований по разным методикам; показатели, взятые на разных этапах течения болезни; введенные данные по смежным заболеваниям и т.п. Деятельность студентов при решении таких задач направлена на исключение противоречий, уточнение адекватных состоянию больного данных и, на их основе, нахождению правильного ответа.

5. Задачи, допускающие лишь вероятностное решение, что является достаточно характерным для медицины, которая не относится в полной мере к точным наукам. В этом случае студенты воспроизводят ряд рассуждений, устанавливают логические связи, с точной ориентацией обоснования на утверждение и их взаимозависимостью.