Файл: Тема Основы организационной и учебнометодической деятельности преподавателей медицинских высших и средних учебных заведений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопросы для повторения: оптимальное количество вопросов: 10—12. Их последовательность определяется логикой предмета.

Задания для самоподготовки

Данный вид задания необходим для управления самостоятельной работой студента при подготовке к занятию. Задания должны быть предложены в виде выполнения творческих работ (анализ текста, обобщение, структурирования материала и т. д.).

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

основная (4—6 источников);

дополнительная (не менее 3-х источников, в т. ч. ссылки Интернет);

преподаватель указывает номера страниц, с которыми работают обучающиеся и

формулирует задание: прочитать, выучить, иметь представление, выписать тезисы,

законспектировать, ответить на вопросы и т. п.

Вопросы для самоподготовки:

по базисным знаниям;

по данной теме (не более 10).
План самостоятельной работы на практическом занятие
План самостоятельной работы студентов оформляется по следующей схеме:




Название этапа

Описание

Цель


Контрольные процедуры: содержание и формы контрольных процедур должны

соответствовать планируемым уровням учебных целей (выраженных в виде конкретных задач).

Цель (задачи) занятия

Формы контрольных процедур

Обучающийся должен знать:




Обучающийся должен уметь:










Контролирующие материалы представляются:

  • с эталонами ответов (для вводного, текущего и итогового контроля);

  • с указанием форм контроля;

  • уровней усвоения знаний по отдельным разделам темы;

  • при проведении тестового контроля также необходимо указать количество вариантов, количество используемых заданий;

  • темы учебно-исследовательской работы студентов и научно-исследовательской работы студентов.


Домашнее задание может быть оформлено по схеме :




Вопросы для

Источник

Цель

Вопросы




самоподготовки

информации

деятельности

для самоконтроля


Список литературы, которую преподаватель использовал для подготовки методических рекомендаций и занятия.

Приложения к учебно-методической разработке:

  • дидактический (обучающий) материал;

  • словарь терминов (глоссарий, тезаурус).



5Организация и проведение занятий с пациентами
Принципы организации и проведения образовательных программ для больных

Цель образовательных программ - улучшение результатов лечения больных различными заболеваниями и повышение каче­ства жизни.

Основные задачи образовательных программ:

  • предоставление больному информации о причинах и меха­низмах развития различных заболеваний, клинических проявле­ниях, принципах диагностики, современных подходах к лечению и профилактике;

  • обучение больных навыкам самоконтроля, принципам ока­зания самопомощи;

  • формирование партнерских отношений между врачом и больным, осознанного подхода к выполнению врачебных реко­мендаций.

В Москве при создании образовательных центров для боль­ных различными заболеваниями учитывалось требование прово­дить наблюдение и обучение больных в одном учреждении, что позволяет достичь определенной преемственности в ведении больного. Обучение больных, как индивидуальное, так и в груп­пах, проводится преимущественно на базе амбулаторных кабине­тов. В образовательном процессе участвуют врачи, медицинские сестры, психологи. Основная нагрузка ложится на преподавателей из числа врачей.

Преподаватели образовательных центров обеспечиваются ме­тодическими разработками для каждого занятия. Важное значение имеет иллюстративный материал, включающий наборы памяток для больных, брошюры, слайды, видеофильмы, в которых основные положения занятий представлены в доступной, а иногда и в шутли­вой форме. Игровые формы преподавания особенно важны, когда речь идет о детских школах, где в качестве иллюстративного мате­риала могут быть использованы специально написанные сказки, игрушки. Рассмотрим распределение материала в цикле занятий.

Первое занятие для преподавателя всегда наиболее трудное. На этом занятии слушатели знакомятся друг с другом и с прави­лами обучения. На первой лекции обычно задают больше всего вопросов, а преподавателю за фиксированное время необходимо познакомить слушателей с основными понятиями, которыми им придется оперировать далее. Впечатление от первого занятия определяет дальнейшее отношение больных к обучению, поэтому к нему следует готовиться с особой тщательностью: использовать яркие примеры, привлекать слушателей к обсуждению их собствен­ных проблем.


На втором занятии разбираются симптомы наиболее распро­страненных заболеваний. В отдельном разделе рассматриваются возможные причины развития и клинические проявления тяжелых болезней. Особое внимание обращается на заболевания, с которыми человек сталкивается в быту. Для закрепления навыков по оказа­нию самопомощи - слушателям предлагается решать ситуацион­ные задачи.

Цель третьего занятия - изучение принципов элиминации причинно-значимых патогенов как первого и необходимого этапа в комплексном лечении заболеваний. Преподаватель знакомит слушателей с методикой проверки простейших симптомов и ана­лизов. Больные должны знать опасные для них симптомы и уделять серьезное внимание соблюдению режима. В конце занятия пре­подаватель подчеркивает важность соблюдения основных правил элиминации патогенов, так как это может существенно облегчить течение болезни, снизить потребность в лекарственных препара­тах, а в ряде случаев надолго предотвратить симптомы. Во взрослой аудитории на этом занятии также изучаются основы профилактики.

На последнем занятии слушатели знакомятся с принципами терапии частых заболеваний, с основными группами препаратов, использующихся для лечения клинических проявлений болезней. Подчеркивается необходимость проведения базисной терапии, назначенной врачом, обсуждаются преимущества и недостатки отдельных препаратов. Особый акцент делается на специфической терапии - высокоэффективном методе лечения и профилактике заболеваний.

Для оценки влияния образовательных программ на регуляр­ность выполнения рекомендаций по соблюдению режима, прове­дение фармакотерапии и, как следствие, на симптомы заболева­ния и качество жизни целесообразно проводить анкетирование слушателей школ здоровья до начала занятий и через 3-6 месяцев после обучения.

Вопросы для самоконтроля

1.Перечислите виды учебных занятий в СПО

2.Назовите необходимые требования к организации занятия

3.Перечислите общие требования к оформлению методической разработки

4.Дайте определение понятия «Технологическая карта урока»

5.Дайте определение понятия «Межпредметные и внутри предметные связи
»

6.Назовите структурные элементы методической разработки лекции

7.Перечислите структурные элементы методической разработки практического занятия

Тема 3.Методология практического занятия в медицинском вузе
Практические занятия (ПЗ) в учебном процессе являются основной частью учебного плана и академической нагрузки преподавателя.

Общеизвестно, что лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме.

Самостоятельная работа студентов расширяет эти знания и создает теоретическую базу.

Практические занятия - призваны углубить, расширить и закрепить знания студентов, формировать умения и навыки. Практические занятия развивают клиническое, научное мышление и речь студента, позволяют проверить и оценить знания студентов.

Содержание ПЗ определяется учебным планом и рабочей программой дисциплины, однако качество его реализации зависят от опыта и мастерства педагога. Успех педагогической деятельности во многом зависит от эрудиции педагога, глубины его знаний своего учебного курса, владения врачебными - профессиональными навыками. Парадоксально, когда педагог учит и требует у студента навык, которым сам не владеет или не знает.

Модель занятия должна состоять из 2-х этапов:

1. Моделирование занятия. Определить его цель и задачи. Частно-дидактическая цель ПЗ должна отвечать нескольким требованиям:

соответствие социальному заказу, т.е. обучение студентов в объёме необходимом для подготовки педиатра - общей практики, а не узкого специалиста;

реальности достижения - за отведенное время и при определённом уровне подготовленности студентов;

определённости, отражающейся в терминах - студент должен знать и студент должен уметь. В медицинском образовании ПЗ формирует у студента умение практического характера, на основе необходимых знаний, т.е. несколько нарушается первичность соотношения знаний – умений;

диагностичности - описании цели в количественных параметрах выполняемых заданий, позволяющих точно определить степень её достижений.

Этот этап педагогического творчества связан с продумыванием и проектированием предстоящего ПЗ, подбором методических средств, раздаточного материала, тематических больных и т.д.