Файл: Тема Основы организационной и учебнометодической деятельности преподавателей медицинских высших и средних учебных заведений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вопросы для повторения: оптимальное количество вопросов: 10—12. Их последовательность определяется логикой предмета.
Задания для самоподготовки
Данный вид задания необходим для управления самостоятельной работой студента при подготовке к занятию. Задания должны быть предложены в виде выполнения творческих работ (анализ текста, обобщение, структурирования материала и т. д.).
Литература, рекомендуемая для самоподготовки:
основная (4—6 источников);
дополнительная (не менее 3-х источников, в т. ч. ссылки Интернет);
преподаватель указывает номера страниц, с которыми работают обучающиеся и
формулирует задание: прочитать, выучить, иметь представление, выписать тезисы,
законспектировать, ответить на вопросы и т. п.
Вопросы для самоподготовки:
по базисным знаниям;
по данной теме (не более 10).
План самостоятельной работы на практическом занятие
План самостоятельной работы студентов оформляется по следующей схеме:
№ | Название этапа | Описание | Цель |
Контрольные процедуры: содержание и формы контрольных процедур должны
соответствовать планируемым уровням учебных целей (выраженных в виде конкретных задач).
Цель (задачи) занятия | Формы контрольных процедур |
Обучающийся должен знать: | |
Обучающийся должен уметь: | |
— | |
Контролирующие материалы представляются:
-
с эталонами ответов (для вводного, текущего и итогового контроля); -
с указанием форм контроля; -
уровней усвоения знаний по отдельным разделам темы; -
при проведении тестового контроля также необходимо указать количество вариантов, количество используемых заданий; -
темы учебно-исследовательской работы студентов и научно-исследовательской работы студентов.
Домашнее задание может быть оформлено по схеме :
№ | Вопросы для | Источник | Цель | Вопросы |
| самоподготовки | информации | деятельности | для самоконтроля |
Список литературы, которую преподаватель использовал для подготовки методических рекомендаций и занятия.
Приложения к учебно-методической разработке:
-
дидактический (обучающий) материал; -
словарь терминов (глоссарий, тезаурус).
5Организация и проведение занятий с пациентами
Принципы организации и проведения образовательных программ для больных
Цель образовательных программ - улучшение результатов лечения больных различными заболеваниями и повышение качества жизни.
Основные задачи образовательных программ:
-
предоставление больному информации о причинах и механизмах развития различных заболеваний, клинических проявлениях, принципах диагностики, современных подходах к лечению и профилактике; -
обучение больных навыкам самоконтроля, принципам оказания самопомощи; -
формирование партнерских отношений между врачом и больным, осознанного подхода к выполнению врачебных рекомендаций.
В Москве при создании образовательных центров для больных различными заболеваниями учитывалось требование проводить наблюдение и обучение больных в одном учреждении, что позволяет достичь определенной преемственности в ведении больного. Обучение больных, как индивидуальное, так и в группах, проводится преимущественно на базе амбулаторных кабинетов. В образовательном процессе участвуют врачи, медицинские сестры, психологи. Основная нагрузка ложится на преподавателей из числа врачей.
Преподаватели образовательных центров обеспечиваются методическими разработками для каждого занятия. Важное значение имеет иллюстративный материал, включающий наборы памяток для больных, брошюры, слайды, видеофильмы, в которых основные положения занятий представлены в доступной, а иногда и в шутливой форме. Игровые формы преподавания особенно важны, когда речь идет о детских школах, где в качестве иллюстративного материала могут быть использованы специально написанные сказки, игрушки. Рассмотрим распределение материала в цикле занятий.
Первое занятие для преподавателя всегда наиболее трудное. На этом занятии слушатели знакомятся друг с другом и с правилами обучения. На первой лекции обычно задают больше всего вопросов, а преподавателю за фиксированное время необходимо познакомить слушателей с основными понятиями, которыми им придется оперировать далее. Впечатление от первого занятия определяет дальнейшее отношение больных к обучению, поэтому к нему следует готовиться с особой тщательностью: использовать яркие примеры, привлекать слушателей к обсуждению их собственных проблем.
На втором занятии разбираются симптомы наиболее распространенных заболеваний. В отдельном разделе рассматриваются возможные причины развития и клинические проявления тяжелых болезней. Особое внимание обращается на заболевания, с которыми человек сталкивается в быту. Для закрепления навыков по оказанию самопомощи - слушателям предлагается решать ситуационные задачи.
Цель третьего занятия - изучение принципов элиминации причинно-значимых патогенов как первого и необходимого этапа в комплексном лечении заболеваний. Преподаватель знакомит слушателей с методикой проверки простейших симптомов и анализов. Больные должны знать опасные для них симптомы и уделять серьезное внимание соблюдению режима. В конце занятия преподаватель подчеркивает важность соблюдения основных правил элиминации патогенов, так как это может существенно облегчить течение болезни, снизить потребность в лекарственных препаратах, а в ряде случаев надолго предотвратить симптомы. Во взрослой аудитории на этом занятии также изучаются основы профилактики.
На последнем занятии слушатели знакомятся с принципами терапии частых заболеваний, с основными группами препаратов, использующихся для лечения клинических проявлений болезней. Подчеркивается необходимость проведения базисной терапии, назначенной врачом, обсуждаются преимущества и недостатки отдельных препаратов. Особый акцент делается на специфической терапии - высокоэффективном методе лечения и профилактике заболеваний.
Для оценки влияния образовательных программ на регулярность выполнения рекомендаций по соблюдению режима, проведение фармакотерапии и, как следствие, на симптомы заболевания и качество жизни целесообразно проводить анкетирование слушателей школ здоровья до начала занятий и через 3-6 месяцев после обучения.
Вопросы для самоконтроля
1.Перечислите виды учебных занятий в СПО
2.Назовите необходимые требования к организации занятия
3.Перечислите общие требования к оформлению методической разработки
4.Дайте определение понятия «Технологическая карта урока»
5.Дайте определение понятия «Межпредметные и внутри предметные связи
»
6.Назовите структурные элементы методической разработки лекции
7.Перечислите структурные элементы методической разработки практического занятия
Тема 3.Методология практического занятия в медицинском вузе
Практические занятия (ПЗ) в учебном процессе являются основной частью учебного плана и академической нагрузки преподавателя.
Общеизвестно, что лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме.
Самостоятельная работа студентов расширяет эти знания и создает теоретическую базу.
Практические занятия - призваны углубить, расширить и закрепить знания студентов, формировать умения и навыки. Практические занятия развивают клиническое, научное мышление и речь студента, позволяют проверить и оценить знания студентов.
Содержание ПЗ определяется учебным планом и рабочей программой дисциплины, однако качество его реализации зависят от опыта и мастерства педагога. Успех педагогической деятельности во многом зависит от эрудиции педагога, глубины его знаний своего учебного курса, владения врачебными - профессиональными навыками. Парадоксально, когда педагог учит и требует у студента навык, которым сам не владеет или не знает.
Модель занятия должна состоять из 2-х этапов:
1. Моделирование занятия. Определить его цель и задачи. Частно-дидактическая цель ПЗ должна отвечать нескольким требованиям:
– соответствие социальному заказу, т.е. обучение студентов в объёме необходимом для подготовки педиатра - общей практики, а не узкого специалиста;
– реальности достижения - за отведенное время и при определённом уровне подготовленности студентов;
– определённости, отражающейся в терминах - студент должен знать и студент должен уметь. В медицинском образовании ПЗ формирует у студента умение практического характера, на основе необходимых знаний, т.е. несколько нарушается первичность соотношения знаний – умений;
– диагностичности - описании цели в количественных параметрах выполняемых заданий, позволяющих точно определить степень её достижений.
Этот этап педагогического творчества связан с продумыванием и проектированием предстоящего ПЗ, подбором методических средств, раздаточного материала, тематических больных и т.д.