Файл: Доклад Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


• иметь живой и активный характер;

• обладать чувством юмора (но без сарказма);

• проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;

• иметь творческое, возможно, нетрадиционное мировоззрение;

• уважать желание ребенка работать самостоятельно.

Педагоги исходят из того, что творчество — это не только самостоятельный вид деятельности: оно потенциально заключено в любой профессии, в разных сферах общественного производства и характеризует стиль деятельности.

В жизнедеятельности личности творчество выполняет следующие функции:

• выражает активно-преобразовательное отношение к миру;

• включает личность в значимые для нее сферы деятельности и общественных отношений;

• выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых субъекту неизвестен;

• определяет собственную индивидуальность для другого;

• реализует право личности на свободу, выход за пределы обязательного;

• защищает личность от стрессов, уныния, жизненных потрясений.

Глава 2

Развитие технического творчества учащихся как социально - педагогическая проблема

2.1. Сущность и понятие технического творчества учащихся.

Содержание труда человека в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Причем наблюдается объективная тенденция – с развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает. Изменяется и оценка труда и труженика.

Как известно, главный труд детей - учеба. Поэтому надо сделать этот труд учащихся творческим.

Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от учителя ученикам. Учитель при этом выступает в качестве передатчика «запоминающих устройств». И ученик тем лучше успевает, чем точнее на последующем уроке воспроизводит полученные в готовом виде знания.

Репродуктивно полученные знания и умения не находят применения на практике. В трудовом обучении еще в большей мере, чем по другим учебным предметам, используются репродуктивные методы обучения. Учителя редко прибегают к решению технических задач, использованию проблемности, техническому эксперименту, эвристическим беседам и т.д. Требует значительного углубления политехнический принцип обучения. На современном этапе развития науки и техники трудовое обучение надо поставить так, чтобы учащиеся не только знакомились с современными достижениями в технике и на производстве, но и получали обобщенные знания о них, были причастны, пусть даже в самом малом к совершенствованию производства.

Можно утверждать, что только в процессе обучения в школе, даже самого творческого, нельзя в надлежащей мере развить творческие черты личности. Нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества – техническом, художественном и т.д.

Детское техническое творчество учащихся – наиболее массовая форма привлечения учащихся к творчеству. В определении понятия «детское техническое творчество» существует две точки зрения – педагогическая и психологическая.

Педагоги рассматривают детское техническое творчество не только как вид деятельности,

направленный на ознакомление учащихся с разнообразным миром техники, развития их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политического образования.



Психологи в детском техническом творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у учащихся способностей к определенному виду творчества, установленного уровня их формирования и последовательности развития. Другими словами, у психологов важны методы правильной диагностики творческих способностей учащихся, которые помогут понять в каком виде деятельности и при каких условиях учащиеся смогут наиболее продуктивно проявить себя.

С учетом педагогической и психологической точек зрения детское техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.

Новое в детском техническом творчестве, в основном, носит субъективный характер. Учащиеся часто изобретают уже изобретенное, а изготовленное изделие или принятое решение является новым только для его создателя, однако, педагогическая польза творческого труда несомненна.

Результат творческой деятельности учащихся – комплекс качеств творческой личности:

  • умственная активность;

  • стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы; самостоятельность в решении поставленной задачи;

  • трудолюбие;

  • изобретательность.

Анализ психолого–педагогических исследований и опыта позволяет прийти к выводу, что техническое творчество создает, прежде всего, благоприятные условия для развития технического мышления учащихся.

Во-первых, оно развивается на основе обычного мышления, т.е. все составляющие компоненты обычного мышления присущи техническому. Например, одной из важнейших операции обычного мышления является сравнение. Оказывается, без него немыслимо и техническое мышление. То же можно сказать и о таких операциях мышления, как противопоставление, классификация, анализ, синтез и др. Характерным является только то, что перечисленные выше операции мышления в технической деятельности развивается на техническом материале.

Во-вторых, обычное мышление создает психофизиологические предпосылки для развития

технического мышления. В результате обычного мышления, развивается мозг ребенка, его ассоциативная сфера, память, приобретается гибкость мышления.


Однако, понятийно – образный аппарат обычного мышления не располагает теми понятиями и образами, которые необходимы для технического мышления. Например, понятия, взятые из технологии металлов, включают в себя сведения из различных наук (физики, химии и др.) Они представляют собой не механический конгломерат сведений, а являются единством существенных признаков технологического процесса или явления, рассматриваемых с точки зрения разных наук.

В техническом мышлении в отличие от обычного мышления существенно отличаются и образы, которыми оперирует учащийся. Сведения о форме технического объекта, его размерах и других особенностях задаются не готовыми образами, как в обычном мышлении, а системой абстрактных графических знаков и линий – чертежом. Причем, чертеж не дает готового образа того или иного понятия, его нужно самостоятельно представить.

Рассмотренные выше особенности технического мышления позволяют заключить, что формирование его основных компонентов должно осуществляться не только в процессе обучения, но и во всех видах работы по техническому творчеству. Особое внимание в процессе технического творчества учащихся должно уделяться формированию технических понятий, пространственных представлений, умений составлять и читать чертежи и схемы.

В процессе технического творчества учащиеся неизбежно совершенствуют свое мастерство во владении станочным оборудованием и инструментом.

Немаловажное значение техническое творчество имеет для расширения политехнического кругозора школьников. В процессе творческой технической деятельности учащиеся сталкиваются с потребностью в дополнительных знаниях о технике:

  • в изучении специальной литературы;

  • в ознакомлении с новинками техники;

  • в консультациях специалистов.

Творческая деятельность способствует формированию у школьников преобразующего отношения к окружающей действительности. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Это приводит к тому, что в своей деятельности, работе и мышлении он не может выйти за пределы известного.

Если детей с первых уроков включать в творческую деятельность, то у них развивается

пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей школьников. Без учета особенностей развития психики детей не возможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели.


Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. В воспитании творческих черт личности большое значение имеет результативность творческого труда. Особую ценность представляет труд, направленный на совершенствование производства, повышение эффективности оборудования и т.д.

2.2. Особенности технического творчества.

Особенность творческой деятельности позволит выделить ряд этапов технического творчества. Выделение этих этапов условно, так как процесс творчества непрерывный.

В психолого-педагогической литературе выделяется различное количество этапов. Оптимально наиболее удовлетворяет условное разделение на семь этапов. Каждый этап должен иметь отчетливо выраженный результат:

  • осмысленная и принятая идея;

  • конструкторско-техническая идея, доведения ее до возможности практической реализации и практическая реализация решения;

  • анализ, доработка и оценка решения.

Результативность каждого этапа выполнения творческого задания тесно связана с развитием у школьников технического мышления и трудовых навыков и умений.

В практике технического творчества на первом этапе техническую задачу педагог часто формулирует сам, дает ее в готовом виде. В таких случаях после анализа ее условия и под воздействием возникшей проблемной ситуации, учащийся может принять задачу в той формулировке, которая ему была предложена учителем, но может и изменить, переформулировать ее. Как показывает опыт, в большинстве случаев учащиеся предложенные им задачи формулируют сами. Это происходит под влиянием субъективного понимания сущности явлений, отраженных в задаче, и является показателем того, что ученик ее «принял».

На втором этапе, сформулировав задачу или осознав ее формулировку, данную учителем, учащийся приступает к поиску способа решения, использует свой прошлый опыт, мысленно отвечает на поставленные перед собой вопросы. Может возникнуть догадка о способе решения задачи. Предположения могут строиться:

  • на основе опыта;

  • на обобщении известных знаний;

  • на основе аналогий;

  • на основе абстракций.

Аналогия и перенос известных способов решения в новую ситуацию, ассоциативные связи на этом этапе играют главную роль.

Основной задачей на третьем этапе является разработка документации, необходимой для изготовления опытного образца. Процесс конструирования условно можно разделить на четыре составляющие: