Файл: Праксеологическая структура педагогической деятельности.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 458
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Праксеологические характеристики педагогической деятельности
- Цели и задачи в структуре педагогической деятельности
- Процедура педагогической деятельности с позиции праксеологии
- Результаты, продукты и эффекты педагогической деятельности
Вопрос 1. Праксеологические характеристики педагогической деятельности
Праксеологическими можно считать такие характеристики деятельности и деятеля, которые их описывают и оценивают с точки зрения «правильности», т.е. обоснованности, нормосообразности, рациональности, целесообразности, продуктивности.
В зависимости от характеризуемого аспекта профессиональной активности педагога можно выстроить несколько смысловых рядов.
1. Первый составляют понятия, раскрывающие идеальный образ деятельности, служащий определенным ориентиром для последующего практического воплощения.
К таким характеристикам относятся:
- качество (качество педагогической деятельности, качество деятельности педагога или педагогического коллектива, качество организации педагогического процесса и др.);
- успешность (успешность педагогической деятельности, педагогический успех);
- продуктивность (продуктивность педагогической деятельности, продуктивность педагога, продукт педагогической деятельности, продукт труда педагога);
- результативность (результативность педагогической деятельности, результаты педагогической деятельности и ее конкретных видов);
- эффективность (эффективность педагогической деятельности. эффективное действие, педагогический эффект).
2. К выделенной группе примыкают так называемые инструментальные понятия, отражающие способы выявления указанных характеристик, в частности оценка и самооценка педагогической деятельности.
3. Еще одна группа праксеологических характеристик указывает на свойства тех или иных действий, проявляющиеся при правильной организации педагогической деятельности, способствующие тому, чтобы в целом она осуществлялась успешно.
Среди них выделяются:
- целесообразность (соответствие цели);
- целенаправленность (последовательность в достижении цели);
- проективность (указывает на проективную природу действий, их устремленность в будущее, способность производить с их помощью «потребное будущее»);
- конструктивность (свойство, фиксирующее преобразовательный потенциал действий, способность конструировать промежуточный и конечный результаты определенных элементов);
- нормированность (регламентация профессиональных действий системой ограничений);
- технологичность (объективно обусловленная способность производить своими действиями запланированные изменения);
- методичность (обоснованная упорядоченность деятельности); инструменталъность (оснащенность деятельности необходимыми средствами);
- практичность (полезность, способность позитивно влиять на практику); осмысленность (наличие смысла в действиях).
4. Отдельную группу составляют характеристики, обозначающие способы нормирования и регламентации педагогической активности. К ним относятся закономерность, закон, принцип, правило, подход, программа, план. Будучи общенаучными и междисциплинарными понятиями, они содержательно конкретизируются применительно к педагогической действительности, приобретая при этом праксеологические функции (указывают на пути продуктивного осуществления деятельности).
Модель структуры процесса обучения:
Социальный заказ школе (общественные цели обучения)
Содержание образования как воплощение целей обучения
Деятельность учи теля его средствами
Мотивы субъектов
Деятельность ученика его средствами
Организационные формы обучения
Механизм процесса усвоения
Результаты усвоения
Закон - это необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между элементами обеспечивающие упорядоченное изменение.
Это понятие философское, так как философия разграничивает понятие закона и закономерность, рассматривая закономерность как более широкое понятие.
Закономерность-совокупность взаимосвязанных по содержанию законов обеспечивающих тенденцию или направленность в изменении системы. Закономерности реализуются через принципы
Сущность процесса обучения – ни что иное, как закономерности процесса обучения, поэтому в структуре процесса обучения все связи носят закономерный характер, в сущности отражаются скрытые, глубокие процессы, внутреннее содержание, связи и отношения того или иного явления.
Система целостна, если определены эти связи и отношения:
- между потребностями общества и целями образования;
- между целями образования и содержаниями образования;
- между деятельностью и общением;
- между обучением и развитием;
- между преподаванием и учением;
- между коллективом и конкретной личностью;
- между внутренними и внешними условиями развития;
- между обучением и самообразованием.
Принцип - основа, первопричина, положение, правило организации в целом деятельности ученика в учебном процессе, вытекающей из установленных дидактикой законов и закономерностей.
Закономерности процесса обучения | Принципы процесса обучения. | Пути их реализации (правила). |
1. Единство обучения и воспитания. | Воспитание в процессе обучения в соответствии с потребностями общественного развития. | 1. Создавай условия для воспитательного влияния науки в процессе изучения предмета. 2. Показывай действительность такой, какова она есть. 3. Показывай вещи и явления в изменении, развитии и взаимосвязях, раскрывай материальные причины изменений. 4. Организовывай такие виды деятельности, которые развивали бы внимание, память, воображение, творческие и др. познавательные способности. 5. Всемерно развивай общеучебные умения и навыки. 6. Воспитывай и формируй положительные мотивации учения, интерес к знаниям. |
2. Соответствие содержания образования уровню развития науки, техники, культуры и т.д. | Принцип научности и доступности в обучении. | 1. Предлагай для усвоения прочно установленные в науке положения. 2. Переходи от близкого к далекому, от легкого – к более трудному, от известного – к новому, от простого – к сложному, от главного – к второстепенному, от общего – к частному, от конкретного – к абстрактному. 3. Учитывай индивидуальные способности личности в продуктивности учебы. |
3. Об объективном характере, познавательной деятельности в обучении и воспитании. | Принцип активности, сознательности учащихся в обучении при руководящей роли учителя. | 1. Обеспечивай максимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательности творческого труда учащихся в обучении. 2.Создавай условия, заостряющие противоречие между сложившимися представлениями о том или ином предмете, явлении или процессе. 3. Учитывай индивидуальные особенности и интересы учащихся (объективные потребности общества). 4. Приобщай учащихся к коллективным формам работы. 5. Добивайся понимания учащимися целей и задач учебной работы, осознанного восприятия учебного материала. 6. Приучай учащихся анализировать собственные действия и действия своих товарищей. 7. Привлекай учащихся к формулировке правил и понятий. |
И.А. Колесникова: В качестве основополагающих принципов педагогической деятельности, обеспечивающих сохранение ее профессионального качества, можно выделить:
- принцип соответствия педагогической позиции;
- принцип соответствия педагогической деятельности образу человека (человекосообразность);
- принцип соответствия педагогической деятельности образу культуры (культуросообразность);
- принцип соответствия педагогической деятельности образу нормы (нормосообразность).
Принцип соответствия педагогической позиции отражает необходимость для педагога внутреннего принятия на себя бремени работы с человеческим качеством. При этом в слове ≪соответствие≫ заложен момент ответственности за свои действия (ответствовать — отвечать).
Принцип человекосообразности указывает на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с мерой человеческого качества (человеческим измерением), а также на соотнесение любых профессиональных действий педагога со свойствами человека, с его природой. Это означает:
- что деятельность педагога обращена прежде всего к образовательным интересам и потребностям людей;
- что она остается педагогической до тех пор, пока соответствует смыслам и ценностям, связанным со становлением человека и развитием межличностных отношений;
- что педагогические действия и их последствия всегда должны соразмеряться с возможностями конкретных участников образовательного процесса;
- что во всех профессиональных поступках необходимо соблюдать человеческую меру (охрана здоровья, соблюдение этических моментов и др.).
Принцип культуросообразности связан с понятием ≪культура профессиональной деятельности≫.
Принцип нормосообразности отражает социальную, профессиональную, личностную необходимость сохранения (удержания) педагогической деятельности в границах возможного и дозволенного.
В жизнедеятельности педагога обычно нормируются:
1) способы профессионального поведения, закрепленные на уровне принципов (гуманизации, демократизации, коллективизма, корпоративности, конфиденциальности), правил, запретов (не курить, не опаздывать), функциональных прав и служебных обязанностей;
2) система взаимодействия (отношений). Достаточно сравнить регламент и традиции педагогических взаимоотношений в военном образовательном учреждении, художественном училище, академическом университете, подростковом клубе по месту жительства;
3) требования к субъектам педагогической деятельности (возраст, пол, квалификация, опыт, наличие формы одежды), определенные на уровне социальных и культурных традиций и объективно заданные условиями работы;
4) содержание и результаты деятельности (на уровне образовательных стандартов, квалификационных характеристик, вида и качества продуктов труда);
5) время получения результата (с помощью программ, планов, проектов);
6) условия, в которых осуществляется образовательный процесс (санитарные нормы, необходимый объем площадей, оборудование, специфические характеристики пространства);
7) регламент организации образовательного процесса (принципы организации, требования техники безопасности).
5.Следующая группа понятий, которыми оперирует педагогическая праксеология, позволяет анализировать и оценивать деятельность педагога с точки зрения полноты и совершенства ее структуры.
Сюда входят педагогические цели, задачи, методы, средства, формы, результаты
6. Еще одну группу составляют характеристики, определяющие организационно-процессуальную сторону педагогического поведения. Это стратегия педагогической деятельности, логика педагогической деятельности, педагогическая тактика, профессиональные действия, методика, педагогическая технология, педагогическая техника.
7. Наконец, выделяется круг понятий, на базе которых можно изучать и описывать продуктивность функциональных ролей и позиций педагога в образовательном процессе: педагогическая (образовательная) ситуация, педагогическое взаимодействие, педагогическая функция, профессионально-педагогическая позиция.
2. Цели и задачи в структуре педагогической деятельности
Праксеологическая структура педагогической деятельности складывается из педагогических целей и профессиональных задач; профессиональных действий, процедур, направленных на решение этих задач, а также полученных в итоге результатов и эффектов.
Основанием любой деятельности является сознательно формулируемая цель. Основными свойствами педагогических целей являются осознанность, многоуровневость и достижимость.
Цель- предвосхищение будущего результата.