Файл: Праксеологическая структура педагогической деятельности.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 462

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогические задачи (по А.К.Быкову)

К педагогическим задачам Н.В.Бордовская и А.А.Реан относят:
  • задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мыш­ления, стиля поведения или общения и др.); с.211
  • задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности уче­ников; с.208
  • задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;
  • задачи по организации деятельности учащихся;
  • задачи по формированию общественного мнения коллектива;
  • задачи по переориентации ученика; с.223
  • задачи по изменению отношения к учению; с.210
  • задачи по закреплению привычки, интереса;
  • задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика;
  • задачи по росту самостоятельности;
  • задачи на развитие и проявления творчества;
  • задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;
  • задачи по педагогическому стимулированию;
  • задачи по самовоспитанию.

Праксеологические рекомендации

В приведенном ниже примере представлена логика решения задачи.

Задача: проанализировать уровень усвоения определенного учебного материала.

Дано:

а) продукты деятельности учащихся (тестовые задания или

контрольные работы);

б) образовательный стандарт.

в) критерии усвоения (понимание смысла, полнота усвоения содержания, адекватность структуры и формы представления материала природе содержания).

Требуется: дать сравнительную характеристику усвоения по заданным параметрам.

Решение данной задачи может иметь следующую логику.

Аналитический этап:
  • работа с содержанием стандарта по выделению совокупности информационных единиц для анализа содержания (факты, понятия, теоретические положения, ведущие идеи).

  • Эвристический этап:
  • выбор (разработка) показателей степени усвоения (полное, частичное, расширенное понимание, воспроизведение);
  • выбор (разработка) формы (таблицы, матрицы, графика) предварительного упорядочения информации.

  • Ход решения:
  • провести анализ продуктов деятельности учащихся с занесением данных в заготовленную форму;
  • произвести статистический подсчет результатов по одной из возможных формул (среднее арифметическое, объемный показатель и др.);
  • дать качественную интерпретацию полученным количественным данным.

  • Проверка:
  • подвергнуть сделанные выводы экспертной оценке со стороны коллег (учащихся), администрации.


Вопрос 3. Процедура педагогической деятельности с позиции праксеологии

Педагогическая технология –это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Я.А. Коменский стремился отыскать такой порядок обучения, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Я.А. Коменский писал для успешного обучения необходимо:

1. твердо установленные цели;

2. средства, точно приспособленные для достижения этих целей;

3. твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели.

В.П. Беспалько выделяет следующие характеристики педагогических технологий:
  • четкая, последовательна, дидактическая разработка целей обуения и воспитания;
  • структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению
  • комплексное применение дидактических средств обучения, воспитания, контроля
  • усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания.

  •  

Образовательные технологии

Педагогические технологии

Технологии самообразования

Технологии обучения

(предметно-ориентированные и личностно-ориентированные)

Технологии воспитания

Технологии развития

Под предметно-ориентированными технологиями обучения понимаются такие технологии, в которых в качестве основных диагностируемых целей выступают знания и умения по конкретным учебным предметам.

Традиционная технология (знаниево-ориентированная или репродуктивная )

Цель-усвоение знание, умений репродуктивного характера.

Этапы процесса: изучение нового-закрепление-контроль-оценка.

Ведущие виды деятельности –слушание и запоминание.

Основной критерий эффективности-безошибочное воспроизведение изученного

Ведущие методы обучение-объяснение и наглядность.

Педагог демонстрирует двигательные, познавательные действия, действия межличностного общения и согласования усилий (Климов Е.А.)

Плюсы-технология экономична, идет усвоение адаптированного социального опыта(облегчает усвоение сложного материала), обеспечивает эффективное управление коллективом.

Минусы-незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся .


  • Технология полного усвоения
  • Технология программированного обучения
  • Технология концентрированного обучения («погружение»)
  • Технология модульного обучения и др.

Личностно-ориентированные технологии обучения

      Смысл образования, согласно гуманистической парадигме, заключается в использовании потенциалов образовательной системы как средств актуализации личностного саморазвития людей.
  • Технология проблемного обучения
  • Технология развивающего обучения
  • Технология поэтапного формирования умственных действий
  • Технология учебного проектирования
  • Технология обучение как учебное исследование

  •  

    В данных технологиях ученик выступает как полноценный субъект учебно-познавательной деятельности, в этой деятельности присутствуют все компоненты от целеполагания до рефлексии.

Этапы деятельности

Содержание деятельности
  • Подготовка.

  • Определение темы и целей проекта

Ученик: обсуждение, поиск информации . Учитель заявление замысла, мотивация, помощь в постановке задач.

2. Планирование.

А. определение источников, способов сбора и анализа информации

В. Установление критериев оценки результата и процесса

У:формулирует задачи, вырабатывает план действий

У:корректирует, предлагает идеи, высказывает предположение

3. Сбор информации.

Наблюдения, работа с литературой, анкетирование, интервью, эксперимент и др.

У:собирает информацию

У:наблюдает, косвенно руководит деятельностью

 4. Анализ информации, формулирование выводов.

У: анализирует информацию

У:корректирует, наблюдает, советует

5. Представление и оценка результата по критериям.

Учитель и ученики участвуют в обсуждении , оценивают усилия, возможности для продолжения, качество отчета и др.


Технология учебного проектирования

Праксеологические основы педагогических технологий

 В современном понимании образовательных технологий выделяются следующие смысловые акценты, важные в праксеологическом отношении.

1. Возможность прогнозируемого получения заданных свойств и изменений предмета педагогического труда.

2. Возможность нормирования способов педагогической деятельности.

3. Возможность обеспечивать системность и цикличность педагогических действий.

4. Возможность построения логической последовательности педагогических действий и операций, обеспечивающих продуктивность образовательного процесса.

5. Возможность приведения профессиональных действий в соответствие с закономерностями развития человека и педагогических процессов.

6. Возможность управлять педагогическими процессами на основе программирования, алгоритмизации, теории информации,кибернетики.

7. Воспроизводимость профессиональных действий, позволяющая транслировать продуктивный опыт.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям.
  • Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижение образовательных целей.
  • Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
  • Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
  • Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
  • Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.  

В логике обучения конструированию образовательных технологий целостную учебно-познавательную деятельность в первоначальном и в самом общем виде можно представить следующим образом:


1. Самоанализ профессиональных затруднений и самооценка профессиональной деятельности.

2. Последовательное нахождение противоречий, формулировка проблем, постановка образовательных задач.

3. Освоение знаний об образовательных стратегиях и педагогических технологиях.

4. Рефлексия. Осмысление своей частной проблемы в контексте общих проблем образования.

5. Профессиональное самоопределение и выработка целей деятельности.

6. Выработка общепедагогических умений (изучение мотивов и мотивация учебной деятельности школьников, определение целей-намерений и целей-планируемых результатов, вычленение отдельных компонентов социокультурного опыта в предметно-дисциплинарном содержании школьного образования, определение пла­нируемых результатов обучения, наблюдаемых через действия учеников, и т. д.).

7. Моделирование образовательной технологии

8. Анализ созданного образовательного проекта на предмет целостности и возможной адаптации.

9. Рефлексия учебно-познавательной деятельности

Совокупный субъект педагогической деятельности.

Опыт показывает, что для организации коллективной жизнедеятельности необходимо:
  • наличие общих требований, правил и принципов совместной жизнедеятельности, выработанных или принятых сообща,
  • понятность и доступность этих правил всем членам коллективного сообщества;
  • соблюдение адекватного правилам распорядка жизни и системы отношений в течение достаточно длительного периода коллективного развития, в котором выделяются определенные этапы (стадии, циклы);
  • возможность творческого развития форм коллективной жизнедеятельности на основе принятых правил и принципов.

В границах совокупного субъекта обнаруживаются следующие его специфические свойства, важные с праксеологической точки зрения:
  • способность произвести большую (по объему, сложности, эмоциональному накалу, затраченной энергии) интеллектуальную, физическую, творческую работу в сжатые сроки;
  • возможность на уровне группового сознания воспринять информацию, недоступную при работе в одиночку;
  • повышенная устойчивость в ситуациях стресса, инноваций, повышенного напряжения;
  • эффект резонансного распространения, усиления внутри общего образовательного пространства определенных эмоциональных и деятельностных проявлений;
  • способность «поглощения» или вытеснения за свои пределы индивидуального субъекта, не вписывающегося в структуру деловых и межличностных отношений, сложившихся внутри совокупного организма;
  • способность получить педагогический результат, не сводимый к сумме усилий отдельных участников;
  • возможность индивидуального присвоения полученного в совместной деятельности совокупного опыта.