Файл: Праксеологическая структура педагогической деятельности.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 462
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Педагогические задачи (по А.К.Быкову)
К педагогическим задачам Н.В.Бордовская и А.А.Реан относят:
- задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления, стиля поведения или общения и др.); с.211
- задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников; с.208
- задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;
- задачи по организации деятельности учащихся;
- задачи по формированию общественного мнения коллектива;
- задачи по переориентации ученика; с.223
- задачи по изменению отношения к учению; с.210
- задачи по закреплению привычки, интереса;
- задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика;
- задачи по росту самостоятельности;
- задачи на развитие и проявления творчества;
- задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;
- задачи по педагогическому стимулированию;
- задачи по самовоспитанию.
Праксеологические рекомендации
В приведенном ниже примере представлена логика решения задачи.
Задача: проанализировать уровень усвоения определенного учебного материала.
Дано:
а) продукты деятельности учащихся (тестовые задания или
контрольные работы);
б) образовательный стандарт.
в) критерии усвоения (понимание смысла, полнота усвоения содержания, адекватность структуры и формы представления материала природе содержания).
Требуется: дать сравнительную характеристику усвоения по заданным параметрам.
Решение данной задачи может иметь следующую логику.
Аналитический этап:
- работа с содержанием стандарта по выделению совокупности информационных единиц для анализа содержания (факты, понятия, теоретические положения, ведущие идеи).
- выбор (разработка) показателей степени усвоения (полное, частичное, расширенное понимание, воспроизведение);
- выбор (разработка) формы (таблицы, матрицы, графика) предварительного упорядочения информации.
- провести анализ продуктов деятельности учащихся с занесением данных в заготовленную форму;
- произвести статистический подсчет результатов по одной из возможных формул (среднее арифметическое, объемный показатель и др.);
- дать качественную интерпретацию полученным количественным данным.
- подвергнуть сделанные выводы экспертной оценке со стороны коллег (учащихся), администрации.
Эвристический этап:
Ход решения:
Проверка:
Вопрос 3. Процедура педагогической деятельности с позиции праксеологии
Педагогическая технология –это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Я.А. Коменский стремился отыскать такой порядок обучения, который неминуемо приводил бы к положительным результатам. Я.А. Коменский писал для успешного обучения необходимо:
1. твердо установленные цели;
2. средства, точно приспособленные для достижения этих целей;
3. твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели.
В.П. Беспалько выделяет следующие характеристики педагогических технологий:
- четкая, последовательна, дидактическая разработка целей обуения и воспитания;
- структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению
- комплексное применение дидактических средств обучения, воспитания, контроля
- усиление, насколько это возможно, диагностических функций обучения и воспитания.
Образовательные технологии
Педагогические технологии
Технологии самообразования
Технологии обучения
(предметно-ориентированные и личностно-ориентированные)
Технологии воспитания
Технологии развития
Под предметно-ориентированными технологиями обучения понимаются такие технологии, в которых в качестве основных диагностируемых целей выступают знания и умения по конкретным учебным предметам.
Традиционная технология (знаниево-ориентированная или репродуктивная )
Цель-усвоение знание, умений репродуктивного характера.
Этапы процесса: изучение нового-закрепление-контроль-оценка.
Ведущие виды деятельности –слушание и запоминание.
Основной критерий эффективности-безошибочное воспроизведение изученного
Ведущие методы обучение-объяснение и наглядность.
Педагог демонстрирует двигательные, познавательные действия, действия межличностного общения и согласования усилий (Климов Е.А.)
Плюсы-технология экономична, идет усвоение адаптированного социального опыта(облегчает усвоение сложного материала), обеспечивает эффективное управление коллективом.
Минусы-незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся .
- Технология полного усвоения
- Технология программированного обучения
- Технология концентрированного обучения («погружение»)
- Технология модульного обучения и др.
Личностно-ориентированные технологии обучения
Смысл образования, согласно гуманистической парадигме, заключается в использовании потенциалов образовательной системы как средств актуализации личностного саморазвития людей.
- Технология проблемного обучения
- Технология развивающего обучения
- Технология поэтапного формирования умственных действий
- Технология учебного проектирования
- Технология обучение как учебное исследование
В данных технологиях ученик выступает как полноценный субъект учебно-познавательной деятельности, в этой деятельности присутствуют все компоненты от целеполагания до рефлексии.
Этапы деятельности | Содержание деятельности |
Определение темы и целей проекта | Ученик: обсуждение, поиск информации . Учитель заявление замысла, мотивация, помощь в постановке задач. |
2. Планирование. А. определение источников, способов сбора и анализа информации В. Установление критериев оценки результата и процесса | У:формулирует задачи, вырабатывает план действий У:корректирует, предлагает идеи, высказывает предположение |
3. Сбор информации. Наблюдения, работа с литературой, анкетирование, интервью, эксперимент и др. | У:собирает информацию У:наблюдает, косвенно руководит деятельностью |
4. Анализ информации, формулирование выводов. | У: анализирует информацию У:корректирует, наблюдает, советует |
5. Представление и оценка результата по критериям. | Учитель и ученики участвуют в обсуждении , оценивают усилия, возможности для продолжения, качество отчета и др. |
Технология учебного проектирования
Праксеологические основы педагогических технологий
В современном понимании образовательных технологий выделяются следующие смысловые акценты, важные в праксеологическом отношении.
1. Возможность прогнозируемого получения заданных свойств и изменений предмета педагогического труда.
2. Возможность нормирования способов педагогической деятельности.
3. Возможность обеспечивать системность и цикличность педагогических действий.
4. Возможность построения логической последовательности педагогических действий и операций, обеспечивающих продуктивность образовательного процесса.
5. Возможность приведения профессиональных действий в соответствие с закономерностями развития человека и педагогических процессов.
6. Возможность управлять педагогическими процессами на основе программирования, алгоритмизации, теории информации,кибернетики.
7. Воспроизводимость профессиональных действий, позволяющая транслировать продуктивный опыт.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям.
- Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижение образовательных целей.
- Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
- Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
- Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
- Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
В логике обучения конструированию образовательных технологий целостную учебно-познавательную деятельность в первоначальном и в самом общем виде можно представить следующим образом:
1. Самоанализ профессиональных затруднений и самооценка профессиональной деятельности.
2. Последовательное нахождение противоречий, формулировка проблем, постановка образовательных задач.
3. Освоение знаний об образовательных стратегиях и педагогических технологиях.
4. Рефлексия. Осмысление своей частной проблемы в контексте общих проблем образования.
5. Профессиональное самоопределение и выработка целей деятельности.
6. Выработка общепедагогических умений (изучение мотивов и мотивация учебной деятельности школьников, определение целей-намерений и целей-планируемых результатов, вычленение отдельных компонентов социокультурного опыта в предметно-дисциплинарном содержании школьного образования, определение планируемых результатов обучения, наблюдаемых через действия учеников, и т. д.).
7. Моделирование образовательной технологии
8. Анализ созданного образовательного проекта на предмет целостности и возможной адаптации.
9. Рефлексия учебно-познавательной деятельности
Совокупный субъект педагогической деятельности.
Опыт показывает, что для организации коллективной жизнедеятельности необходимо:
- наличие общих требований, правил и принципов совместной жизнедеятельности, выработанных или принятых сообща,
- понятность и доступность этих правил всем членам коллективного сообщества;
- соблюдение адекватного правилам распорядка жизни и системы отношений в течение достаточно длительного периода коллективного развития, в котором выделяются определенные этапы (стадии, циклы);
- возможность творческого развития форм коллективной жизнедеятельности на основе принятых правил и принципов.
В границах совокупного субъекта обнаруживаются следующие его специфические свойства, важные с праксеологической точки зрения:
- способность произвести большую (по объему, сложности, эмоциональному накалу, затраченной энергии) интеллектуальную, физическую, творческую работу в сжатые сроки;
- возможность на уровне группового сознания воспринять информацию, недоступную при работе в одиночку;
- повышенная устойчивость в ситуациях стресса, инноваций, повышенного напряжения;
- эффект резонансного распространения, усиления внутри общего образовательного пространства определенных эмоциональных и деятельностных проявлений;
- способность «поглощения» или вытеснения за свои пределы индивидуального субъекта, не вписывающегося в структуру деловых и межличностных отношений, сложившихся внутри совокупного организма;
- способность получить педагогический результат, не сводимый к сумме усилий отдельных участников;
- возможность индивидуального присвоения полученного в совместной деятельности совокупного опыта.