Файл: Праксеологическая структура педагогической деятельности.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 461
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Категории учебных целей в когнитивной области
Уровни знание, понимание, применение –уровень репродуктивной деятельности (выполнение действий по образцу) .
Уровни анализ синтез оценка – уровень творческой деятельности.
Признаки творческой деятельности и примеры из хрестоматии Сытиной с.22 -31.
В системе праксеологических рассуждений возникает вопрос о критериях правильности ц е л и педагогической деятельности.
1. Правильная цель всегда адресно, т.е. точно известно, к кому она обращена и почему адресована именно данному субъекту. Конкретизировать цель помогает надежная диагностика реального состояния проблемы, объекта, ситуации и др.
2. Правильная цель соотносится с положительными мотивами деятельности.
3. Правильная цель результатна, т.е. она в той или иной мере прогностична по отношению к ожидаемому результату.
Педагогическая задача как праксеологическое понятие
Достижение любой педагогической цели связано с решением профессиональных задач. В современной науке сформировался подход к пониманию деятельности как способу решения жизненных задач (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская). Многие ученые считают, что деятельность учителя-воспитателя по самой своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества педагогических задач различных типов, классов и уровней (В. А. Сластенин). В силу этого в качестве исходной единицы описания праксеологической структуры педагогической деятельности может быть выбрана задача.
В.А.Сластенин педагогическую задачу понимает как «осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности». Осмысленность предполагает, что субъект педагогического действия осознал оба элемента: что дано и что требуется найти и осуществить. Компонентами педагогической задачи, с одной стороны, являются педагоги, воспитанники, содержание и средства. С другой, исходное состояние предмета задачи и модель требуемого состояния (требование задачи).
Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи
, требующие решения.
Педагогическая задача — это всегда осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической деятельности.
Мастерство учителя — в умении превратить ситуацию в педагогическую задачу, т.е. целенаправить сложившиеся, условия на перестройку отношений.
Таким образом, ситуация становится задачей в условиях целенаправленной педагогической деятельности (ситуация + цель = задача).
М.М.Кашапов разработал критерии верного решения педагогической задачи:
- если решение устраняет основное противоречие (конфликт разрешен и устранены условия порождения нового);
- решение экономично, своевременно и оригинально;
- решение теоретически обосновано и практически приемлемо;
- возможен перенос данного способа решения на решения новой педагогической задачи;
- имеется вариативность педагогического решения.
Этапы | Содержание |
|
|
| |
| |
|
Алгоритм решения задач.
Этапы | Содержание |
2. Конструирование способа педагогического взаимодействия |
|
| |
| |
3. Осуществление плана решения педагогической задачи на практике |
|
4. Анализ результатов решения педагогической задачи |
|
| |
| |
|
Алгоритм решения задач.
Исламова с.142 анализ воспитательной ситуации
Проблемой педагогических задач занимались В.А.Сластенин, Б.Т.Лихачев, Л.Ф.Спирин, Н.М.Яковлева, Н.В.Бордовская, А.А.Реан, И.М.Ильинский, А.К.Быков и др.
Трофимова Е.В., выделив три уровня освоения диагностической деятельности представила систему задач и заданий следующим образом
Репродуктивный уровень освоения диагностической деятельности |
Задачи на описание социально-педагогических явлений и процессов. Задачи на выделение основного и второстепенного. Задачи на установление причинно-следственных связей педагогических явлений и фактов. Задачи на объяснение. Задачи на доказательство. Задачи на оценку решения |
Репродуктивно-творческий уровень освоения диагностической деятельности |
Задачи на овладение эмпирическими методами исследования социально-педагогических явлений. Задачи на овладение конкретными методиками исследования личности, ее социального окружения. Задачи на педагогическую оценку социальных фактов и явлений. Задачи на педагогический анализ социальных явлений и процессов. Задачи на решение педагогического спора, конфликта. Задачи на выявление уровня развития личности, социальной ситуации ее развития. Задачи на постановку задач развития личности с учетом влияния микро, мезо и макрофакторов социализации. Задачи на отбор и применение комплекса социально-педагогических средств для достижения поставленной цели. Задачи на измерение полученных результатов, сопоставление их с целями и объяснение причин расхождения между ними. |
Педагогические задачи (по уровням диагностической деятельности)
Творческий уровень освоения диагностической деятельности |
Задачи на овладение теоретическими методами исследования социально-педагогических явлений. Задачи по постановке проблемы социально-педагогического исследования. Задачи, направленные на анализ научной литературы по проблеме исследования. Задачи, ориентированные на развитие диагностического мышления. Задачи, ориентированные на развитие способности к обобщению. Задачи, ориентированные на развитие критического мышления. Задачи, ориентированные на развитие самостоятельности мышления. Задачи, направленные на изучение, анализ, обобщение передового педагогического опыта. Задачи по проведению анализа социально-педагогической и исследовательской деятельности. Задачи, направленные на оптимальный выбор цели, содержания, форм, методов социально-педагогической и исследовательской деятельности. Задачи, направленные на формирование способности генерировать идеи. Задачи, направленные на развитие способностей к широкому переносу знаний и способов решения социально-педагогических и исследовательских проблем. |
Педагогические задачи (по уровням диагностической деятельности)
Этап | Задачи |
1. Этап педагогической диагностики включает задачи |
|
| |
| |
| |
| |
| |
2. Этап логического целеполагания |
|
У А.К. Быкова находим классификацию педагогических задач по логике построения психолого-педагогической диагностики, приведенной в таблице 5.
Педагогические задачи (по А.К.Быкову)
Этап | Задачи |
3. Этап педагогического планирования предстоящей работы |
|
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
4. Этап практического осуществления намеченного плана |
|
| |
| |
| |
5. Этап анализа результатов выполненной работы |
|
| |
|