Файл: Праксеологическая структура педагогической деятельности.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 461

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Категории учебных целей в когнитивной области

Уровни знание, понимание, применение –уровень репродуктивной деятельности (выполнение действий по образцу) .

Уровни анализ синтез оценка – уровень творческой деятельности.

Признаки творческой деятельности и примеры из хрестоматии Сытиной с.22 -31.

В системе праксеологических рассуждений возникает вопрос о критериях правильности ц е л и педагогической деятельности.

1. Правильная цель всегда адресно, т.е. точно известно, к кому она обращена и почему адресована именно данному субъекту. Конкретизировать цель помогает надежная диагностика реального состояния проблемы, объекта, ситуации и др.

2. Правильная цель соотносится с положительными мотивами деятельности.

3. Правильная цель результатна, т.е. она в той или иной мере прогностична по отношению к ожидаемому результату.



Педагогическая задача как праксеологическое понятие

Достижение любой педагогической цели связано с решением профессиональных задач. В современной науке сформировался подход к пониманию деятельности как способу решения жизненных задач (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская). Многие ученые считают, что деятельность учителя-воспитателя по самой своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества педагогических задач различных типов, классов и уровней (В. А. Сластенин). В силу этого в качестве исходной единицы описания праксеологической структуры педагогической деятельности может быть выбрана задача.

В.А.Сластенин педагогическую задачу понимает как «осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности». Осмысленность предполагает, что субъект педагогического действия осознал оба элемента: что дано и что требуется найти и осуществить. Компонентами педагогической задачи, с одной стороны, являются педагоги, воспитанники, содержание и средства. С другой, исходное состояние предмета задачи и модель требуемого состояния (требование задачи).

Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи
, требующие решения.

 

Педагогическая задача — это всегда осмысление сложившейся педагогической ситуации с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, приближающий к цели педагогической деятельности.

Мастерство учителя — в умении превратить ситуацию в педагогическую задачу, т.е. целенаправить сложившиеся, условия на перестройку отношений.

 

Таким образом, ситуация становится задачей в условиях целенаправленной педагогической деятельности (ситуация + цель = задача).

М.М.Кашапов разработал критерии верного решения педагогической задачи:
  • если решение устраняет основное противоречие (конфликт разрешен и устранены условия порождения нового);
  • решение экономично, своевременно и оригинально;
  • решение теоретически обосновано и практически приемлемо;
  • возможен перенос данного способа решения на решения новой педагогической задачи;
  • имеется вариативность педагогического решения.

Этапы

Содержание
  • Постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий
  • проанализировать микросреду, в которой происходит действие событие
  • перевести данные задачи на язык педагогических категорий (данные педагогической ситуации)
  • выявить противоречие, источник развития анализируемого события, определить характер, форму и направление этого развития (сформулировать проблему)
  • определить педагогические категории, представленные в задаче (формулировка цели (планируемый результат))

Алгоритм решения задач.

Этапы

Содержание

2. Конструирование способа педагогического взаимодействия
  • выдвинуть гипотезу в виде предлагаемого пути его поиска (могут быть варианты решения задачи)
  • выбрать и обосновать наиболее оптимальный способ взаимодействия в данной ситуации
  • продумать оперативную структуру действий педагога

3. Осуществление плана решения педагогической задачи на практике
  • реализация

4. Анализ результатов решения педагогической задачи


  • выявить достигнута ли цель взаимодействия
  • назвать положения педагогической теории, которые были удачно или неудачно использованы в ситуации
  • указать ошибки,допущенные в данной педагогической ситуации
  • определить какой положительный опыт можно взять себе на вооружение
  • сделать вывод и оценить решение задачи с точки зрения ее типичности для педагогической деятельности учителя


Алгоритм решения задач.

 Исламова с.142 анализ воспитательной ситуации

Проблемой педагогических задач занимались В.А.Сластенин, Б.Т.Лихачев, Л.Ф.Спирин, Н.М.Яковлева, Н.В.Бордовская, А.А.Реан, И.М.Ильинский, А.К.Быков и др.

Трофимова Е.В., выделив три уровня освоения диагностической деятельности представила систему задач и заданий следующим образом

Репродуктивный уровень освоения диагностической деятельности

Задачи на описание социально-педагогических явлений и процессов.

Задачи на выделение основного и второстепенного.

Задачи на установление причинно-следственных связей педагогических явлений и фактов.

Задачи на объяснение.

Задачи на доказательство.

Задачи на оценку решения

Репродуктивно-творческий уровень освоения диагностической деятельности

Задачи на овладение эмпирическими методами исследования социально-педагогических явлений.

Задачи на овладение конкретными методиками исследования личности, ее социального окружения.

Задачи на педагогическую оценку социальных фактов и явлений.

Задачи на педагогический анализ социальных явлений и процессов.

Задачи на решение педагогического спора, конфликта.

Задачи на выявление уровня развития личности, социальной ситуации ее развития.

Задачи на постановку задач развития личности с учетом влияния микро, мезо и макрофакторов социализации.

Задачи на отбор и применение комплекса социально-педагогических средств для достижения поставленной цели.

Задачи на измерение полученных результатов, сопоставление их с целями и объяснение причин расхождения между ними.

Педагогические задачи (по уровням диагностической деятельности)

Творческий уровень освоения диагностической деятельности

Задачи на овладение теоретическими методами исследования социально-педагогических явлений.

Задачи по постановке проблемы социально-педагогического исследования.

Задачи, направленные на анализ научной литературы по проблеме исследования.

Задачи, ориентированные на развитие диагностического мышления.

Задачи, ориентированные на развитие способности к обобщению.

Задачи, ориентированные на развитие критического мышления.

Задачи, ориентированные на развитие самостоятельности мышления.

Задачи, направленные на изучение, анализ, обобщение передового педагогического опыта.

Задачи по проведению анализа социально-педагогической и исследовательской деятельности.

Задачи, направленные на оптимальный выбор цели, содержания, форм, методов социально-педагогической и исследовательской деятельности.

Задачи, направленные на формирование способности генерировать идеи.

Задачи, направленные на развитие способностей к широкому переносу знаний и способов решения социально-педагогических и исследовательских проблем.



Педагогические задачи (по уровням диагностической деятельности)

Этап

Задачи

1. Этап педагогической диагностики включает задачи
  • организации пролонгированных наблюдений за учащимися, их характерами и поступками
  • организации собеседований в процессе изучения учащихся
  • изучения творческих работ учащихся
  • педагогического эксперимента
  • сопоставления эксперимента
  • организации пролонгированных наблюдений за учащимися, их характерами и поступками

2. Этап логического целеполагания
  • включает формулирование стратегических, тактических и ситуативных задач, а также использование диагностических знаний для определения конкретных целей участников педагогических ситуаций

У А.К. Быкова находим классификацию педагогических задач по логике построения психолого-педагогической диагностики, приведенной в таблице 5.

Педагогические задачи (по А.К.Быкову)

Этап

Задачи

3. Этап педагогического планирования предстоящей работы
  • определения основных объективных и субъективных условий достижения поставленных целей на уровне прогноза
  • прогнозирования зоны ближайшего интеллектуального, гражданского, нравственного, профессионального и культурного развития учащихся
  • планирования методов и приемов сообщения информации
  • планирования практической, учебной и других видов деятельности отдельных учащихся, их групп и коллективов
  • планирования практической, учебной и других видов деятельности
  • планирования взаимоотношений с учащимися
  • организации совместного планирования работы с другими педагогами
  • итогового оформления программы предстоящей учебно-воспит. работы

4. Этап практического осуществления намеченного плана
  • сообщения информации и убеждения учащихся
  • показа выполнения отдельных видов деятельности, демонстрация определенных приемов и способов работы
  • стимулирования самопознания, самореализации, самовоспитания
  • реализации в процессе общения с учащимися гражданских и нравственных отношений, обеспечение сотрудничества

5. Этап анализа результатов выполненной работы
  • определения степени достижения поставленных целей
  • установления причин недостатков проделанной работы
  • определения резервов повышения ее уровня в будущем