Файл: Праксеологическая структура педагогической деятельности.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 459

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Различают следующие цели: общие и конкретные.

Общие цели - основной характеристикой является долгосрочность и длительность.

Выдвигаемая на долгое время общая цель, как правило, не подвержена резким изменениям. Общей цели свойственна также широта охвата, она выражает наиболее общие взгляды общества на воспитание, обучение человека.

Образ цели обеспечивает целостность начального представления о том, чего человек хочет достигнуть. Неслучайно педагоги стремятся к созданию ≪моделей≫ выпускника, воспитанника,

В качестве примера приведем варианты ≪портретов≫ выпускника, сформированные в различных школьных коллективах.

1. ≪Человек знающий≫ —успешно учится, способен поступить в вуз, обладает навыками самообразования, рассматривает знание как ценность, отличается познавательной активностью, интеллектуальными способностями, знанием и соблюдением законов, норм, правил поведения.

2. ≪Человек культурный≫ —отличается готовностью и способностью к освоению культуры, творческими способностями, навыками деятельности в каком-либо виде искусств, культурой речи, способностью к созданию культурных ценностей, знанием учреждений культуры, готовностью и способностью к взаимодействию с представителями других культур, гуманитарным стилем мышления, интеллигентностью.

3. ≪Человек социальный≫ — способен к решению социальных проблем, самореализации, обладает культурой социального взаимодействия, коммуникативными способностями, социальной адаптивностью.

4. ≪Человек — творческая индивидуальность≫ — отличается готовностью и способностью быть самим собой, выступать субъектом жизнедеятельности, наличием положительной ≪Я-концепции≫, потребностью в самопознании, самоактуализации, проявляет культуру самовыражения, духовность, навыки самореализации и достижения успеха, рефлексивные способности.

Модель выпускника школы. Это гражданин страны:


Цель в педагогике и педагогической деятельности

Осознающий себя личностью

Носитель ценностей

гражданского общества

Креативный и

критически мыслящий

Готов к выбору профессии

Способный к личностному

выбору и поступкам

Разделяющий ценности

безопасного и здорового

образа жизни

Уважающий

других людей

Алгоритм формулировки целей:


Конкретизировать требуемый конечный результат

Цель в педагогике и педагогической деятельности

Конкретизировать максимальную величину достижения затрат, средств, времени, энергии

Конкретизировать заданный срок достижения целей

фиксироваться в письменном виде

давать, где это возможно, количественную характеристику требуемого результата работ, необходимую для подтверждения факта достижения цели

оговаривать только то, «что» и «когда» должно быть сделано, не вдаваясь в детали «как» и «почему» это должно быть сделано

отвечать непосредственно целевому назначению и функциональным обязанностям данного исполнителя

быть понятной всем, кто будет работать для ее достижения, поэтому важно, чтобы цели обсуждались и были согласованными с организатором в личной беседе с коллегами и исполнителями

быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени

совпадать с интересами исполнителей т.е. не вызывать конфликтов в коллективе, организации

Конкретные цели – представляет собой уточненные представления о желаемых изменениях учащихся.

Уточненность следует понимать, как указание на конечный результат и возможные предположения об условиях, средствах, способах его достижения. Таким образом, конкретные цели несут в себе большие технологичности. Конкретные цели не столь устойчивы, более кратковременны, изменяемы за определенный период. Т.к. конкретные цели обязательно указывают на конечный результат деятельности, они должны быть сформированы. Для конкретных целей характерно: конечность, определенность, технологичность.

Таксономия целей – закономерный порядок построения целей:

 

  • цели социально детерминированные;
  • всеобщие цели- цели школьной политики;
  • цели конкретной школы (цели тактичные- конкретные; стратегические- общие на 11 лет);
  • цели конкретного учебно-воспитательного процесса;
  • цели конкретного предмета;
  • цели раздела предмета;
  • цели урока;
  • цели задания;
  • цели конкретного ученика;

  •  

М.В.Кларин технология постановки цели с.109-118

Способы постановки целей:
  • Определение целей через изучаемое содержание.

  • Такой способ дает только указание на область, затрагиваемую уроком или серией уроков. Этот способ недостаточен, так как он не является инструментальным по отношению к учебному процессу и не дает возможности судить о достижении той или иной цели.
  • Определение через деятельность учителя.

  • Такой способ сосредоточен на собственной деятельности учителя и создает впечатление прояснения и упорядочения в работе. Однако он не дает возможности сверять деятельность учителя с последствиями, с реальными результатами обучения, т.к. эти результаты не предусмотрены данным способом постановки цели, не инструментальный, не технологичный характер такого способа постановки целей лишь замаскирован, но не преодолен.

Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального и т.п. развития ученика.

Постановка целей таким способом возможна лишь при постановке общих целей.

Этот способ полностью отрицается. Он не дает возможности убедиться в достижении цели, в нем нельзя обнаружить ориентиры, по которым можно судить о достижении цели.

Постановка целей через учебную деятельность учащихся.

Она дает определенность в планировании и проведение урока. Однако здесь выпадает важный момент – ожидаемый результат обучения. Этот результат есть не что иное, как определенный сдвиг в развитии ученика, который находит отражение в той или иной деятельности.

Постановка целей через результат обучения.

Способ постановки целей, который предполагает педагогическая технология заключается в следующем: цели обучения формируются через результаты обучения,
выраженные в действиях учащихся, которые учитель может надежно опознать.

Основная категория учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

1. Знание

Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания – от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории – припоминание соответствующих сведений

Ученик
  • Знает употребляемые термины,
  • знает конкретные факты,
  • знает методы и процедуры,
  • знает основные понятия,
  • знает правила и принципы

Цель в педагогике и педагогической деятельности

Основная категория учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

2.Понимание

Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного «языка» на другой (например, из словесной формы — в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала

Ученик
  • понимает факты, правила и принципы,
  • интерпретирует словесный материал,
  • интерпретирует схемы, графики, диаграммы,
  • преобразует словесный материал и математические выражения,
  • предположительно описывает будущее последствия, вытекающие из имеющихся данных

Цель в педагогике и педагогической деятельности

Основная категория учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

3.Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.

Ученик
  • использует понятия и принципы в новых ситуациях,
  • применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях,
  • демонстрирует правильное применение метода или процедуры


Цель в педагогике и педагогической деятельности

Основная категория учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

4. Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей

Ученик
  • Выделяет скрытые (неявные) предположения,
  • Видит ошибки и упущения в логике рассуждения,

Цель в педагогике и педагогической деятельности

Основная категория учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

5. Синтез

Эта категория обозначает учение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочивания имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур

Ученик
  • пишет небольшие творческие сочинения,
  • предлагает план проведения эксперимента,
  • использует знания из разных областей, чтобы сопоставить решения той или иной проблемы, и др.

Основная категория учебных целей

Примеры обобщенных типов учебных целей

6. Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать знания того или иного материала (утверждений, художественных произведений, исследовательских данных). Суждения ученика должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или же задаваться ему извне (например, учителем). Данная категория предполагает достижение учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения на ясно очерченных категориях.

Ученик
  • оценивает логику построения материала в виде письменного текста,
  • оценивает соответствие видов имеющимся данным,
  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев,
  • оценивает значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев, и др.

  •