Файл: Методы преподавания физики для легкого усвоения учеником.doc
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения ПМР
ГОУ ДПО “ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ”
Кафедра общеобразовательных дисциплин и дополнительного образования
Курсовая работа
Тема: Методы преподавания физики для легкого усвоения учеником
Выполнила слушатель КПК
МОУ ”Журская молдавская средняя
общеобразовательная школа”
села Жура, Рыбницкого района
Гудз Наталья Петровна
Рецензент
_____________________________
Тирасполь 2016 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретическая интерпретация физики
1.1 Система работы………………………………………………………….6
1.2 Изучение учебных возможностей учащихся………………………….6
1.3 Интерес к учению………………………….……………………………..7
1.4 Формы и методы работы………...…………………………………...…8
1.5 Игровая деятельность …………………………………………………....9
Глава 2. Практическая интерпретация физики
2.1 Решение задач………………………………………………………..…11
2.2 Метод многократного повторения…………………………………..….13
2.3 Занимательность ………………………………………………….……13
2.4 Эксперимент и лабораторные работы………………….……….…….19
2.5 Самостоятельные работы……………………………………………...20
2.6 Домашняя работа………………………………………………………21
2.7 Исследовательская работа…………………………….………..……..21
2.8 Дидактические игры……………….…………………………………..22
2.9 Использование детских игрушек………………………….…………..24
2.10 Использование художественной литературы………………….…....26
2.11 Экскурсии на производство………………..………………………...27
2.12 Уроки-монтажи,уроки-конференции……………………………….28
Заключение……..……………………………………………………..30
Список использованной литературы……………………………….31
Приложение
Введение
Физика – это наука постоянно развивающаяся, обогащаемая новыми теориями. Эффективно воздействуя на характер мышления, помогая лучше ориентироваться в шкале жизненных ценностей, физика может способствовать, в конечном счете, выработке правильного отношения к окружающему миру.
Как войти в мир физики? Ощутить его красоту, почувствовать дыхание его тайн! Возникновение же интереса к этой науке зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена технология обучения этому предмету. Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. " Наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности на уроках, качества знаний, формирование положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения", - писала Ланина И. Я. На протяжении всего курса физики , при изучении каждого физического явления или закона необходимо показать, как эти законы или явления используются на практике.
Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс - предмет - урок, требуется переосмыслить как их соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической
культуры. Пути разрешения педагогических противоречий тесно связаны с решением следующих задач:
-изучение индивидуальных особенностей учащихся, их интересов;
-сочетание традиционных и активных методов обучения;
-внедрение технологии дифференцированного обучения и поуровневого контроля знаний;
-сочетание блочной подачи учебного материала с вариативной последующей его отработкой.
Сущность познавательного интереса заключается в стремлении школьника проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в настоятельном побуждении заниматься предметом. Система работы по развитию интереса учащихся к учению строится на основных положениях: теории деятельности (Л. С. Выготский, А.Н.Леонтьев), теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И. Божович), теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова), педагогики коллективных дел, педагогики сотрудничества, технологии дифференцированного обучения, межпредметного обучения, эмоционально-психологического общения и др.
Используя, в частности, богатое наследие психологической школы Л.С.Выготского , в основание образовательной технологии берется идея не усвоения, а рождения и становления в процессе мыслительной деятельности ученика того или иного научного понятия как части целостной системы, отражающей сущность явлений природной или социальной действительности во всём многообразии отношений.
Моя цель: сформировать не сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся организовать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики.
В формировании познавательного интереса учащихся можно выделить несколько этапов. Первоначально он проявляется в виде любопытства - естественной реакции человека на все неожиданное, интригующее, оно приковывает внимание учащихся к материалу данного урока, но не переносится на другие. Более высокой стадией интереса является любознательность, когда учащийся проявляет желание глубже разобраться, понять изучаемое явление, он активен на уроке, задает учителю вопросы и т.д. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы поддерживать любознательность и стремиться сформировать у учащихся устойчивый интерес, при котором ученик понимает структуру, логику курса, а в учебе его захватывает сам процесс постижения новых знаний.
Вместе с тем, невозможно не увидеть того большого влияния, какое оказывает на стимуляцию интереса фактор общения. Отношения, складывающиеся на уроке между учениками и учителем, а так же коллективные и межличностные отношения самих учащихся создают благоприятный (или неблагоприятный) микроклимат урока, объективно меняют ситуацию учения, воздействуя на протекание учебной деятельности школьника, на ее тонус, влияют на настроение ученика.
Следует отметить важную роль личности учителя в формировании интереса к предмету. Такие качества, как эрудированность; увлеченность своим предметом; спокойное, ровное, доброжелательное отношение к учащимся; педагогический оптимизм - вера в ученика, в его познавательные силы, - положительно влияют на отношение к предмету и способствуют развитию познавательного интереса.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФИЗИКИ
1.1 Система работы
Предусматривает соблюдение в логической последовательности следующих этапов деятельности:
1. Опережающее знакомство с учащимися.
2. Изучение учебных возможностей учащихся.
3 Изучение интересов учащихся.
4. Использование нового содержания образования, организованного на блочной основе и межпредметных связях.
5. Включение учащихся в активные формы обучения.
6. Использование разнообразных методов и средств обучения, средств постоянного поощрения, контроля знаний учащихся.
7. Создание атмосферы сотрудничества, способствующей свободе самовыражения, творчеству.
1.2 Изучение учебных возможностей учащихся
Дети одного и того же класса отличаются друг от друга по своим интересам, способностям, темпам мышления, подготовке, отношению к учению, складу характера и т.д. Степень включения ученика в процесс учения характеризуется:
-общим отношением к учению (успеваемость и посещаемость уроков, общая активность ученика по количеству вопросов и обращений к учителю, по добровольности выполнения учебных заданий, широте и устойчивости интересов к разным сторонам учения и т.д.).
-побуждениями ученика, целями, которые он умеет ставить и реализовывать.
-состоянием умения учиться (определение уровня умения учиться необходимо для понимания причин тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода ученика от трудностей в работе и т.д.).
Изучение возрастных особенностей учащихся важно для правильного выбора формы проведения урока. Для учащихся 7 - 8 классов подходит организация уроков в занимательной форме: в виде турниров, КВН, аукционов, эстафет ... Старшеклассникам больше по душе: лекции, ''круглый стол'', защита творческих заданий, отчет групп, собеседование...
1.3 Интерес к учению.
Возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает, и наоборот, успешное выполнение учебной работы за счёт владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором. Уровни развития познавательного интереса разные: у значительной части подростков познавательный интерес имеет широкую локализацию, для них характерны внутренние побуждения, открытость ко многим областям знаний. Они активно ищут знания, извлекая их из различных источников и за пределами урока (периодическая печать, радио, телевидение). Широта их интересов может выражаться в общей любознательности, но не всегда в глубоком подходе к познанию. Эти дети, с бьющей ключом познавательной энергией, побудителем которой является интерес, составляют опору в учебном процессе. В процессе обучения важно укреплять знания таких учеников, постоянно переводить их на более высокий путь познания. Психологическое состояние детей - важный аспект внимания в учебно-воспитательном процессе .
Например, ученик не сразу отвечает на поставленный вопрос, не может ''с ходу'' решить задачу, объяснить опыт. Зная, что мальчик (девочка) очень медлителен(а) и не уверен(а) в себе, терпеливо жду ответа. Овладев собой, видя внимание и поддержку учителя, ученик начинает уверенно отвечать. Заметив, что ученик работает не внимательно, стараюсь мобилизовать его внимание: создать установку на внимание, поставить вопрос по содержанию урока, дать самостоятельное задание; слабому ученику объясняю материал дополнительно; новому ученику - особенное внимание. Если ученики устали при решении трудного задания, то по окончании работы переключаю их внимание, предлагаю оценить работу друг друга (открыв правильные решения на доске). Хороший деловой и эмоциональный контакт с детьми позволяет им охотно и смело высказывать свои мысли на уроке, ставить вопросы. Если дети задают мне вопросы - значит они мыслят. Я всегда их поощряю, говорю: ''Молодец, хороший вопрос! Он хорош тем, что ...! ''
1.4 Формы и методы работы
В наше время наиболее важные и интересные открытия совершаются на стыке наук, большинство из которых имеет комплексный характер. Поэтому особенно важной становится организация межпредметной деятельности учащихся. Межпредметные связи, вызывая интерес к познанию, активизируют мыслительную деятельность ученика. Это предопределяет успех учения, укрепляет интерес к знаниям по разным предметам, значительно расширяет кругозор. Так, при изучении темы ''Механическое движение'' в физике учащиеся параллельно изучают по алгебре ''Правила раскрытия скобок'', где решают задачи на движение сложными математическими действиями. Эти же задачи я предлагаю учащимся решить с помощью физических формул и рассуждений.
При блочном изучении учебного материала можно достичь гораздо лучших результатов, чем при традиционном обучении. Высвобождается много времени на действенное применение изучаемой теории к решению разнообразнейших задач, выработку самостоятельных умений и навыков учащихся. Успеху дела способствует и то, что внимание учащихся постоянно и целиком сконцентрировано на материале всей темы и они с каждым днём всё с большим интересом и пониманием участвуют в работе, повторяют самое главное, делают обобщения.
Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.