Файл: Методы преподавания физики для легкого усвоения учеником.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Итогом исследовательской работы становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемные вопросы.

В.А. Сухомлинский говорил: '' Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться...''.

2.8 Дидактические игры

Игра, учение, труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Глубоко ошибаются те педагоги, которые педагоги, которые представляют игру лишь как забаву и развлечения.

Для учителя игра является средством изучения детей. К. Д. Ушинский писал: «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если б учительскую семинарию, то сделали б там теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов».

Я считаю, что дидактические игры по содержанию и методике их проведения, должны разрабатываться учителем и использоваться на уроках физики в целях развития познавательных интересов учащихся и повышения эффективности обучения.

Классификация физических игр:

1. Творческие игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации и используемые с целью повторения и обобщения изучаемого материала.

2.Игры – соревнования, связанные с выявлением победителя (индивидуальные, коллективные, например, эстафеты на знание формул, единиц измерений и т. д.).

3. Игры, направленные на выполнение занимательного задания.

Например, опустить яйцо в бутылку, начертить с помощью сообщающихся сосудов горизонтальную прямую.

4. Игры с раздаточным материалом (лото).

Место игры на уроках физики может быть различным.

1.При опросе учащихся - с целью разнообразить опрос и одновременно научить школьников применять полученные знания предлагаю игру.

Например: Вызванного к доске ученика просят выйти из класса. Называю положение теории: между молекулами различных тел существуют промежутки. В течение 1-2 мин ученики придумывают примеры подтверждающие это положение МКТ, затем в класс приглашают вызванного ученика и ему приводят эти примеры, т. е. отгадав этот физический закон, привести доказательства в свою пользу.

2. При закреплении знаний можно использовать игру «Третий лишний». Принцип игры: два явления из трех логически связаны, третий рисунок изображает явление, непосредственно не связанные с предыдущим. Так, на одной из карт можно изобразить два рисунка

, отображающих демонстрацию явления теплопроводности, и третий рисунок, иллюстрирующий явление конвекции.

Задача ученика – определить «лишний» рисунок в данном комплексе. Эта игра позволяет развивать умение логически мыслить, анализировать, обосновывать выдвигаемые положения.

3. В процессе повторения пройденного. Ряд игр, преследующих эту цель, может составляться на одном и том же фактическом материале – одни и те же физические явления, законы формулы, встречаясь ученику в 2-3-х играх, заставляют его вспоминать, сравнивать, устанавливать сходство и различие и тем самым способствуют активному, а не механическому закреплению знаний.

4. При выполнении домашнего задания – подбор материала для различных игр: кроссвордов, головоломок, т. е. у учащихся поддерживается интерес к предмету не только во время уроков, но и при выполнении домашних заданий.

Игры имеют большое воспитательное значение: они дисциплинируют учащихся, воспитывают самоконтроль, ответственное отношение к дому, четкое соблюдение установленных правил, и при этом хорошо «уживается» с «серьезным» учением, поэтому этот метод обучения прочно вошел в арсенал современных технологий обучения, альтернативных авторитарным.

2.9 Использование детских игрушек

Для создания интереса к урокам физики, особенно 7-8-х классах, можно, например, демонстрировать на уроках детские игрушки, которые часто проще в обращении и эффектнее.

При изучении некоторых тем курса игрушки будут нам единственными наглядными пособиями. Их можно использовать при проведении любого вида работ: при объяснении, при решении задач, при фронтальном эксперименте.

В 7 классе, изучая тему «Работа и мощность», можно на примере заводных игрушек объяснить учащимся процессы превращения энергии; а изучая тему «Давление твердых тел», с помощью строительных кубиков легко проверить и рассчитывать зависимость давления от силы давления и площади опоры тела.

Содержание всех опытов, проводимых на уроке физики, должны с полной ясностью доводиться до понимания каждого из присутствующих. Поэтому к игрушкам, как к демонстрационным приборам, предъявляется ряд требований:

1. Игрушка должна быть красочной, но без ненужных для опыта деталей, чтобы ее конструкция не заслоняла суть самой демонстрации.

2. Размеры игрушек, их расположение, освещение должно быть таким, чтобы со всех мест в классе можно было видеть опыт, демонстрируемый учителем.


3. Следует заботиться о наглядности и выразительности опытов.

4. Опыт должен быть убедительным, не содержать не относящихся к данному уроку явлений и не давать повода для неправильного его толкования.

5. Каждый эксперимент, проводимый в классе, должен быть надежным, неоднократно испытанным.

6. Нельзя перегружать урок большим количеством опытов. Каждая демонстрация должна быть содержательной, яркой, изящно оформленной.

Игрушки чаще всего используются при изучении механики (авто, качели, прыгающая лягушка, акробат, неваляшка и т. д.); гидро- и аэродинамики (резиновый мяч, лейка, катер, вертолет); электрические и магнитные явления (электромашины, электроконструктор, детский телефон и телеграф)

2.10 Использование художественной литературы

Физику, как и математику, принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на этот урок, но не только ученики, но и многие учителя считают, что все постороннее – литература, искусство, поэзия – должно уступить место точному эксперименту, строгому доказательству и формулам. Оставляя, естественно, за последними решающую роль, следует, однако, признать ошибочное мнение о несовместимости науки и искусства на уроках физики. Как подтверждение этому, достаточно вспомнить мыслителей Древней Греции, которые успешно совмещали поэзию и науку.

Умелое и своевременное использование художественной литературы на уроках физики пробуждает у учащихся интерес к изучаемому материалу, помогает им осознать и лучше запомнить пройденное, а учителю физики предоставляется еще одна возможность для эстетического воспитания школьников.

Отрывки из произведений художественной литературы могут быть по-разному использованы на уроках.

1.Постановка проблемы.

На уроке в 7 классе при изучении инерции, напоминаю ученикам один из эпизодов сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница»: «Лягушка, дрыгая своими четырьмя лапками, быстро падала на землю, но т. к. утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше».

2. Иллюстрация теоретических положений при объяснении учителя.

Рассказывая об относительности движения механического, привожу стихотворение А. С. Пушкина «Движение» (см. ”Избранное сочинение” М. худ. лит. 1990, 204 с.)

3. Опрос учащихся. Интересным приемом при опросе является привлечение отрывков из произведений художественной литературы.


Особый интерес вызывают такие отрывки, где имеется научная ошибка, неточность. Тогда перед учениками ставится более трудная задача: найти ошибку и правильно объяснить описанное явление

4. Решение задач.

После изучения темы «Относительность движения» решаем задачу из сборника задач по физике А. П. Рымкевича № 30 стр. 11: объясните несостоятельность с точки зрения физики текста из сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка»: «лист кувшинки поплыл по течению. Течение было сильное, и жаба никак не могла догнать Дюймовочку».

5. Закрепление пройденного.

Для определения глубины понимания учащимися объяснения на уроке также можно использовать отрывки из произведений художественной литературы.

После изучения зависимости точки кипения от давления , читаю учащимся отрывок из рассказа М. Тверна «Странствия за границей» (см. Перельман Я. И. Занимательная физика (М «Наука», 1991 г.) стр. 368. – «Суп из барометра»). Юмор и живой рассказ помогут учащимся надолго запомнить, как можно определить высоту места над уровнем моря.

Можно дать задание учащимся каждого класса при чтении книг выписывать примеры проявлений физических законов. Особенно важно «приохотить» к этой работе любителей художественной литературы, равнодушных к физике. Для этого надо обсуждать на уроках найденные ими отрывки, обязательно выделяя наиболее интересны.

2.11 Экскурсии на производство

Любые физические понятия и любая физическая теория только тогда становятся для ребят сознаваемыми, когда они подтверждены конкретными, понятными и близкими примерами. И нужно учить детей отыскивать такие примеры в природе и объяснять их с точки зрения науки. Это помогает не только глубокому и прочному усвоению материала, но и развивает наблюдательность. Урок-экскурсия надолго остается в памяти учащихся.

Они имеют не только познавательное, но и воспитательное значение. Ведь на экскурсии учащиеся знакомятся с применением знаний на практике, с производственными процессами, с научными основами современного производства, проблемами взаимодействия общества и природы. Они дают возможность повторить изученные на уроках важнейшие физические явления и закономерности, выяснить, как поняли их учащиеся, умеют ли они использовать знания для объяснения явлений техники и природы. Значение экскурсий состоит ещё и в том, что они дают возможность почувствовать силу человеческого разума в овладении силами природы для улучшения своей жизни, облегчения труда.