Файл: Методы преподавания физики для легкого усвоения учеником.doc
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Обычно учебные экскурсии провожу, как итоговые, при завершении изучения большой темы, иногда, как предварительные - до прохождения соответствующего учебного материала, ибо они стимулируют познавательную активность учащихся на уроке, позволяют опираться на наблюдавшиеся явления и объекты, создавать конкретные проблемные ситуации. Экскурсии вызывают большой интерес учащихся, они задают много вопросов рабочим, инженерам.
После проведения экскурсии один из уроков отводится на подведение итогов, при этом ученикам задаю типичные вопросы: ''Что вы узнали на экскурсии нового о применении физики в производстве? Какое вы увидели оборудование? Машины? Проявление каких законов физики вы наблюдали? Какие профессии вас особенно заинтересовали и почему?''.
В дальнейшем при изучении соответствующих вопросов курса физики многократно обращаемся к материалам экскурсии.
Ребята с удовольствием ходят на экскурсию в природу, особенно 7 - 8-классники. Уроки-экскурсии ''Физика на осенней (зимней, весенней) тропе'' - это не только красивый отдых, но и осознанное восприятие физической теории, подтверждённой конкретными примерами. При наблюдении возникает естественное желание объяснить увиденное. Кроме наблюдений идёт актуализация знаний, активное повторение пройденного теоретического материала. Уроки- экскурсии надолго остаются в памяти ребят, а вопросы возникают сами:.
2.12 Уроки-монтажи, уроки-конференции
Опыт показывает, что наибольший интерес у школьников вызывают те уроки, в которых они принимают активное участие. В качестве таких уроков можно проводить уроки-монтажи и уроки-конференции.
Примером урока-монтажа может послужить урок изучения принципов сотовой связей, на котором учитель во вводном рассказе объясняет общие принципы радиосвязи, а учащиеся готовят под руководством учителя (за две недели до урока) сообщения по таким темам- технология сбора и передачи сообщений, и т.д.; - сотовая связь, стандарты сотовой связи и их характеристики, что такое "роуминг" и т.д.
Уроки-конференции с целью изучения нового материала рационально проводить в старших классах, основываясь на лучшую теоретическую подготовку старшеклассников и на их часто уже сформировавшиеся интересы.
Уроки-конференции чаще всего проводятся при закреплении учебного материала и являются итогом работы старшеклассников по изучению большой темы курса физики. Уроки-конференции по подведению итогов можно разделить на два типа: тематические конференции, цель которых обобщить, систематизировать и расширить знания по теме ("Ядерная энергия "за" и "против", "В мире звука", "Телевидение" и др.); и конференции с целью профориентации, показывающие практическую значимость изучаемого, позволяющие широко познакомить учащихся с различными отраслями науки и техники и возможностями получения специальностей ("Оптика в руках человека", "Практическое применение различных видов излучения" и т.д.).
Заключение
Таким образом, активизировать мыслительную деятельность учащихся можно на различных этапах урока и различными методами. При этом следует помнить, что активизация мыслительной деятельности учащихся не должна сводиться к простому увеличению числа выполняемых ими самостоятельных работ. Важна методика включения последних в учебный процесс. Работы должны в максимальной степени развивать мыслительную активность учащихся.
Формирование научного мировоззрения, активизация мыслительной деятельности – дело сложное. Необходимо использовать все богатые возможности для того, чтобы в сознании учеников складывалось правильное общее представление о мире и его познании физической наукой. Для этого, прежде всего, следовало бы отказаться от встречающегося еще иногда бесстрастно-объективистского изложения учебного материала, при котором факты науки превращаются в склад догм и застывших данных. научить видеть природу за ее физическим описанием, сформировать в сознании учащихся единую физическую картину мира, возбудить интерес к философскому осмысливанию действительности и пробудить у учеников радостное чувство общения с процессом научных поисков и с людьми, которые в этих поисках видели смысл своей жизни, - это самое главное, ради чего мы и учим физике, не в этом ли состоят те богатейшие воспитательные возможности, которыми располагает обучение физике.
Литература
-
Анофрикова С.В. Отбор демонстраций к уроку.//Физика в школе – 1999. - № 4. – с.56.
2. Айдагулов Р.И. Решение задач на различных этапах урока.//Физика в школе – 1990. - № 6. – с. 40.
3. Айнбиндер А.Б. Как облегчить понимание демонстрационного эксперимента.//Физика в школе – 1990. - № 3. – с. 35.
4. Бабанский Ю.К. О комплексном подходе к проектированию задач урока.//Физика в школе – 1999. - № 3. – с.39.
5. Бедшакова З.М. О соответствии методов обучения физике содержанию учебного материала.//Физика в школе – 1993. - № 5. – с.55.
6. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1994. – 294 с.
7. Бугаев А.И., Сорокина Н.Г., Сущенко С.С. Опорный конспект как одно из средств обучения физике.//Физика в школе – 1999. - № 6. – с.29.
8. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.//Физика в школе – 1999. - № 2 – с. 92-93.
9. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1999. – 112 с.
10. Глазунов А.Т., Нурминский И.И., Пинский А.А. Методика преподавания физики в средней школе. Электродинамика нестационарных явлений. Квантовая физика./Под ред. А.А. Пинского. – М.: Просвещение, 1999. – 260 с.
11.Гладышева Н.К., Нурминский И.И., “Методика преподования физики в 8-9 классах общеобразовательных учреждений” М.:1999
12. Гашов Г.” Приключения Томпкинса” Москва,1993