Файл: Методы преподавания физики для легкого усвоения учеником.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


в) кроссворды («Тепловые явления», «Первоначальные сведения о строении вещества» и т. д.);

г) рассказы-картинки с ошибками;

д) некоторые виды дидактических игр (физическое лото).

Подобные задания могут быть составлены и самими учащимися, и это, несомненно, повышает их ценность.

Во-вторых, иногда для ответа на вопрос, содержащийся в тексте, занимательный материал должен требовать достаточно обширных знаний. Это побуждает учащихся читать дополнительную литературу, самостоятельно искать ответы за рамками учебника. Так, вводя понятие о различных физических величинах (например, о времени, сопротивление и др.), обращаю внимание учащихся на историю развития метрологии и предлагаю школьникам подробнее ознакомиться со всевозможными способами измерений по научно-популярной литературе.

В-третьих, при использовании занимательного материала необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и уровень их интеллектуального развития. В любом случае такой материал не должен быть слишком легким.

В-четвертых, при выборе того или иного дополнительного материала для урока учитываю увлечения и интересы школьников.

Это имеет двойную роль. С одной стороны, есть возможность формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому предмету; с другой стороны – это помощь в подготовке интересных повторительно-обобщающих уроков, на которые ученики приводят примеры использования физических законов в интересующих их областях.

В-пятых, использование занимательности требует минимума временной затраты, но должно внести яркий, эмоциональный момент на уроке один- два примера, чем перечислять ряд интересных и эффектных фактов, которые своей многочисленностью не только не решают поставленной учителем задачи, но, наоборот, отодвинут ее на второй план. Так, например, в 7 классе при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества» учащимся трудно представить размеры молекул и атомов. Аналогия, яркие образные примеры помогают семиклассникам прочувствовать размеры микромира.

Сравнения: если молекулу увеличить до размеров полточки печатного шрифта, то человек окажется ростом 1600 км, с толщиной пальца 10 км.

В-шестых, несомненно, что учитель не должен побуждать к учению только занимательными средствами. В противном случае мы вынуждены будем признать, что «вряд ли есть что-нибудь противнее, чем тот легкий шутовой оттенок, который стараются придать учению некоторые педагоги, стремящиеся позолотить ребенку горькую пилюлю науки» (К. Д. Ушинский).


Место занимательности на уроке может быть различным.

Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приемы:

- проведение занимательных опытов, например, попадание яйца в пустую бутыль;

- сообщение учащимся фактов, поражающих своей неожиданностью, странностью, например, изучая «Движение планет» в 9 классе. Рассказать об открытых на «кончике пера», - Нептуне и Плутоне.

В перечисленных примерах занимательность – это первоначальный толчок к углубленной познавательной деятельности учащихся.

Решение задач в большей степени, чем любая другая форма проведения урока, нуждающихся в разнообразии используемого материала.

С целью повышения интереса учащихся при решении задач количественных, пользуюсь задачами или составленными. В этом случае занимательность задания заключается в том, что учащиеся облекают задачу в интересную форму детективного рассказа, стихотворения и т. д.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод: использование занимательности дает на уроке надежный эффект, но это лишь фактор, определенным образом влияющий на психические процессы, когда учитель ясно осознает цель использования занимательности на уроке в данный момент. Естественно, что для усиленного усвоения знаний учащимся и развития их познавательных стремлений занимательность должна применяться на уроке обязательно в сочетании с другими дидактическими средствами.

Физический смысл природных явлений может содержаться и во многих пословицах. Даже в ходе простого объяснения материала можно вставить пословицу и интерес со стороны учащихся обеспечен, ведь они много раз слышали это выражение, но совсем не задумывались о его физическом смысле. Примером могут послужить следующая пословица:
- В лесу и сковорода звонка.

Занимательные рассказы из жизни ученых-физиков вызывают очень большой интерес. Насколько "замороченные" в плане интеллекта вещи они открывали, настолько же удивительные истории с ними происходили. Вот некоторые из них:

1.Резерфорд демонстрировал слушателям распад радия. Экран то светился, то темнел.
- Теперь вы видите, - сказал Резерфорд

, - что ничего не видно. А почему ничего не видно, вы сейчас увидите.

2.Ньютон очень не любил отвлекаться от своих занятий, особенно по бытовым мелочам. Чтобы выпускать и впускать свою кошку, не подходя к двери, он прорезал в ней специальную дыру. Когда же у кошки появились котята, то он проделал в двери для каждого котенка по дополнительному отверстию.

Так же, своеобразным толчком для развития познавательных интересов учащихся являются занимательные рассказы - вставки о физических явлениях, из истории открытия различных механизмов или законов.

Другим приёмом, способствующим развитию познавательного интереса учащихся, является работа с ребусами и кроссвордами. Такие задания способствуют усвоению определений, понятий, законов, запоминанию имён учёных, названий приборов. Их можно использовать для закрепления и повторения на обобщающих уроках. Очень интересными для учащихся являются кроссворды, когда их форма связана с темой повторения. После разгадывания ребуса, детям можно предложить описать, опираясь на свои знания по теме, данное слово.

Удачное использование занимательного и исследовательского физического эксперимента не только оживляет урок, но и вызывает интерес учащихся к физическому явлению. Нами представлены физические фокусы и занимательные опыты. Они просты, связаны с учебным материалом, требуют самого доступного оборудования, их разгадка имеет физический смысл, а не является ловкостью рук экспериментатора.

Например, опыт - фокус: На стол ставятся два стакана с бесцветными жидкостями, которые сутки стояли в одном помещении (следовательно, дети, должны сделать вывод о равенстве температур этих жидкостей). Измеряют температуру, не вынимая термометров из стаканов, и смотрят на показания - они оказываются одинаковыми. Затем, как - бы, во избежание ошибки, медленно вытаскивают термометры, и вблизи смотрят показания. И тут все видят, что, показания термометров стали разными. Дети должны дать исчерпывающее объяснение результата. Фокусы, вызывают оживлённые дискуссии, будят мысль, так как стимулируют к поиску объяснения увиденного, к использованию своих знаний. Так же, своеобразным толчком для развития познавательных интересов учащихся являются занимательные рассказы - вставки о физических явлениях, из истории открытия различных механизмов или законов.

Интересно для детей будет узнать, чему равна масса одной снежинки или почему зимой холодно. Учитель может использовать данный материал в качестве дополнительного, или давать ученикам, чтобы они готовили доклады, сообщения, и рассказали одноклассникам, как слепить прочный снежок или почему вода гасит огонь. Ответы на такие простые, казалось бы, вопросы даёт физика. И в последствии, разглядывая снежинку или любуясь деревьями в инеи, ребята будут вспоминать эти рассказы и мысленно объяснять увиденное, опираясь на свои знания по физике.


2.4 Демонстрационный эксперимент и лабораторные работы

Включение демонстрационного эксперимента в канву урока необходимо, но опыты должны проводиться с определенной целью и активизировать познавательную деятельность учащихся. С помощью опытов можно либо создать проблемную ситуацию, либо подтвердить (отвергнуть) какие-то теоретические выводы. Примером может служить следующее: при изучении явления полного отражения света, учащиеся придут в полный восторг и недоумение, если показать им опыт, когда закопченный, абсолютно черный шарик опускается в воду и становится серебряным. Опыт очень красив и нагляден. А дальше поставленная с помощью демонстрационного эксперимента проблема решается своим ходом.

При проведении лабораторных работ познавательный интерес может быть вызван или созданием соответствующей установки на получение важного физического вывода (например, при изучении явления электромагнитной индукции), или пониманием практической значимости изучаемого прибора (например, при изучении модели камеры Вильсона). При проведении лабораторных работ на расчет какой-либо физической величины для формирования познавательного интереса важно, чтобы практически решаемая задача несла новое, неизведанное освещение изучаемого явления (примером может послужить лабораторная работа по определению длины световой волны).

Истинный восторг может вызвать лабораторная работа по сборке простейших физических приборов. Примером может служить лабораторная работа по сборке приемника. Ощущение себя "человеком" от собранного своими руками и работающего радиотехнического устройства запомнится надолго.

Отдельно стоят творческие экспериментальные задания по физике. Здесь уже поиск, здесь уже задействовано творчество, и эти задания строятся по принципам развивающего обучения. Могут быть различные исследования "черных ящиков", постановка в проблемные ситуации и т.д.

2.5 Самостоятельная работа

Самостоятельная работа учащихся рационально организованная и систематически проводимая способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных интересов.

Одна из первых самостоятельных работ "Знакомство с книгой (учебником)":

знакомимся с книгой, рассматриваем те иллюстрации, которые привлекли внимание; учимся работать с книгой (сначала - интерес, потом - знания): изучаем оглавление, учимся находить необходимые слова по предметному указателю, постепенно учимся выделять главное (то, что я говорю громко, учащиеся аккуратно подчёркивают карандашом), составлять план, тезисы, конспектировать и составлять рецензии.


В плане урока почти всегда присутствует пункт ''Работа с учебником''. Это может быть ''парный опрос'', который так нравится моим учащимся 7 - 9 классов. Взаимодействие друг с другом положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы. После изучения нового материала или при проверке домашнего задания учащиеся отвечают на вопросы параграфа друг другу и оценивают свою работу. При проверке я спрашиваю: ''Какую оценку поставил тебе товарищ?'' И задаю любой из рассмотренных вопросов. Если ученик ответил на него правильно, то получает эту оценку в журнал. Это даёт возможность проверить усвоение изученного материала, активизировать деятельность и поощрить учащихся.

При закреплении и опросе приучаю школьников:

- следить за ответом товарищей;

- дополнять изложение главного тем, что упущено.

При выставлении оценки учитываю умение учащихся чётко, логически связно изложить главное в изученной теме.

2.6 Домашняя работа

Развитию познавательной активности школьников способствует правильно организованная проверка выполнения домашних заданий. Одним из важнейших педагогических требований к такой проверке является разнообразие форм ее проведения. Это могут быть: взаимные опросы, рецензии на параграф учебника или ответ товарища, составление планов, вопросов по параграфу, а также различные творческие задания: составление задач, проведение наблюдений и опытов (например, наблюдение дифракции с помощью прорезанного лезвием отверстия в черной бумаге), решение задач, требующих конструкторской смекалки и т.д. Проверка домашнего задания может также осуществляться с помощью дидактической игры, примером может служить широкоизвестная "Почта".

2.7 Исследовательская работа

В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть экспериментально''. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к формированию у учащихся устойчивых познавательных интересов, они охотно работают в течение всего урока. Наслаждение самим трудовым процессом (ведь ученик считает себя первооткрывателем) приводит к сознательному выполнению данной работы.

Так, в 7 классе при изучении темы ''Условия плавания тел'' попросила учащихся принести: орех, луковицу, картофелину, яблоко. Каждый получил 2 стакана: с пресной водой и солёной водой. Поставила проблему: ''Что произойдёт, если все тела бросим в сосуд с пресной водой?'' - дети выдвинули гипотезы, проверили на опыте, сделали вывод, и вновь проблема: ''А если всё это проделать в солёной воде ?'' А если под колоколом насосом воздух откачать, ...а если закачать...'' Это уже продолжение работы на факультативе. А что же дальше делать с орехом? Аккуратно раскололи пополам, содержимое съели, а из скорлупок получили кораблики + пластилин + песок и изучили ''Судоплавание''.