Файл: Административные правонарушения в сфере коммерческой деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перечень обстоятельств, смягчающих применение мер административной ответственности, является открытым, и поэтому судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, являются установленные КоАП РФ факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут назначить более строгие меры административной ответственности из тех, которые предусмотрены статьей КоАП РФ или законом субъекта об административных правонарушениях, если указанные факторы и условия не предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения. Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, закреплен в ст. 4.3 КоАП РФ и является исчерпывающим, т.е. не подлежит расширенному толкованию.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность в сфере коммерческой деятельности, признаются:
-
продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; -
повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ; -
вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; -
совершение административного правонарушения группой лиц; -
совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; -
совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Обстоятельствами, ограничивающими административную ответственность, являются установленные КоАП РФ и принятые в соответствии с ним федеральными законами факторы и условия (обстоятельства), при наличии которых физическому или юридическому лицу, в действиях или бездействии которого имеется состав административного правонарушения, меры административной ответственности назначаются в особом порядке.
Так, должностным лицам в сфере коммерческой деятельности назначаются меры административной ответственности в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Индивидуальные предприниматели и лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в коммерческих и некоммерческих организациях, несут административную ответственность в сфере коммерческой деятельности как должностные лица, если законом не установлено иное (ст. 2.4 КоАП РФ).
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью, несут административную ответственность за совершенное административное правонарушение в сфере коммерческой деятельности в соответствии с нормами международного права (ч. 2 ст. 2.6 КоАП РФ).
Несовершеннолетние (лица в возрасте от 16 до 18 лет) несут ответственность за административные правонарушения в сфере коммерческой деятельности по решению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
К лицам, для которых охота или рыболовство являются основным законным источником средств к существованию, не применяются возмездное изъятие и конфискация охотничьего ружья, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства, а также лишение права охоты (ч. 2 ст. 3.6, ч. 4 ст. 3.8 КоАП РФ).
К лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, не применяется лишение права управления транспортным средством, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также при оставлении указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (ч. 3 ст. 3.8 КоАП РФ).
Обстоятельствами, позволяющими освободить лицо от административной ответственности, являются факторы и условия, при наличии которых орган или должностное лицо, уполномоченные рассмотреть дело об административном правонарушении, могут освободить физическое или юридическое лицо, в деянии которого имеется состав административного правонарушения, от административной ответственности и объявить ему устное замечание.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении в сфере коммерческой деятельности, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
Административные правонарушения в коммерческой деятельности
Меры административной ответственности (административные наказания) в сфере коммерческой деятельности устанавливаются государством за совершенные административные правонарушения.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).
От иных социальных явлений административное правонарушение отличается по ряду признаков.
1. Общественная опасность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние (действие или бездействие) является опасным для общества. Оно причиняет вред законным интересам личности, общества, государства.
Административное правонарушение может причинить реальный или ожидаемый (возможный) физический, материальный, моральный вред. Например, реальный материальный вред причиняет мелкое хищение чужого имущества, а ожидаемый (возможный) физический и материальный вред причиняет нарушение правил хранения и применения (использования) сильнодействующих ядовитых и взрывчатых веществ.
2. Административная противоправность как признак административного правонарушения заключается в том, что данное деяние нарушает правовую норму, охраняемую мерами административной ответственности.
Границы административной противоправности и меры административной ответственности устанавливаются государством на основе оценки факторов и условий, создаваемых таким деянием.
3. Виновность как признак административного правонарушения состоит в том, что данное деяние является результатом свободного волеизъявления правонарушителя, его виновным поведением.
Деяние физического лица считается виновным, если данное лицо осознавало противоправность своего поведения, желало наступления вредных последствий такого деяния либо косвенно способствовало наступлению таких вредных последствий.
Деяние юридического лица признается виновным, если у него имелась возможность для соблюдения правовых норм, охраняемых мерами административной ответственности, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
4. Административная наказуемость как признак административного правонарушения состоит в том, что за совершение данного деяния устанавливается возможность применения и реально применяются административные наказания.
Перечисленные и раскрытые признаки административного правонарушения позволяют правоохранительным органам (должностным лицам) обнаружить и отграничить административные правонарушения от иных вариантов социального поведения физических и юридических лиц, но не позволяют привлечь правонарушителя (физическое или юридическое лицо) к административной ответственности.
Этому служит состав административного правонарушения.
Состав административного правонарушения — это совокупность наиболее общих, типовых признаков отдельных административных правонарушений, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к административной ответственности.
Состав административного правонарушения образуется из следующих элементов:
-
субъект административного правонарушения; -
объект административного правонарушения; -
объективная сторона административного правонарушения; -
субъективная сторона административного правонарушения.
Субъектами административного правонарушения в сфере коммерческой деятельности являются физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, достигшие возраста 16 лет и вменяемые в момент совершения правонарушения), а также организации, имеющие статус юридического лица на момент совершения правонарушения, независимо от организационно-правовой формы.
Среди физических лиц — субъектов административных правонарушений в сфере коммерческой деятельности имеется группа специальных субъектов административных правонарушений. Это физические лица, обладающие специальными признаками, имеющими юридическое значение при квалификации административных правонарушений, связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью.
Специальными субъектами административных правонарушений в сфере коммерческой деятельности являются индивидуальные предприниматели, должностные лица, водители, работники торговых предприятий и др.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области извлечения природных богатств, области производства, области купли-продажи товаров или оказания услуг, в области обмена товаров на другие товары, услуги или